Советское счастье в швейцарском музее изобразительных искусств
Искусство

Советское счастье в швейцарском музее изобразительных искусств

«L'Utopie au quotidien. Objets soviétiques 1953-1991» «Soviet Glamour. La haute couture en URSS dans la collection d'Alexandre Vassiliev» «Vladimir Sokolaev. Reporter de l'ordinaire»

Фото: «Женщина спешит на Первомайский парад. Новокузнецк, 1.05.1983». Автор фотографии Владимир Соколаев. Из частной коллекции семьи фотографа.

До 30 апреля 2017 в Ла Шо-де-Фон (фр. La Chaux-de-Fonds) кантона Невшатель, в Музее изобразительных искусств (Musée des beaux-arts La Chaux-de-Fonds) проходят советские сезоны.

«Утопия повседневности. Советские предметы 1953-1991»

Выставка «Утопия повседневности. Советские предметы 1953-1991» открылась в Музее изобразительных искусств швейцарского города Ла Шо-де-Фон в конце минувшего года. Она посвящена двум событиям.

Во-первых, 100-летию Февральской и Октябрьской революций. Швейцарию нередко называют их колыбелью (к тому же, марксист Владимир Ленин и анархист Петр Кропоткин во время своей швейцарской эмиграции живали в Ла Шо-де-Фоне).

Во-вторых, четверть века назад, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием Содружества Независимых Государств.


image description
image description

Но эта выставка в Ла Шо-де-Фоне не о пламенных русских революционерах и ужасных глобальных революционных потрясениях. Вовсе нет. Она о тихом и теплом. О симпатичном, будничном. О том, что обитает рядом с нами и услужливо заглядывает в наши глаза каждый день – дома, во время учебы, на работе или отдыхе. О маленьком и личном, из которого, в итоге, и состоит большая жизнь. Об обыкновенном, которое очутившись в музейных стенах, приобретает новые черты и смыслы, превращаясь в необыкновенное.

«Цветные школьные мелки для черной доски», 1970-е. Женевский музей этнографии.
«Цветные школьные мелки для черной доски», 1970-е. Женевский музей этнографии.

Ёлочные игрушки, учебник «Букварь», пластмассовая зеленоглазая кукла-неваляшка, жестяная банка «Натуральное кофе растворимое» со «знаком качества», картонная багажная бирка «Аэрофлот», стеклянный граненый стакан с подсолнечными семечками… Тщательно отобранные почти 500 предметов «советской цивилизации» оформлены по тематическим секциям, сопровождаются фотографиями и кинокадрами. «К подержанным вещам, имеющим царапины и пятна, у времени чуть больше, вероятно, доверия, чем к свежим овощам», — написал в 1974 году Иосиф Бродский. До кончины Советского Союза оставалось еще 17 лет. 

«Утопию повседневности» дополняют две экспозиции, содержание которых, казалось бы, повествует об идеях и материях, находящихся на разных полюсах. А впечатление создается цельное и очень сильное – искусственного мира, где в единстве и борьбе противоположностей воплотилась квадратура круга. Где в удушающих объятиях правдивой лжи и лживой правды выживало простое человеческое хрупкое счастье.

«Советский гламур. Высокая мода в СССР из коллекции Александра Васильева»
Это платье сшито в Москве в 1963 году. Оно из гардероба актрисы Натальи Фатеевой и было создано специально для Московского международного кинофестиваля. Из коллекции Александра Васильева.
Это платье сшито в Москве в 1963 году. Оно из гардероба актрисы Натальи Фатеевой и было создано специально для Московского международного кинофестиваля. Из коллекции Александра Васильева.

Это выставка уникальных женских нарядов советской эпохи от Леонида Брежнева до Михаила Горбачева. Три десятка платьев принадлежали разным знаменитым советским дамам – образцам стиля. Когда-то в таких вещах щеголяли Лиля Брик, Галина Брежнева, Клара Лучко, Людмила Гурченко, Ольга Лепешинская, Мая Плисецкая… И, наверное, все модницы СССР хотели быть похожи на них, но в советских магазинах ничего такого не было. Может быть поэтому «мексиканский тушкан» и «шанхайский барс» попали в «Двенадцать стульев» насмешников Ильфа и Петрова? А эти красивые облачения – экспонаты коллекции историка моды Александра Васильева.

«Владимир Соколаев. Репортер будней»

«Контролер в автобусе, а руки заняты», «Детская группа на прогулке», «Место для курения», «Ремонт автомобиля посреди улицы», «Торжественная регистрация новорожденного»… Черно-белые документальные снимки советского и российского фотографа Владимира Соколаева (1952 – 2016) с теплой иронией честно запечатлели «чернорабочую» российскую глубинку. Большинство изображений сделаны в 80-х годах прошлого века в крупнейшем металлургическом и угледобывающем центре России – Новокузнецке. За «железным занавесом», на юге Западной Сибири, в тридевятом царстве жили-были советские люди, о чём рассказывают более тридцати уникальных фотографий Владимира Соколаева.

Кураторы выставки:

Женевьева Пирон, научный сотрудник Женевского университета
Лада Умштеттер, директор музея
Рада Ландар, искусствовед, научный сотрудник Университета Женевы

Текст: Марина Охримовская

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику