2017: свободы прессы в мире стало меньше
Новости, Общество

2017: свободы прессы в мире стало меньше

Индекс свободы прессы составляется международной организацией «Репортеры без границ» (РБГ). Показатель считается ежегодно с учетом ответов на 87 вопросов. Их рассылают организациям-партнерам, журналистам, юристам, правозащитникам в разных странах мира по всей планете. Ответы анализируются и по специальной методологии оценивается уровень свободы, которой располагают журналисты в разных странах.

В итоге получается карта свободы прессы и длинный перечень названий государств с пояснениями. Согласно «Репортерам без границ», Индекс призван отражать «степень свободы, доступную журналистам, СМИ и активистам гражданского общества в каждой из 180 стран и усилия, предпринимаемые властями для соблюдения свободы слова». Связавшись с правозащитниками, schwingen.net подготовил обзор для читателей.

Постсоветские страны в Индексе свободы прессы-2017

• Эстония — 12
• Латвия — 28
• Литва — 36
• Грузия — 64
• Армения — 79
• Молдавия — 80
• Киргизия — 89
• Украина — 102
• Россия — 148
• Таджикистан — 149
• Беларусь — 153
• Казахстан — 157
• Азербайджан — 162
• Узбекистан — 169
• Туркмениcтан – 178

Согласно Индексу-2017 наиболее комфортно и защищенно пресса себя чувствует в Северной Европе. Лидируют Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды. Замыкают список Судан, Вьетнам, Китай, Сирия, Туркменистан, Эритрия. Хуже всех со свободой прессы в Северной Корее.

Швейцария еще может хвастаться

Швейцария сохранила 7-е место, сразу за Коста-Рикой. Страна перебралась на него в минувшем году с 20-го. Как я поняла комментарии РБГ, исходя из личного опыта, и, найдя понимание у коллег из swissinfo.ch, по большому счету грех жаловаться. Несмотря на уплотнение медиа-рынка, тут все еще можно хвастаться впечатляющей свободой слова: цензуры нет, прямое влияние на редакционную политику не допускается, структуры контроля и самоконтроля СМИ побуждают журналистов соблюдать этические нормы. Но стабильность условная: в начале 2017 года исчезли двое крупных — газета «Die Schweiz am Sonntag» и журнал «L’Hebdo». Под сокращение попали десятки рабочих мест в газетах «Tribune de Genève», «24 Heures», «Le Temps».

В обществе растет скепсис в отношении общественных электронных СМИ в лице национальной швейцарской телерадиокомпании SRG SSR. Недавно группа молодых политиков, близких к партиям правоцентристского толка (SVP и FDP), запустила народную законодательную инициативу «NoBIllag». Проект предлагает ликвидировать систему общественного солидарного финансирования как телекомпании SRG SSR, так и частных СМИ, получающих поддержку за счет «медиа-сбора» (с 1 января 2019-го налог «на телевизор и радио» должен быть 365 франков). Голосование пройдет 4 марта 2018-го. Одобрение инициативы приведет к демонтажу SRG SSR, пессимисты боятся исчезновения в стране общественных электронных СМИ.


image description
image description

В родных краях разброс большой

Бывших советских граждан заинтересует оценка уровня свободы слова на родных просторах. Страны постсоветского пространства легко найти в списке РБГ на разных уровнях. В верхних строках Эстония (12), Латвия (28), Литва (36). В первой сотне — Грузия (64), Армения (79), Киргизия (89). Далее среди постсоветских республик на позиции 102 — Украина, она находится между Гвинеей и Бразилией (в 2015-м Украина была 129-я, в минувшем году – 107-я).

2017: свободы прессы в мире стало меньшеПравозащитники отмечают, что после революции 2014 года украинские власти провели ряд реформ, в том числе для обеспечения прозрачности владения СМИ и доступа к госинформации. Но необходимы новые усилия, чтобы ослабить жесткую хватку олигархов в СМИ и поддерживать независимость редакций. Продолжающаяся информационная война с Россией вызывает тревогу. В 2016 году власти снова оказались бессильны защитить прессу от таких трагедий, как убийство журналиста Павла Шеремета, публикация личных данных тысяч журналистов, обвиняемых в «измене», поджог в штаб-квартире «Интер ТВ». Области, контролируемые сепаратистами, остаются вне закона, без журналистской критики или иностранных наблюдателей.

Россия — 148-я, в окружении Мексики и Таджикистана. На данном уровне она второй год, а ранее была 152-я.

Комментарии аналитиков помогли мне понять, что после возвращения Владимира Путина в Кремль в 2012 году давление на независимые СМИ в России продолжает усиливаться через ужесточение законодательства, блокирование новостных сайтов и другие репрессии. Правозащитники обвиняют основные российские телеканалы в пропаганде. С другой стороны, для тех, кто ставит под сомнение «скрепы» нового патриотизма и неоконсерватизма или просто отстаивает качественную журналистику, атмосфера становится все более удушающей. 19 апреля 2017 года погиб Николай Андрущенко, журналист «Нового Петербурга». Все больше блогеров получают тюремные сроки за свои сообщения в соцсетях. Некоторые ведущие медиа-организации объявлены «иностранными агентами». В провинции репрессивный контекст побуждает некоторые местные власти удвоить пыл в охоте за критическими голосами.

А у соседа еще хуже

Беларусь на строке 153, а два предыдущих года держалась на 157-ой. В нынешнем году она уступила эту позицию Казахстану, Азербайджан – 162-ой.

На сайте РБГ можно прочесть, что, стремясь ослабить влияние российской власти и экономический кризис в стране, режим Александра Лукашенко старается обелить «последнюю диктатуру Европы» и вернуть доброе отношение международного сообщества. Но кроме освобождения главных политических заключенных, ничего не изменилось. Внештатные журналисты, работающие в независимых СМИ из-за рубежа, не могут получить аккредитацию, зато могут преследоваться судебными органами. Опасаясь дестабилизации, связанной с украинским кризисом, власти посадили в тюрьму и пророссийских, и антироссийских блогеров. Не так уж много журналистов в стране пострадали от арестов или насилия в предыдущем году. Но затишье кончилось в марте 2017-го, когда беспрецедентная волна протестов привела к массовым преследованиям.

Карта свободы прессы-2017. (© Reporters Without Borders)
Карта свободы прессы-2017. (© Reporters Without Borders)

 

Относительный рост позиции Казахстана во Всемирном Индексе-2017 (два предыдущих года он был 160-ый) эксперты связывают исключительно с общим ухудшением свободы прессы в мире. В реальности экономические трудности страны и растущий возраст «лидера нации» Нурсултана Назарбаева лишь усиливают гнетущую атмосферу и стремление к контролю СМИ. Главные национальные оппозиционные СМИ запрещены в 2013 году, последнее рухнуло под штрафами, и каждый новый независимый источник закрывался через несколько месяцев. Арест журналистов явление обычное. Интернет строго контролируется: периодически ограничивается доступ к новостным сайтам, социальным сетям и службам обмена сообщениями, крупномасштабная слежка, блогеры, брошенные в тюрьму…

Карта свободы прессы

Карта свободы прессы, распространяемая в печатном и цифровом виде, отображает позицию разных стран во Всемирном Индексе. Цвета распределяются так: хорошая ситуация (почти белый), более-менее хорошая (желтый), значительные проблемы (оранжевый), сложная ситуация (красный), очень опасно (черный).

В Азербайджане, по мнению аналитиков, еще хуже. Не гнушаясь давить малейший плюрализм, президент Ильхам Алиев беспощадно воюет против последних критических голосов с 2014 года. Независимых журналистов и блогеров бросают в тюрьму, если они не уступают преследованиям, избиениям, шантажу или взяткам. Некоторые независимые СМИ («Zerkalo», «Azadlig») были раздавлены экономически, другие («Radio Azadlig») закрыты силой. Стремясь заставить замолчать самых непокорных, или тех, кто продолжает сопротивляться в изгнании, как например Emin Milli и Ganimat Zahid, власти посягают на членов их семей. В ответ на международное давление, режим освободил из заключения самых известных журналистов в начале 2016 года, но арестовал других в последующие месяцы.

В США тоже не сахар

Строка 43 за США (между западноафриканской Буркина-Фасо и Союзом Коморских островов). В прошлогоднем перечне Америка была 41-ая, а в 2015 году аж 49-я.

Аналитики напоминают, что свобода прессы в США гарантирована Первой поправкой Конституции 1787 года. В последнее время эти гарантии не кажутся такими нерушимыми, особенно после того, как к американскому рулю избран Дональд Трамп. В риторике президента не раз прозвучало в отношении прессы: «враги американского народа». Ответом на критические статьи и отчеты стали попытки перекрыть доступ к Белому дому нескольким СМИ. При двух сроках Барака Обамы было не лучше. Журналистов, освещавших протестные движения, регулярно арестовывали по всей стране. Некоторые из них по-прежнему подвергаются уголовным преследованиям.


image description
image description

Администрация Обамы объявила войну информаторам, судебных исков против них было предъявлено больше, чем за все предыдущие сроки. Американские журналисты все еще не пользуются «законом защиты», который гарантировал бы их право не разглашать конфиденциальные данные о своей работе или защищать свои источники на федеральном уровне. В последние годы на границе США усилились интенсивные обыски журналистов и их технических средств. Некоторым иностранным журналистам запретили передвигаться по стране из-за их внимания к горячим темам, таким как революционная боевая группа FARC в Колумбии или Курдистан.

Свобода прессы – не приоритет

Штаб-квартира РБГ находится в Париже. Франция в списке под номером 39 (45-я в 2016-м, 38-я в 2015-м), между Организацией Восточно-караибских государств и Великобританией.

Хотя французская пресса, по мнению экспертов, как правило, свободна и неплохо защищена законом, медиа-ландшафт в основном состоит из бизнес-групп, владельцы которых имеют другие приоритеты, чем преданность журналистике. Эта ситуация приводит к конфликтам, угрожающим независимости и даже экономическому выживанию некоторых СМИ. Журналисты телевизионного новостного канала iTelle, принадлежащего группе Canal Plus, провели в ноябре 2016 года крупномасштабную забастовку против решений руководства редакции. После чего около сотни журналистов покинули сеть в течение нескольких недель. Другие новостные организации, в том числе «L’Obs», «Le Parisien», группа «Lagardère» и «Mondadori France», подверглись реструктуризации в 2016 году, в то время как появились новые информационные игроки, такие как онлайн-канал «Explicite» и «France Info» в эфире. В то же время наблюдался рост насилия со стороны полиции в отношении журналистов, освещавших демонстрации против трудового законодательства и демонтажа «джунглей» в Кале. В преддверии президентских выборов-2017 выросла враждебность к прессе со стороны политических партий и населения.

Правозащитники международной организации «Репортеры без границ» подчеркивают, что они не оценивают различные политические системы, но приходят к выводу, что в демократических странах «свобода создавать и распространять достоверные новости и информацию» имеет более комфортные и защищенные условия, чем на территориях, где права человека нарушаются. Девиз организации: «Без свободной прессы ни об одной борьбе никогда не узнают».

#

Текст: Марина Охримовская, по материалам и при содействии международной неправительственной организации «Репортеры без границ»

Всемирный Индекс свободы прессы на сайте РБГ: https://rsf.org/fr

 

«В России, вопреки Конституции и закону о СМИ, процветает цензура, уничтожены почти все независимые СМИ, а оставшиеся подвергаются постоянному административному давлению. Профессия журналиста в России стала крайне опасной: начиная с 2000 г. в стране были убиты 143 журналиста, из них семеро были сотрудниками «Новой газеты». Большинство из этих преступлений не раскрыто.» (Резолюция Всероссийского съезда в защиту прав человека, 26.11.2017).

Журналист и соучредитель газеты «Новый Петербург» Николай Андрущенко скончался в реанимации Мариинской больницы 19 апреля 2017 года после избиения. 73-летний пациент был доставлен на скорой помощи 9 марта с черепно-мозговой травмой после нападения, введен в медикаментозную кому, и умер, не приходя в сознание, — сообщает rosbalt.ru

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику