Тысяча вторая сказка Шахразады
Литклуб, Охрантология

Тысяча вторая сказка Шахразады

«У арабов, наверное, все как у наших», - размышляла я, бросая в чемодан паспорт, деньги и… крем от загара. Шесть часов комфортабельного полета – и лайнер перенес меня на крыльях удачи из зябкой зимней французской столицы в волшебный город Шарджа, на берег Персидского залива. Милая стюардесса пропела: «За бортом +27 градусов», а в Париже было… +3. Вышли. Я огляделась.

Земля была плоская и ровная, как стол в кабинете большого начальника, и, очевидно – стояла на трех слонах. Огромный небосвод высился правильным куполом. Лай собак не мешал движению облаков, и даже солнце, похоже, вращалось вокруг Эмиратов. А ночью городское черно-серое небо таинственно глядело на меня одиночными слабыми звездами, и душа замирала сладостно под вечностью космического великолепия.

Если верить географии, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) тянутся вдоль северо-восточного побережья Аравийского полуострова на 600 километров. Морской берег зачастую низкий, изрезан неглубокими заливами, с многочисленными островами и коралловыми рифами. На востоке – отроги Оманских гор. В материковой части преобладают песчаные и солончаковые пустыни. Увы, по скоротечности визита жаркое дыхание пустыни Руб-Эль-Хали на этот раз в полной мере вкусить не довелось.

Зато с наслаждением плескалась в море. Вода в Персидском заливе очень соленная и зимой нежно-теплая +23 градуса (те, кто любит погорячее, приезжают сюда летом, когда бирюзовая волна прогревается чуть ли не до +40). Какое наслаждение! На пляже – чистейший мелкий песочек и диковинные ракушки. Прибрежные воды богаты рыбой и жемчугом. Я тоже собирала заморские раковины и, хотя жемчуга не нашла, моя коллекция впечатлений обогатилась ценнейшим экземпляром.

Говоря по науке, климат в ОАЭ тропический сухой. Средняя температура января +20 градусов, в июле – до + 35, зафиксированный дотошными метеорологами максимум +50. Из-за жары и скудности влаги постоянных рек нет, но есть замечательные оазисы с виноградниками, финиковой пальмой, акацией и тамариском, где отлично вызревают вкуснейшие манго, бананы, лимоны и ароматный табак. Живность в пустынях не особенно богата: зайцы, тушканчики, газели, ящерицы, змеи.

Не в пустыне, а на комфортабельном пляже, где все, что нужно для наилучшего отдыха гармонично вписано в солнце и бирюзу, встретила … кошку. Холеную, бело-рыже-серую. Что бы я могла ее, красивую, разглядеть лучше, божья тварь грациозно подошла близко-близко и нежно молвила: «Мяу-у-у!» Да, кошки беседуют без переводчика на всех материках. Толи дело мы – люди. В ОАЭ официальный язык – арабский, широко распространены английский, Хинди и Урду. Во всяком случае, трудностей перевода не ощутила ни лингвистических, ни валютных.


image description
image description

Денежная единица – дирхам. В одном дирхаме – 100 филсов. В обращении банкноты достоинством – 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5 дирхам, монеты по 5 и 1 дирхам, 50 и 25 филсов. Курс – 3,65 дирхама за доллар США. Большинство отелей принимают все известные кредитные карты. Но, имейте в виду, при попытке расчета банкнотами, имеющими отметки банков Израиля, можно встретить очень большие затруднения.

В эмирате Шарджа расположены многие из лучших восточных базаров – шедевры арабской архитектуры и наследие ОАЭ. На шикарных, кондиционированных автомобилях мы колесили по великолепным дорогам. Дух захватывало от вида 40-этажных небоскребов, более похожих на космическое диво, чем создание человеческих рук. Множество кафе и ресторанов, магазины, гольф-клубы, аквапарки, сафари для любителей экзотики. Сафари просто обязательно – такое не забывается!

Мощные джипы под управлением профессионалов доставили нас в лагерь, где прямо на песке живописно лежали ковры и подушки. Мы катались на верблюдах, курили кальян, делали татуировки хной, смотрели танец живота и с упоением танцевали сами. Алкоголь можно было купить в лагере или привезти с собой. Приготовленный в лагере ужин – пальчики оближешь, а такие закат и звездное небо видела впервые. В гостиницу нас, счастливых и утомленных, вернули аккуратнейшим образом.

Южнее Шарджи на восточном побережье ОАЭ расположен небольшой город Корфакан. Несмотря на некоторую отдаленность, он также относится к территории этого эмирата. Корфакан – привлекательный старинный город с современными постройками, садами, парками, кафетериями и красивой набережной в южной части бухты. Недалеко от песчаного пляжа, на скале возвышается чудный Белый Дворец, может быть, главная достопримечательность Корфакана.

В Эмиратах меня не оставляло впечатление, что попала в тысяча вторую сказку Шахразады. Верилось с трудом, что еще вчера на месте этого роскошного великолепия господствовала пустыня. А ведь вплоть до 60-х годов Эмираты были едва не среди самых отсталых стран арабо-исламского мира, получая 90 процентов национального дохода от ловли жемчуга. Но углеводородная энергетика круто изменила мир, и ОАЭ сказочно разбогатели на нефтедолларах.

Так, например, эмират Абу-Даби среди крупнейших поставщиков нефти мирового рынка. Правительство широко открыло дверь иностранным капиталам в обмен на платежи за эксплуатацию территорий и 55 процентов от реализации нефти. Хорошо продуманная коммерческая основа позволяет стране развиваться быстрыми темпами: построены и строятся новые города с современной инфраструктурой, включая грандиозные проекты по опреснению воды и озеленению прежде безжизненной Аравийской пустыни.

Примечательно, что суперсовременное бытие создается усилиями многочисленных мигрантов, коих на одного коренного араба четверо. Что же до силы исламской традиции, то Эмираты относятся к группе стран, где она наибольшая. Так в Шардже, где я в основном познавала «тонкое дело Востока», нравы самые строгие: спиртное запрещено, загорать «топлесс» запрещено, купаться в море можно только на пляже отеля. Правда, до ближайшего эмирата Дубай, где сухого закона нет, рукой подать.

Дубай – коммерческая столица ОАЭ, открытый порт с низкими импортными пошлинами, поэтому цены здесь привлекательны, а огромный выбор качественных товаров разнообразен. В условиях беспошлинной торговли продукция крупнейших мировых фирм стоит в Дубае дешевле, чем в стране-производителе. Предложение при доступной цене с лихвой удовлетворит любой спрос – будь то модная одежда, современная электроника или бедуинские украшения.

Помимо базаров и торговых центров, в городе множество универсальных магазинов и бутиков. Как правило, магазины в Дубае открыты с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 21.00 или позже. Некоторые бутики – с 9.30 или 10 утра. Торговые центры обычно работают с 10.00 до 22.00. Большинство супермаркетов – допоздна и без выходных, а некоторые круглосуточно. По пятницам магазины закрыты на время молитвы с 11.30 до 13.30. В выходной день – пятницу – большинство магазинов работает допоздна.

Невозможно быть в Дубае и не посетить знаменитый Золотой рынок. На его узких улочках бесконечные ряды витрин сияют браслетами, ожерельями и серьгами из золота 18, 21 и 22 карат. Здесь можно купить слитки золота любой формы и веса, золотые монеты. Цены умеренные и определяются скорее весом изделия, чем фантазией ювелира. На улице Космос-Лейн торгуют тканями с Запада и Востока, от набивных ситцев до богатой парчи, рядом – на Аль-Фахиди – модные магазины электроники.


image description
image description

Вообще, аравийские монархии XXI века – интереснейший парадокс истории. Этакая демонстрация возможностей современной техники, технологии и цивилизации на далеком, древнем и еще недавно «забытом Богом» Востоке. Аллах обратил свой благодатный взор на эти страны, и теперь с первобытной родоплеменной жизнью кочевников-бедуинов здесь мирно соседствуют невиданные богатства.

Из восточных сокровищ прикупила: несколько фигурок из мыльного камня стеатита и арабский кофейник–даллу для дома, изогнутый кинжал–ханджар для бой-френда, коробочки для драгоценностей, инкрустированные лазуритом, бирюзой и перламутром для себя и подруг. А еще – солнечные очки, дивной формы и цвета. Нацепив это чудо, кстати, произведенное в милой мне Франции, отправилась покорять Персидский залив на водном мотоцикле.

— Куда? – спросил молодой симпатичный араб.

— To Paris!

— No problem!

Мотор мягко рыкнул, и мы покатили по волнам. Мотоциклист был горячий, мокрый и скользкий от соленых морских брызг. Сколько-то там лошадиных сил, укрощенных человеческой волей и разумом, яростно гарцевали подо мной, водитель бесстрашно бросал механического зверя с гребня на гребень, аж дух захватывало. Очки ветром сдуло через полминуты. В тот же миг поняла – вернусь.

А в гостинице, пытаясь узнать лучше эту фантастическую страну, заговаривала с темнокожей прислугой. Вышколенный бой вежливо объяснил, что приехал из Индии. Работает уборщиком шесть дней в неделю с 7 до 16 часов. Снимет жилье, стирает и гладит сам, обедает в кафе. В месяц получает 750 дирхам (приблизительно 205 долларов).

— Много это или мало?

— Очень мало, — отвечал парень. Он хотел бы зарабатывать 5000 дирхам.

Вот уж верно, одному Аллах дает плов, другому – аппетит. У меня хороший аппетит. И, конечно же, я вернусь в Эмираты непременно на самолете или на том коварном мотоцикле, и, возможно, даже с милым арабом-мотоциклистом. И не откладывая, ведь лучший отдых на этом гостеприимном берегу с октября по апрель.

1999 г.

#

Текст: Марина Охримовская

Фото: Imre Solt

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику