Мило Рау: политический театр нашего времени
Theaterstück von Milo Rau, Aufführung an der SCHAUBÜHNE/ Berlin/Januar 2016
Искусство

Мило Рау: политический театр нашего времени

В рамках гастрольной программы на сцене Драматического театра Цюриха (Schauspielhaus Zürich) показали в апреле спектакль Мило Рау (Milo Rau) «Сострадание. История одного оружия». Производство - берлинский театр Schaubühne в сотрудничестве с Европейской театральной сетью Prospero.

Премьера спектакля состоялась полтора года назад в театре Schaubühne, в Берлине. Москвичи помнят швейцарского режиссера, драматурга и публициста Мило Рау по скандалу вокруг постановки его «Московских процессов» в Сахаровском центре в 2013-м. С тех пор Рау известен как в Россию «невъездной». Из интервью Deutsche Welle следует, что российская власть не желает его видеть в стране якобы по политическим мотивам.

Мило Рау родился в Берне в 1977 году, изучал социологию и немецкую литературу в Париже, Цюрихе и Берлине. Театрального образования не получил, в юности был журналистом. В 2007-м он основал продюсерский центр IIPM – «Международный институт политических убийств». На сегодня реализовано более полусотни театральных постановок, фильмов, книг, выставок. Театральные работы и фильмы Рау – постоянные участники престижных европейских фестивалей, привлекают внимание и вызывают споры. Он также преподает в университете и работает литературным критиком на швейцарском радио SRF.

«Московские процессы» © IIPM / Maxim Lee Der Ankläger
«Московские процессы» © IIPM / Maxim Lee Der Ankläger

Творчество Мило Рау называют мультимедийным, объемным и разносторонним. Будь то кино или спектакли – речь всегда о социальных конфликтах, современных проблемах, между которыми часто заметна связь. Некоторые критики определят его театр как документальный или социальный. Сам Рау настаивает, что он реалист, а не документалист, что он дает художественный образ реальности, инсценируя её. Хотя режиссер нередко опирается на личный опыт актеров, они все-таки всегда играют роли и не являются подлинными свидетелями воссоздаваемых на сцене событий.

«Die Fenster des Himmels stehen weit offen», heißt es in einem religiösen Lied. Das Theater, so denke ich, kann diese Fenster einen Spalt weit öffnen. Und auch wenn sie gleich wieder zugeschlagen werden: Man hat den Himmel kurz gesehen», Milo Rau.

«Окна неба открыты широко», — сказано в религиозной песне. Я думаю, что театр может приоткрыть эти окна; даже если они сразу же захлопнутся, ты видел небо», — Мило Рау.

Три года назад в Женеве показали три пьесы Мило Рау на Фестивале театра, музыки и современного танца (Festival de la Bâtie). Я посмотрела спектакль «Радио ненависти» («Hate Radio») о геноциде в Руанде. Инсценировка пьесы показалась мне необычной: кресла зрителей разместили друг против друга, а посреди сцены за стеклами была расположена студия радио.


image description
image description

Публика стала свидетелем работы радио Руанды, передачи которого активно провоцировали насилие и убийства. Происходившее на сцене было очень убедительно, возникал действенный эффект присутствия. Этот художественный метод инсценировки называется «реконструкция» («reenactment»), когда ситуация из прошлого воссоздана на подмостках. Так театральная реальность создает заново исторические события, выставляя их напоказ.

Реконструкция минувшего увлекает Рау и в его работах-свидетельствах, например, в трилогии: «The Dark Ages», «Empire» и «The Civil Wars». В ней режиссер обращается к современным проблемам Европы. «The Civil Wars» или «Гражданские войны» повествует о вынужденной миграции и росте исламского экстремизма в европейском обществе. Монологи персонажей напоминают показания свидетелей. Текст основан на реальных историях, пережитых актерами в условиях социального конфликта. При этом театр лишь стремится осмыслить границы между аутентичностью и театральной условностью, прошлым и настоящим. А выстраивать связи — задача зрителей.

«Гражданские войны» © IIPM / Marc Stephan
«Гражданские войны» © IIPM / Marc Stephan

В спектакле «Сострадание. История одного оружия» Рау изучает границы человеческого сострадания к беженцам с Ближнего Востока. Актриса исполняет роль сотрудницы некоммерческой организации и делится своим опытом жизни в Центральной Африке. Другая героиня избежала геноцида в Бурунди в 1993 году, так как её удочерила бельгийская семья. В монологах этих двух персонажей проявляются противоречия так называемого европейского гуманизма. Но как часто бывает у Мило Рау, главный свидетель – это зритель, который слушает, видит и судит сам.

Вовлекая в действо публику, театр Мило Рау дает установку на коллективную ответственность. Политический аспект в данном контексте основан не только на остросоциальных темах, но и на сценографии, побуждающей зрителя задавать себе вопросы. Что я вижу? Под каким углом мне это показывают? Сцена превращается в пространство очень личных историй, создаваемая реальность противоречива и диалектична. И в этом также отличие политического театра Мило Рау от театра документального, в первую очередь информативного и просветительского.

Систему Рау можно назвать вызовом театральной классике. Потому что предлагаются не ответы, а вопросы. Как театр относится к настоящему времени? Как современное искусство отзывается политическим эхом? Здесь не только злободневные темы – беженцы, войны, отношение к этому европейцев. Рау говорит со зрителем языком новых театральных образов, личных историй и выстраивает диалог. Думаю, что такой театр сам пишет историю нашего времени через свидетельские показания и может считаться местом коллективной памяти.

#

Текст: Луиз Декайет (Louise Décaillet), Институт славистики Цюрихского университета,
преподаватель — доктор филологических наук Ольга Буренина-Петрова

Slavisches Seminar der Universität Zürich

Редакция: Марина Охримовская

Иллюстрации:

«Mitleid. Die Geschichte des Maschinengewehrs», Theaterstück von Milo Rau, Aufführung an der Schaubühne/Berlin/Januar 2016 (© Schauspielhaus Zürich / T+T Fotografie)

«Die Moskauer Prozesse» (©  IIPM / Maxim Lee Der Ankläger)

«The Civil Wars» (©  IIPM / Marc Stephan)

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику

Михаил Мугинштейн:  «У одного только Мусоргского главным персонажем становится История»
| Искусство

Михаил Мугинштейн: «У одного только Мусоргского главным персонажем становится История»

Михаил Мугинштейн, историк оперы, музыковед, критик, рассказывает об опере Мусоргского "Борис Годунов" и о важности её постановки. Московский журналист Илья...