Валезанские дачники и их древние майены
Общество

Валезанские дачники и их древние майены

Они разбросаны на опушках горного леса иногда близко, а иногда совсем далеко друг от друга в окрестностях городов и посёлков. Эти альпийские усадьбы согревают душу многих поколений, хранящих память и традиции своих предков. Они бывают большие и не очень, старые полуразвалившиеся и реконструированные, со всеми удобствами.

У каждого валезанца свои романтические воспоминания о семейном майене. Там простая деревенская еда приобретает особый вкус, слова – особый смысл, время замедляется, жизнь наполняется радостью. Там нет ни городского шума, ни предметов роскоши, ни интернета. Зато есть Небо, Звёзды, Воздух, Горы, Вода и Земля – всё с большой буквы!

В этих местах природа создала прекрасные условия для выращивания многих садовых и огородных культур – исключительный мягкий климат, сухая осень, большое количество света, тёплый день и прохладная ночь, естественная вентиляция горных склонов, а также особое соединение ветров.

Многие семьи в Вале по традиции ведут подсобное хозяйство и собирают плоды своих трудов на альпийских пастбищах и в альпаже – верхних пастбищах, доступных только три летних месяца. Согласно статистике, большинство валезанцев занимаются сельским хозяйством в свободное от работы время. На 3 500 профессионалов – в десять раз больше садоводов-любителей.

Долины, ущелья и горные гряды

Центральная долина Вале протянулась от горы Фурки до Женевского озера. К ней спускаются, раскрывая свои длинные и дикие ущелья латеральные (боковые) долины, отгороженные друг от друга высокими горными цепями. C древних времён нижний уровень в основном был занят виноградниками, плодоносящими на прогретых солнцем каменных уступах, и небольшими полями, отвоёванными у коварной реки Роны. По краям участков строили каменные сторожки (guérite) с карноцет (carnotzet) – прохладным подвалом для хранения вина.

Валезанские дачники и их древние майены

В сезон полевых работ крестьяне жили в маленьких грубо сделанных деревянных хижинах с низкими дверями и крошечными окошечками, едва пропускающими свет – мазот (mazot). Традиционно в мазоте – одна комната, кухня с очагом и погребком — кавом (cave). Такие хижины строились обычно на две, три или даже четыре семьи, и все спали вместе в одной комнате. Несмотря на тесноту и неудобства, крестьяне хранят в основном приятные воспоминания о тех днях в мазотах. В воскресенье или в плохую погоду, когда работы останавливались, они доставали вино, играли в азартные игры, танцевали.


image description
image description

По долине Роны проходила большая дорога от крепости к крепости, и располагались придорожные заведения, обслуживающие одну из главных европейских артерий. Лишь в прошлом веке, после того как для реки Роны было построено искусственное русло и снизился риск сильных наводнений, в долине начали строиться промышленные предприятия и жилые дома вокруг них.

Нынче в латеральных долинах на высоте до 1000 метров находится зона комфортабельных городков с деревянными шале, почерневшими от солнца, выстроенными вокруг каменных церквей и часовен. Настоящие монтаньяры (montagnardes) – альпийские горцы живут здесь.

Из глубины веков

Люди обитали в долине Роны уже за 5000 лет до Нашей Эры. Сначала в эти края пришли кельты, позже древние римляне — со своей цивилизацией, затем галлы. Несколько тысячелетий здесь шла суровая борьба за жизнь. В IV веке в городе Сьоне на высоком холме была построена резиденция первого христианского епископа на территории современной Швейцарии. Ему принадлежали огромные земельные участки на окрестных склонах, где крестьяне сеяли зерновые, выращивали виноград или пасли скот. Под горой в городе жили ремесленники и воины.

Валезанские дачники и их древние майены

Уже в Средние века в районе будущего Вале процветало скотоводство. Феодалы, желая укрепить границы своих владений, создавали льготные налоговые условия семьям, селившимся высоко в горах. Так возникла альпийская народность Вальцер, общины (communes) которой занимались только скотоводством, их обычаи были наиболее приспособлены для жизни в горах. Суровые условия заставляли их объединяться в коммуны для ведения совместного хозяйства. От Вальцеров пошёл обычай строить примитивные жилища и подсобные помещения непосредственно возле горного пастбища – майены и мигрировать с пасущимся стадом.

На пахотных площадях в горах всегда был недостаток воды. Строительство уникальных систем водоснабжения (bisses) стало возможно благодаря особенной политической организации жизни. Организация коммун позволила строить и обслуживать коллективные пастбища и пашни с древних времён и до наших дней.

Валезанские дачники и их древние майены

Примерно на высоте от 800 до 1600 метров находятся нижние пастбища и зоны майенов с окрестными лугами, где стада могут пастись, по мере отрастания весенней травы, с мая по июнь и с сентября по ноябрь, пока не ляжет снег. Валезанцы перегоняли сюда скот из коровников, а их семьи на время устраивались в горных усадьбах. Со времён таяния древних ледников, на этой высоте образовалась очень плодородная почва. Здесь разбивали огороды, сооружали подпорные стенки, наполняли каменные карманы землёй с помощью безотказных мулов.

Организовывали полив с помощью небольших каналов – бисс (bisses), выдолбленных в скалах. Сажали рожь, маис, картофель, лук, бобы, капусту. Такие семейные огороды давали пропитание семьям вплоть до 60-х годов XX века, когда жизнь в этих долинах поменялась. Если пожилому валезанцу не по силам вести подсобное хозяйство, постепенно обваливаются подпорные стенки, сползает земля, зарастают полынью пастбища.

Мой первый огород

Когда я соорудила свой первый огород, стараясь выровнять участок, сделать его более пологим, сгребла землю вниз – тут же получила замечание, что землю нужно грести всегда только наверх. С годами выяснилось, что земля и так сползает вниз каждую весну под тяжестью метрового слоя снега. А может и совсем уползти на соседский нижний участок. Поэтому перед огородником стоит задача не потерять удобренный плодородный слой. А грядки, наклонённые под углом в 20 – 30°, лучше прогреваются солнцем. Дорожки я проложила ступеньками, тогда как горные люди поднимаются всегда виражами, по которым легче везти тележку или вести мула.

Вышел в свет сборник альпийских сказок на русском языке – «Альпийские легенды и сказки швейцарского кантона Вале». Собрала и пересказала лучшие валезанские легенды Ирина Салимова – организатор программ лагеря Карусель в Швейцарских Альпах.


image description
image description

В создании красочной книги приняли участие более 100 человек из разных стран: дети — победители конкурса иллюстраций к сказкам, руководители изостудий швейцарских городов: Сьон, Женева, Цюрих, Воллерау; российских городов: Саратов, Аткарск, Санкт-Петербург; предисловие книги — от главного редактора журнала «Русская Швейцария» Марины Карлин; фотохудожники Алан Брон (Сан-Мартан, Вале) и Поль Фризен (Ганновер, Германия); издательство «Орион» (г. Саратов, Россия). Сегодня мы с благодарностью поздравляем всех с завершением работы и желаем счастливого пути новой книге.

Все дети – участники программ лагеря Карусель получат книгу в подарок! Желающие приобрести книгу могут узнать у автора Ирины Салимовой (**@ca************.ch) где именно и за сколько можно купить валезанские сказки. Цена книги зависит от страны, места, способа доставки — от 1000 руб до 30 шв фр. Для групповых заявок от 20 книг – специальные условия. По всем вопросам обращайтесь на нашу страницу Facebook: https://www.facebook.com/2016.contes.du.valais.ru/

Многие дети учатся читать на русском и любят рисовать сказки, приглашаем вас к участию в конкурсе рисунков к новой книжной серии «Альпийские сказки». Все дети – иллюстраторы кроме самой книги получат именную скидку 15% на стоимость программы лагеря Карусель.

Приглашаем спонсоров принять участие в издании следующей книги альпийских сказок.

Граница пастбища на замке

Майен обычно включает большой земельный участок, всегда в отдалении от деревни и от соседних хозяйств. Главное в альпийской усадьбе – это пастбище с размерами от сотни до тысячи квадратных метров, иногда от него тщательно отгорожен огород с зерновыми или кукурузой.

Территорию пастбища для коров (park) часто ограничивают лишь одной тонкой верёвочкой, разделяющей участки съеденной и несъеденной травы или указывающей новое направление движения стада. Коровы верят, что человек проведёт и покажет им новый участок свежей зелени, поэтому внимательно следят за всеми людьми, проходящими в поле зрения. «Переход границ» случается крайне редко. Коровы никогда не пасутся после лошадей, им не нравится запах лошадиного навоза. Зато кони, наоборот, охотно поедают траву, не доеденную коровами.

Загон для лошадей в майенах огораживают двумя параллельными верёвками-проводами со слабым электрическим разрядом. Баранов пасут в загонах с сеткой, сплетённой из металлической проволоки. Их толстые шубы с трудом пропускают пропущенный там электрический ток. От диких животных – оленей и косуль – огород загораживать бесполезно, они легко перепрыгивают любые препятствия.

Заглянем в древний майен

У каждой коммуны есть свои зоны майенов: Mayens-de-Sion, Mayens-de-Chamoson, Mayens-de-Riddes, Mayens-d’Eison, Plans Mayens. За столетия некоторые превратились в самостоятельные посёлки, сохранив исторические названия. Место для майенов выбирали тщательно, подальше от оползней, камнепадов, защищённое от ветра, и непременно с источником воды наверху, чтобы легко было соорудить примитивный водопровод прямо в дом и обеспечить доступ животных к водопою. В самом безопасном месте стоит жилой домик – шале, рядом надворные постройки – гренье для хранения зерна, ракар – для продуктов и гранж-экюри – для сена и животных.

Валезанские дачники и их древние майены

Все постройки типичные для народа Вальцер – каменное основание встроено в гору тремя сторонами, и лишь с одной обогревается солнечными лучами. В доме две комнаты – кухня и спальня. Обычно на первом уровне земляной, вернее, скальный пол и помещение для баранов, козочек, мулов, осликов. Своим дыханием и навозом они согревали помещение и заодно жилой этаж.

Второй этаж – из лиственничных брусьев, с годами твердеющих и чернеющих от яркого солнечного света. На видном месте обычно вырезаны слова молитвы, дата строительства и имя строителя на патуа (местном диалекте), французском или латинском языках. Здесь простая квадратная комната с входной дверью, два маленьких окна, камин или печка в углу, большой стол и лавки. Спальные места устроены на антресолях, где всегда тепло. Иногда родительскую кровать делали как большой подиум, занимающий четверть комнаты, а из-под него выезжала на полозьях ещё одна, поменьше. Матрасы набивали соломой. По мере разрастания семьи и достатка, достраивали соседнюю комнату или несколько новых пристроек. Такие словно прилепленные друг к другу живописные домики с каменными крышами мы и видим обычно на альпийских открытках.

Дети и старики ещё в прошлом столетии собирали валежник в окрестностях, мужчины рубили лес, заготавливали дрова, прочищали и расширяли поляны для пастбищ (теперь частично эту работу делают сотрудники лесных хозяйств, но не всегда успевают). Огороды вспахивали на мулах, поднимая сползающую землю. Собранное зерно молотили и складывали в гренье. Женщины заготавливали травы и ягоды, сушили на тканевых стеллажах в ракарах. Деревянные помещения гренье и ракара сооружались на типичных подставках из четырёх толстых брёвен высотой в полметра с большим плоским камнем под несущими балками хранилища. Такая конструкция не позволяет грызунам забираться внутрь деревянного дома. Заготовленное сено затаскивали на верхний этаж гранжа через широкое окно.

Валезанские семьи жили в майенах с апреля по октябрь, занимаясь оборудованием пастбища, обработкой огорода или сбором сена и урожая. Иногда одним домом могли пользоваться несколько семей, сменяя друг друга. Отсюда было ближе подниматься в горы для подготовки летнего альпийского пастбища – уборки камней, прокладки водных каналов – бисс и ремонта пастушьих хижин (гemointse, cabanes).

Пастухи – люди приветливые

В середине июня в праздничный день ИнАльп пастухи уводят стада в альпажи, расположенные выше лесной зоны, где хозяева навещают своих любимиц лишь по выходным. Валезанцы возвращаются в деревни, занимаются ремеслом и виноградниками, регулярно возвращаясь в майены к огородам и на заготовку сена.

Валезанские дачники и их древние майены

Высокогорные пастбища находятся на уровне от 1600 до 3000 метров. Только пастухи и сыровары с доверенными им стадами проводят здесь сезон между праздничными днями ИнАльп в июне до ДезАльп в сентябре. Они по-прежнему выполняют физически тяжёлый труд, живут в примитивных хижинах без удобств и электричества, без сотовой связи и интернета. Одинокая жизнь пастухов породила выдумки о сказочных существах и приключениях, которые они рассказывали друг другу. Пастухи, феи, драконы, черти и отшельники-богомольцы – главные действующие лица альпийских сказок.

Мои знакомые пастухи – люди исключительно приветливые, доброжелательные, жизнелюбивые и шутливые. Они наёмные работники в большой сельскохозяйственной ассоциации, владеющей пастбищами или арендующими коммунальные и государственные. За стадом из двух сотен коров и телят следят обычно два пастуха, утром и вечером они помогают своему шефу – сыровару.

Животноводство в Вале находится под строгим государственным контролем. Стадо не может содержать больше коров, чем может прокормить отведённое ему пастбище. Иностранные животноводы приезжают в Вале только на весенние праздники. Если не считать цыганских набегов, как осенью 2014, когда на итальянскую сторону было угнано 103 барана из долины Саас.

Одно из новых направлений деятельности ассоциаций – строительство гостевых домов (gite) на высокогорных пастбищах для туристов и лыжников, заворожённых горами и приключениями.


image description
image description

Альпийская техника

Хозяева коров приезжают в альпаж по выходным после основной работы, чтобы проведать своих любимиц и проконтролировать работу пастухов. Просёлочные дороги проложены виражами до самых далёких пастбищ, и добраться туда можно на внедорожнике. Здесь не ездят дорогие машины, как на горнолыжных курортах. Нередко, однако, можно встретить российские «Нивы». В 80-х в Вале несколько гаражей продавали импортный вариант жигулёвских внедорожников «Лады», занимались их обслуживанием, и я регулярно встречаю шесть машин в окрестных коммунах, которые служат валезанцам до сих пор.

Валезанские дачники и их древние майены

Майены для души

Как и на российских дачах, в горных шале собираются молодёжные компании. Лучшего места для праздника не найти. Первыми в очереди – мальчишники или девичники. Затем компании школьников, которые мечтают о ночёвке в спальном мешке и вечере «страшных» сказок. Часто приезжают компании активных пенсионеров с наборами для игры в кости, в мельницу, в карточного «дурака» и покер.

Велосипедисты-внедорожники (VTT) резервируют майены после велокросса по альпийским тропам. Каждые выходные отдыхают группы всадников, переваливших через соседний перевал в 3000 метров и их утомлённые кони. Любители-астрономы выбирают безлунные ночи и не могут уснуть от обилия звёзд на небе. А офисные работники предпочитают корпоративные встречи и ночные прогулки при полной луне. И, конечно, влюблённые пары – для романтических встреч.

Валезанские дачники и их древние майены

Зимой майены привлекательны для любителей снежных прогулок на снегоступах. Там можно устроить пикник на солнечной террасе или вечером затопить печку и переночевать на антресоли в спальном мешке. Метровая снежная шапка на крыше хижины создаёт надёжную теплоизоляцию и необыкновенный душевный комфорт.

В зимнее время некоторые жители отдалённых майенов пользуются снегоходами и квадрациклами по специальным разрешениям, так как в кантоне поездки по пастбищам запрещены.

Кулинария в майенах

Как правило, в хижине есть дровяная печка и на террасе открытый очаг. Поэтому блюда здесь готовят простые и очень аппетитные. Мясо и овощи на гриле, лапша, печёная картошка, чай из альпийских трав. Для большой компании подойдёт раклет из местного сыра, для семейного ужина –- фондю. Из десертов самый вкусный (в рейтинге наших детей) – хлеб от деревенского пекаря: ржаной с орехами, абрикосами и сливой!

Валезанские дачники и их древние майены

Альпийские травы собираем на ближнем пастбище. Орегано (душица), горный василёк, иван-чай (кипрей), шалфей, зверобой, мальва, тимьян ползучий (чабрец), ромашка семиглавая. Из зонтичных – дикий анис, фенхель и их уникальный альпийский представитель – императуар. А также молодые побеги еловых веточек и ягоды – дикая малина, земляника, голубика, черника, ежевика. В Альпах не разрешается заниматься промышленным сбором лекарственных растений, многие виды альпийских трав и цветов занесены в Красную книгу. Но на своём пастбище у майена я стараюсь собирать июньскую траву до того, как её съедят коровы.

Аренда майенов дорожает

Жиповисные деревянные домики на опушке леса, заваленные снегом, хорошо видны лыжникам, поднимающимся в телекабинах. Некоторые хижины приспособлены под кафешки, иногда – под базы лыжных школ, другие сдаются в аренду туристам. Сегодня майены очень популярны, на продажу их выставляют крайне редко. Они или достаются по наследству или покупаются у своих же членов семьи и друзей.

Реконструкция жилого шале обходится в сотню другую тысяч франков. Все валезанские хижины пересчитаны, сфотографированы, запротоколированы как исторические объекты. При реконструкции не допускаются ни увеличение внешних размеров, ни добавление окон или дверей. Любые работы по переустройству должны быть утверждены в коммуне и в специальном строительном департаменте кантона. Инвентаризацию коммуны обязаны проводить каждые 15 лет.

Далеко не ко всем майенам можно подвезти на машине строительные материалы и технику. Чаще доставляют вертолётами, нагружая огромные подвесные мешки. Стоит полёт 90 шв. фр. за минуту. Этим объясняется высокая стоимость аренды такого шале для туристов. Так как спрос на отдых в традиционных жилищах есть, некоторые коммуны Вале восстанавливают «этнические деревни». Я знаю такие четыре в долине Валь Д’Эрен.

Сейчас для ремонта майенов используют ту же строительную технику, что и для строительства горнолыжных подъёмников и трасс, а это увеличивает цену и арендную плату в альпийских хижинах.

Реконструкция майена

После согласования и разрешения кантонального департамента, реконструкция начинается с пометки всех брусьев, разборки и складирования их на временных «строительных лесах». Разбирают и откладывают камни фундамента и первого этажа. Потом с помощью современной техники углубляют фундамент, вгрызаясь внутрь горы, прокладывают коммуникации согласно последнему слову экологической науки и со швейцарской точностью.

С водопроводом проще – все майены с самого начала строились возле горного источника. В нём достаточно укрепить резервуар на десяток метров выше шале и провести трубу, вода самотёком под хорошим напором поступает на кухню, в бойлер и в душ. Крупные туристические объекты, горнолыжные станции оборудованы канализацией (даже на ледниках выше 3000 метров). В частных шале обходятся индивидуальными отстойниками (как и в России в отдалённых домах).

Валезанские дачники и их древние майены

Новый фундамент утепляют, укрепляют бетоном и обкладывают декоративно старыми камнями, добавляя при необходимости новые. Второй этаж складывают из отложенных старых лиственничных брусьев, докупая при необходимости старые или состаренные брёвна. В чём государство пошло на уступку собственникам майенов, так это в возможности увеличения высоты деревянных стен на полметра (примерно два – три бруса). Таким образом, высота внутри помещения может достигнуть привычных нам 2, 5 метра.

Также разрешается ставить некрупные солнечные батареи, не портящие внешний вид шале. Некоторые умудряются их устанавливать поодаль на пастбище. Крышу традиционно кроют каменными плитами, выгодно подчёркивающими красоту окрестного пейзажа. В отличие от древних неровных камней, добытых в соседних скалах из плитняка (сланца) и закреплённых длинными лиственничными балками, сейчас хижины покрывают гранитными ровненькими квадратиками из итальянских карьеров по 100 евро за кв. м. или больше.

Внешне отреставрированный майен никак не отличается от своего оригинала. Может, только чуть темнее, потому что его красят в тон выгоревшим старым брёвнам, скрывая вставки из новых материалов. Многие добавляют красные ставни на окна и цветочные горшки – это не возбраняется. А вот внутри! Все домики, которые я видела поражают своей современной «начинкой» – электричество, печь, бойлер, туалет, душ, посудомойка и традиционные кровати вместо полатей и антресолей.

Валезанские дачники и их древние майены

Планировки у всех традиционные – с террасы вход в гостиную с кухней, отсюда – дверь в солнечную спальню и две лестницы: одна ведёт на нижний каменный этаж, другая на спальную антресоль. В нижнем этаже монтируют душ, туалет и спаленку. Повезло тем семьям, предки которых успели сделать пристройки в своих майенах до 50-х годов прошлого века. Традиционно по мере взросления дети могли пристраивать свои шале к родительскому. Поэтому иногда мы видим такие двойные тройные домики с единственным входом и колоритными ступенчатыми крышами.

В наше время (после фиксации 60 годов), когда регулярно проводится детальная инвентаризация всех земельных участков с постройками и деревьями, не только сделать пристройку, даже дерево со стволом толще 10 см нельзя спилить без разрешения.

Как собирают камни

Подпорными стенками из камней фиксировались границы майенов и огородов, выкладывались террасы, укреплялись дома. Каменные кладки в древности возводились без цемента или крепёжных материалов простым подбором камней по форме, скрепляющих друг друга под собственной тяжестью. Основание подпорной стенки делалось в форме трапеции. На виноградных террасах возле Сьона – столицы Вале такие стенки достигают высоты 16 метров. В 50 годах прошлого века после войны многие из майенов потеряли хозяев, и первыми начали разваливаться подпорные каменные стенки. Теперь специальные училища готовят кладочников, но спросом пользуются в основном декоративные стенки. Стоит такая работа 80 шв. фр. за кв. метр. Чаще всего мы видим новые стенки, красиво выложенные у автодорог и на террасах больших дорогих шале.

Валезанские дачники и их древние майены

Каждую весну я удивляюсь, как много камней «вырастает» на пастбищах и дорогах. Их «выдавливает» из почвы тающий снег, и валезанцы ежегодно в обязательном порядке убирают камни: большие и маленькие, где тракторами и бульдозерами, а где и вручную. На пастбище возле майена камни собирают вручную в тележку маленького трактора, а на коммунальных пастбищах объявляется заранее день весенней уборки. Не скажу, что это дело приятное. Ведь под камнями, согретыми весенним солнцем, нередко греются местные змейки – и не всегда безобидные кулевры, героини валезанских сказок. Кто не может лично участвовать в камнесборке, вносит в кассу около 200 – 300 шв. фр. на аренду техники.

Любовь до гроба

Ни один знакомый мне валезанец не представляет, как можно променять прогулку за свежим горным ветерком в альпийском майене на бессмысленное, по их общему мнению, времяпрепровождение у морского берега. Да и плавать горные жители моего поколения в большинстве своём так и не научились. «А где ж нам было учиться?! В ледяных озёрах?» — восклицают они на мой вопрос.

Валезанские дачники и их древние майены

А вот то, что майены любят «больше жизни» я убедилась, когда гостила у швейцарских друзей. Обсудив дела и пропустив по стаканчику местного вина, мы вышли к дороге, где я заметила могильный камень в палисаднике. Участок около 10 кв. м. вокруг могилки был тщательно обустроен: холмик, травка, цветочки, дорожка из мелкого гравия и скамеечка.

Недоумевая, как можно было похоронить кого-то в 10 метрах от собственного шале, я спросила: «Что бы это значило?». Он присмотрелся к надписи на камне – фамилия, имя, год рождения и тире, а год смерти не выгравирован. Как истинный валезанец, мой друг оценил шутку хозяина дома, который позаботился о своей загробной жизни возле майена.

Текст: Ирина Салимова

Ирина Салимова

Фотографии предоставлены автором

Дополнительно: Carrousel Camp International

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику