Отзыв на спектакль «Двое на качелях»

Отзыв на спектакль «Двое на качелях»

Вчера была в театре. Небольшой уютный зал в центре Тулузы. На стенах светлого вестибюля – коллекция фотографий, словно остановившиеся мгновенья чьих-то черно-белых снов. Несмотря на несерьезное название театра - «Красная шапочка», дневной спектакль адресован совсем не детям.

«Двое на качелях» — грустно-ироничная мелодрама о встрече, любви и расставании мужчины и женщины в джунглях большого города.

Автор Уильям Гибсон создавал ее для Бродвея, где в 1958 году и состоялась успешная премьера. Простенькую на первый взгляд, но психологически точную, лиричную историю – люблю, не люблю, любит, не любит – более чем за полвека оценили не только жители Нью-Йорка. Она переведена на разные языки, выдержала несколько экранизаций, поставлена на многих театральных площадках мира.

Так, например, через год после бродвейского триумфа, уже по эту сторону океана, в старом свете, ведомая опытным режиссерским талантом итальянца Лукино Висконти, в роли главной героини пьесы покоряла сердца театралов юная француженка несравненная Ани Жирардо. С тех пор минуло более полувека…

Что однако не мешает режиссеру Стефану Батлю сохранить почти в неприкосновенности задуманный автором психологический поединок героев. Ведь трогательные темы одиночества, влюбленности и непонимания актуальны как и прежде. А вот все остальное течет, изменяется. И, видимо, поэтому возникла необходимость в адаптации, выполненной Жаном-Лу Дабади.

Ну, разве может сегодня безработный адвокат Джерри (Малори Касас) завязывать знакомство с безработной танцовщицей Кларой (Эстер Кандаес) посредством напускного интереса к покупке морозильной камеры, а вернее, обыкновенного деревянного ящика, наполненного льдом, нелепого и почти невозможного в наши нано-технологические будни? И ящик заменен автомобилем.


image description
image description

Вполне закономерно пересчитаны с учетом инфляции доходы-расходы персонажей. А еще из сюжета почему-то вычеркнули радио и заменили авторское имя героини Гитель на Клару.

Научно-технический прогресс вообще, и в этом случае, в частности, помогает творческим людям, реально открывая новые широкие горизонты. Так, например, в театре «Красная шапочка» сцена весьма скромных размеров. Воплотить авторскую идею – его студия с телефоном, ее студия с телефоном — физически невозможно. К счастью, современные средства связи бывают не только стационарными.

Значит девушке можно вручить портативный, то есть мобильный телефон. А студию заменить малогабиритным зонтом или компактной скамейкой. И только красное вино, хочется верить, настоящее, наливается, как в старые добрые времена, в высокие узкие бокалы (а не пластиковые стаканчики) из классической формы бутылки темно-зеленого стекла, которую герой не без усилия открывает поблескивающим металлическим штопором.

Важная роль у двуспальной кровати. Она используется и по прямому назначению, чтобы лежать, спать, ласкать друг друга, так и в качестве то зашторенного окна, то символической ширмы, через которую зрители могут наблюдать раздевающихся актеров.

Джерри умеет носить хороший костюм и сам завязывает галстук. За полтора часа, а именно столько длится спектакль, меня не оставляло впечатление, что главный герой, даже обнажившись до трусов, все равно оставался в пальто, глухо застегнутом под горло на все пуговицы, эдакий человек в футляре, так и не объяснивший, чего же он, собственно, хочет. Он и сам не знает. «Я живу бесцельно», — жалуется Джерри подруге. И это не мужское кокетство, а выстраданная откровенность, заслуживающая уважения.

Клара – не красавица, но и не дурнушка, не умна и не глупа, не стерва, не ханжа и уж точно, не монашка, а где-то большая добрая душа, настолько добрая, что готова в первый день не только разделить свою постель с малознакомым мужчиной из жалости, но и одолжить ему денег. Со вкусом подобранные одеяния подчеркивают аппетитные формы актрисы. И лично мне красивые муки одиночества покладистой Клары показались чересчур картинными, а потому малоубедительными.

Средний возраст публики был за шестьдесят. А стариков обмануть трудно. И зрители благодарно хлопали мастерам театра, рассказавшим, хотя и в современных декорациях, одну из историй такой далекой, такой близкой трепетной юности. Ведь быть молодым, сомневающимся, любящим, любимым, пусть даже одиноким, даже в джунглях большого города, все равно очень приятно.

#

Текст: Марина Охримовская

На фото справа — режиссер и актер Малори Касас, Франция. (caes_CNRS)

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику