Душа времени и города Ц. в новой книге Всеволода Бернштейна
Искусство

Душа времени и города Ц. в новой книге Всеволода Бернштейна

В первую субботу мая Всеволод Бернштейн представил в книжном магазине ZentRus в Цюрихе свою новую книгу. Сборник рассказов «Однажды в городе Ц.» издан при содействии Литературного клуба в Цюрихе.

Всеволод Бернштейн, писатель и журналист, родился в Восточной Сибири, в городе Ангарске. По образованию он океанолог. Печатался в российской прессе, сотрудничает с русскоязычными изданиями в Швейцарии. Всеволод несколько раз вел встречи в Литературном клубе в Цюрихе, он и сам частый их участник.

Литературный клуб в Цюрихе создан в 2014 году Сашей Городиловой. Это объединение энтузиастов, любителей литературы, которые почти ежемесячно собираются, чтобы поговорить по-русски о литературе и других видах искусства. Гостями клуба были: писатели Михаил Шишкин, Артур Соломонов, Анна Матвеева, поэт Сергей Завьялов, художник-мультипликатор Андрей Золотухин, другие интересные люди.

Всеволод Бернштейн считает, что пессимизм по поводу падения популярности традиционных печатных книг сильно преувеличен. И новая книга есть свидетельство оптимистическое, ведь издателем этого произведения является литературный клуб, то есть сами читатели.

Это четвертое литературное творение Всеволода Бернштейна. Вышедший в 1999-м в Москве его первый роман «Клоуны» был замечен немногими. У книги «Эль-Ниньо» (Москва, 2011 год) более счастливая судьба – её любят и читают как в России, так и в Швейцарии, где с 2007 года живет автор. «Базельский мир» выпущен в 2014-м в Швейцарии и вослед «Эль-Ниньо» успешно пополнил библиотеку приключенческого жанра.

«Однажды в городе Ц.» имеет подзаголовок «Сборник рассказов», — анализирует новинку литературовед Нелли Шинкарева. — С литературоведческой точки зрения с этим трудно согласиться, потому что данному произведению присуща романная цельность – единство героя, места и времени. Во всех десяти рассказах главным героем является Борис, одновременно персонаж и автор, то есть в нем объединяются объективное и субъективное начало.


image description
image description

В русской литературе это нечастый прием. Внимательный читатель может его наблюдать в коротких зарисовках жизни и быта, составивших «Конармию» Исаака Бабеля, где главный герой Лютов – одновременно и персонаж, и автор. Или, например, в «многослойной», частично автобиографичной, хронике Леонида Добычина «В городе Эн». То же находим и в прозаической поэме Николая Гоголя «Мертвые души», знакомящей читателя с «жителями города N и окрестностей».

Душа времени и города Ц. в новой книге Всеволода Бернштейна
На последнем листе примечание: «Все имена и события вымышлены. Все совпадения случайны. Вышесказанное не относится к эссе «Город без поэта». (schwingen.net)

Новое сочинение Всеволода Бернштейна привлекательно не только оригинальной литературной формой. Среди его достоинств хотелось бы отметить особый тип гуманизма, пронзительную человечность, особенно в рассказах «Шагающий Аркадий», «Последний зритель», «Аномалия», собственно, и в остальных тоже. Характеры и нравы изображены деликатно, с подкупающей доброй иронией, без морализаторства. Читатель незаметно проникается чувствами и мыслями героев и узнает в них себя. Таким образом, художественно убедительно, точно и узнаваемо описывая события в городе Ц., автор изображает не столько конкретное время и место, сколько душу времени и города Ц.».

Как доказательство этих слов приведем одну прекрасную авторскую метафору: «Борис хорошо запомнил это острое, захватывающее дух ощущение безбрежности. Бесконечный лес, бесконечный мир, бесконечная жизнь. Разумеется, ему четырнадцатилетнему жизнь тогда казалась бесконечной. А теперь он, сорокапятилетний, ходит по размеченному дорожками клочку леса под Цюрихом, в маленькой Швейцарии, посреди маленькой Европы, которая вся, от Исландии до Мальты, уместится на просторах Сибири, как котенок на одеяле». Другие доводы в пользу художественных и нравственных достоинств этой литературной новинки читатели отыщут сами.

Отдельно следует сказать об эссе «Город без поэта», завершающем сборник. В этом небольшом произведении графически резко очерчено то, что называется длинным и труднопроизносимым словом «самоидентификация». Текст искусно строит связи между очень разными поэтами из различных пространств и времен – Санкт-Петербурга, Москвы, Ангарска, Цюриха. Он гармонично вживлен в ткань художественной прозы, проникнут тонким пониманием сложных чувств поэта, художника, всякого думающего человека.

«Однажды в городе Ц.» украшена рисунками молодой художницы Татьяны Губий, родившейся и получивший образование в Николаеве. Полтора десятка реалистичных черно-белых изображений лаконичны и символичны. Цюрих угадывается в оформлении обложки. Впрочем, иллюстрации не навязывают читателю визуальные образы, перед нами характеры и настроения, будь то светлые души, блуждающие в темных аллеях жизни, либо люди летящие, словно впорхнувшие в эту книгу с полотен Шагала.

#

Фото: портрет Всеволода Бернштейна. (Луиза Горшенина)

Текст: Марина Охримовская

Марина Охримовская

Видео: Всеволод Бернштейн читает свой рассказ «Апельсин» на встрече «Что я делаю сегодня» в книжном магазине PinkRus, в Цюрихе, 30 октября 2015 года. Вечер был организован при участии «Клуба Крылья». Писатель признался, что успех у публики «Апельсина» подтолкнул его к созданию сборника рассказов «Однажды в городе Ц.». (Всеволод Бернштейн)

 

Новое произведение Всеволода Бернштейна «Однажды в городе Ц.» доступно на полках книжного магазина ZentRus, ставшего преемником PinkRus.

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику