Экономика России опять хочет в Европу
Общество

Экономика России опять хочет в Европу

В апреле в Цюрихе состоялось событие, широкой общественностью не замеченное. На очередной встрече Швейцарско-Российского Форума в конференц-зале гостиницы St. Gotthard главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик рассказал о «Векторах модернизации российской экономики».

Докладчик четко и ясно озвучил самое главное в большой экономике: люди, деньги, производительность. Он сказал, что укреплению российской экономики поможет: 1) снижение зависимости от цен на нефть; 2) повышение производительности труда; 3) развитие производства и снижение издержек — чтобы качественные товары производились за меньшие деньги.

Про кадры

В мире жестокая конкуренция не только за товары, но и за кадры, которые решают все. Человеческий капитал исторически вопрос «номер один» в России и не только. Бизнес ищет с одной стороны дешевую квалифицированную рабочую силу. А с другой – высококвалифицированных современных менеджеров.

Дешевая рабочая сила прибывает в Россию в большом количестве из Таджикистана, Узбекистана, Киргизстана, других соседних государств. Например, по данным ООН, Таджикистан 40% своего валового внутреннего продукта (ВВП) «привозит» из России. В других странах-поставщиках трудовых мигрантов ситуация схожая. Правда, квалификация этих рабочих рук зачастую оставляет желать лучшего.

Эффективные высокообразованные управленцы востребованы во всем мире. Российская граница не на замке, страну привычно покидает большое количество самых образованных и предприимчивых. А ведь этот «золотой запас» очень нужен дома. Потому что экономика знает примеры, когда человеческий капитал становился главным секретом экономического чуда, например, в Ирландии или Южной Корее. Но как поспособствовать такому чуду в России пока не очень ясно.

О соотечественниках

«Может быть соотечественников соблазнят хорошие условия для развития малого и среднего бизнеса?», — подсказали из зала.


image description
image description

«Правительство вместе с Центробанком рассматривает как резерв политику помощи малому и среднему бизнесу, — ответил господин Лисоволик. — Скажем, на Западе малый и средний формирует 50% ВВП, а в России – менее 20%. В экспорте его доля практически отсутствует. Проблем у «малых» много — трудно найти финансирование, наладить контакты. Так это именно то, что сейчас и пытается делать Кремль – налаживать экономическую политику».

Сделать это  без поддержки мирового сообщества России будет трудновато. Но разве российский бизнес по своей воле оказался «отодвинут» санкциями от активного внешнего рынка? Россияне традиционно ориентированы на сотрудничество с Европой. Российская экономика всегда была тесно связана с западным миром, и лучшего пути для её модернизации пока не просматривается.

Оптимистический риск

Собравшимся предложили внимательнее приглядеться к Евразийскому экономическому союзу (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Потому что эта территория — кладезь полезных ископаемых, а живут здесь более 182,7 млн человек. Регион может и должен стать важным связующим звеном зарождающегося проекта «Шелковый путь» между Европой и Китаем. И это может также придать потенциал новому сближению России и Запада.

Укреплению российской экономики, со слов докладчика, будут содействовать: замедление темпов оттока капиталов из страны; сокращение выплат по долгам; снижение ключевой ставки Центробанка; улучшение отношений с Западом. Среди рисков: повышение процентных ставок Федеральной резервной системы; замедление роста мировой экономики; падение цент на нефть; ухудшение динамики роста развивающихся рынков. Геополитические риски: Украина и другие.

Евразийский Банк Развития. Группа главного экономиста
Макрообзор ЕАБР (июль 2016) = > Страны ЕАБР: За адаптацией рост? (pdf — 51 стр.)

Eurasian Development Bank. Chief economist’s group
EDB Macroreview (july 2016) = > EAEU countries: Growth after adaptation? (pdf — 51 p.)

О переменах

Россия с начала 90-х накопила весомый опыт перемен. Многое уже изменилось к лучшему. Привыкшим к хорошей жизни европейцам просто трудно заметить. И россияне тоже уже не замечают, потому что к хорошему привыкаешь быстро. И последовали примеры.

Скажем, Сбербанк СССР и Сбербанк России. Названия схожи, а разница существенная. «По 40 минут я сам когда-то стоял в очередях, — пожаловался экономист, — а сейчас 5 – максимум». Перемены к лучшему он отметил на железной дороге, в электроэнергетике, Внешэкономбанке, ипотечном кредитовании, на почте. Например, раньше посылку из Америки приходилось ждать в течение года, а теперь – быстро. И все это благодаря новым эффективным кадрам, объяснил специалист. (А много ли россиян живут в ожидании американских посылок?)

Господин Лисоволик предостерег от соблазна использовать слабый рубль для давления на бюджет. «Решать в этом году бюджетные проблемы мы будем, наверное, обычными инструментами — изменением налоговых ставок или регулированием государственных расходов», — предположил он. То есть на повестке российского дня повышение пенсионного возраста и ожидаемо более скромная жизнь для учителей и врачей.

Но почему в «жирные» 2006-2007 годы, когда благодаря дорогой нефти экономика росла ежегодно на 8%, большие миллиарды вкладывались не в реформы, а, послушные политической воле, хоронились в стабфондах? Непонятно. А теперь, когда экономику штормит, «внедрение» реформ может стать весьма болезненным, обойдется дороже.

После официальной части обсуждение продолжилось в неформальной обстановке. (© Schwingen.net)
После официальной продолжилась неформальная дискуссия. Второй слева — Ярослав Лисоволик, третий — Вольфганг Койдл, (© Schwingen.net)

О политической воле

Ведущий дискуссию журналист швейцарского еженедельника «Weltwoche» Вольфганг Койдл спросил прямо: «Вы упоминаете об изменении правил. Это предполагает серьезную политическую волю. А наличие лобби-группы противоречит стереотипу, что как будто один человек решает в России все, и никто на него повлиять не может. Насколько успешной будет эта политическая воля, направленная на принятие новых правил?»

Ответ прозвучал предсказуемо, мол, политическая воля в переменах важна.

О бюрократах

«У России есть инновации и умные люди», — похвалил господин Койдл. И осторожно поинтересовался, не бюрократия ли мешает российской экономике?

Да, России надо бы выходить на больший простор для инноваций и предпринимательства. И это не очень просто, потому что многое в стране перерегулировано. По данным статистики в начале 90-х в РФ было 600 тыс. чиновников, — привёл цифры эксперт. В 2000 – 1 млн, в 2008 уже – 1,5 млн. Много это или мало? В мире принято считать, что если бюрократов больше, чем 1% от населения страны, пора бить тревогу. А в России более 146,5 млн жителей, значит все нормально. Ориентируется страна на мировые стандарты и в оценке эффективности работы министров. Для этого, в частности, теперь используется обзор бизнес-активностей Всемирного банка. Он делается для больших предприятий, которые хотят расширить бизнес. 3-4 года назад Россия была в нем на 123 месте. А сейчас – между 45 и 50.


image description
image description

Об инвестициях

Снижение темпов роста мировой экономики, низкие цены на нефть, санкции и антисанкции хотя и вынуждают Россию отнестись серьезнее к развитию собственного производства, но это не значит, что она стремится быть белее закрытой.

Важная особенность – капитал в России свободен для перемещения наружу и внутрь, что необычно для многих растущих экономик. Например, Китай, Индия контролируют движение капитала очень строго. Не потому ли главные инвесторы в российскую экономику — страны типа Кипра с их знаменитыми офшорами? То есть речь идет о возвращении амнистированных капиталов, ранее выведенных самими же россиянами заграницу.

О нефти

Следующий вопрос: бюджет государства Российского на 50% формируется от продажи углеводородов. Дороже нефть – больше денег. При какой цене нефтяники работают себе в убыток?

Со слов Лисоволика, если баррель стоит выше $ 10-20, это приемлемо. А дороже $ 20 – уже с прибылью. Последнее время, когда цена на бирже падала, российские нефтяные игроки чувствовали себя все равно уверенно. Причина – обменный курс рубля, который обесценивался быстрее, чем дешевела нефть.

О рубле

Наблюдаемое укрепление курса в нынешнем году связывается со снижением оттока капитала и некоторым повышением цен на нефть. Рубль все еще недооценен где-то на 10%. «Укрепление рубля — тренд, который мы увидим. Плюс существенное снижение инфляции в этом году. Она будет, наверное, 7-8%», — выразил оптимизм докладчик.

О недооценке рубля сообщил в начале этого года и журнал «The Economist».

Предложенный его экспертами в 1986-м для более удобоваримого понимания экономики, «метод гамбургера» вошел в мировые учебники экономистов. Биг-Мак McDonald’s сейчас можно купить чуть ли ни в любой стране. Вот только цены разные. Сравнивая их, можно определить покупательную способность валют различных государств по отношению к доллару. Выглядит это приблизительно так.

Например, Биг-Мак в Америке в январе 2016-го продавался в среднем за  $ 4,93, а в Китае – за  $ 2,68. Получатся, что юань недооценен на 46%. В России по этой методе $ 1 на начало года должен был бы стоить 23,12 рубля, а не 73. То есть,  рубль был недооценен почти на 70%. Для сравнения, курс украинской гривны, исходя из «метода гамбургера», был  занижен на 69%. Зато швейцарский франк – лидер переоцененных валют – завышен почти на 31%.

Чем хорош искусственно заниженный курс национальной валюты? Продал сырье за кордон в твердой валюте. Продал доллары – получил рублей больше, чем по-справедливому. Правда, спекулировать таким образом можно не вечно. У всякой веревочки есть конец. Через две недели после озвучки оптимистического прогноза «The Economist» нефть вдруг подешевела. И 20 января, в среду $ 1 «зашкалил» на Московской бирже за 82 рубля.

Таким образом, главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик подтвердил наши наблюдения:

1) Существенная зависимость российской экономики от нефти была и остается.
2) Россия хочет и умеет дружить с Западом.
3) Без западных инвестиций эффективная модернизация, наверное, не получится.
4) Помочь прорыву российской экономики призван человеческий фактор. Стране надо много дешевых рабочих рук, а над ними – тонкую прослойку высококвалифицированных менеджеров, но воплотить это очень сложно.

Текст и фото: Марина Охримовская

Марина Охримовская

Негосударственная некоммерческая организация Швейцарско-Российский Форум основана 10 лет назад с целью обмена информацией и знаниями, а также создания деловых контактов между Россией, Швейцарией и княжеством Лихтенштейн. Исполнительный президент – Беатрис Ломбард-Мартин. В рамках проекта «Матрёшка-диалог – раскрытие сути вещей» встречались восьмой раз. На мероприятия приглашаются швейцарские и российские бизнесмены, дипломаты, юристы, ученые, журналисты.

Ярослав Лисоволик ранее работал главным экономистом и руководителем аналитического департамента Дойче Банка в России. С 2001 по 2004 год — советник исполнительного директора от РФ в Международном валютном фонде (Вашингтон). Член совета при председателе Банка России. С 2012-го – в Экспертном совете при правительстве РФ и рабочей группе по направлению «Макроэкономическая и финансовая политика» при Экономическом совете при Президенте РФ.

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику