+100%-

Константина Райкина называют одним из самых творческих и влиятельных людей российского театра. А он волнуется перед каждым спектаклем. Художественный руководитель знаменитого театра «Сатирикон», повелитель смеха и слёз. Король и простой, маленький человек. Глубоко чувствующий и восхитительно играющий. Артист Райкин выйдет в марте на сцену в Цюрихе и Женеве, чтобы сыграть перед публикой главное дело своей жизни.

Готовясь ко встрече со швейцарскими зрителями, народный артист России Константин Райкин ответил по телефону на вопросы журнала schwingen.net.

— Ваш поэтический моноспектакль называется «Над балаганом небо…». Что означает эта фраза?

Константин Райкин: Слова принадлежат советскому поэту фронтового поколения Давиду Самойлову. В этой и других строках его поэмы «Последние каникулы» расшифрован близкий мне взгляд на смысл и содержание искусства. Я обо всём на спектакле расскажу.

— А какие еще прозвучат стихи? Как их отбирали?

Константин Райкин: Я буду читать то, что мне близко сейчас. Это стихи Давида Самойлова о детстве, любви и судьбе, мудрые, ироничные и пронзительные. А также хорошо знакомые и малоизвестные стихотворения Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Лопе де Вега, Александра Пушкина. Мы вместе вспомним творчество этих великих поэтов, их прекрасные, умные и глубокие стихи, любимые многими людьми.

О том, что люблю больше всего

— Ваш выбор между киноискусством и театральным в пользу драматического театра — это так судьба решила?

Константин Райкин: Это я так решил. Давно и сразу. Я больше люблю театр, поэтому так и сложилось. Театр — царство артиста. Наверное, потому театр больше любит огромное количество умных артистов, снимающихся в кино, и тем не менее считающих необходимым работать в театре. Иннокентий Смоктуновский, Жан Габен, Джуди Денч, Вупи Голдберг, Анджела Лэнсбери, Энтони Хопкинс, Лайза Миннелли, Джуд Лоу и другие крупнейшие мировые звезды, известные огромному количеству публики по кино, им было необходимо работать в театре, потому что только театр дает возможность пробовать, экспериментировать, нагружать артиста по полной. В кино этого нет. Кино использует только то, что артист уже умеет. А умение он приобретает в театре. Поэтому театр — кузница мастерства. А кино, телевидение — кузница популярности и денег.

Немного хронологии из жизни Константина Райкина

1971 — окончил театральное училище им. Б. В. Щукина

1971 — 1981 — актёр в театре «Современник»

1973 — фильм «Много шума из ничего», Бенедикт

1974 — фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», Каюм

1976 — музыкальный кинофильм «Труффальдино из Бергамо», Труффальдино

1981 — переход в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина

1982 — переезд театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина в Москву

1987 — театр миниатюр получил название «Сатирикон»

1988 — назначен художественным руководителем театра «Сатирикон»

1992 — новое наименование — Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

2001 — стал руководителем курса в школе-студии МХАТ

2012 — создана «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина»

Сыграл в полусотне спектаклей, как режиссер поставил три десятка спектаклей, снялся в двух десятках кинофильмов. Константин Райкин удостоен многих премий и наград за достижения в области театрального искусства.

— Строительство сакрального театрального пространства, разве не вызов богам?

Константин Райкин: Что такое сакральное? Объясните!

— Искусствоведы говорят, что театр создает новые сущности и даже как будто управляет временем. Он может воспроизвести события давно минувших дней или перенести нас в будущее.

Константин Райкин: И кино создает новые сущности!

— Конечно, но киноленту, например, можно отредактировать, скопировать, положить на полку. А театральное искусство живет, только пока спектакль идет на сцене. Нельзя сказать, ну-ка, поставьте это на паузу, пока я тут шампанского выпью. Я прихожу в театр, сижу и смотрю, и увлекаюсь происходящим на сцене порой даже против моей воли. Так что побуждает человека посвящать всю свою жизнь актерскому ремеслу?

Константин Райкин: Знаете, у меня к этому гораздо более конкретное отношение, не такое безумно поэтическое и пафосное как у вас. Театр — моя работа. Профессия, которой я владею лучше всего, единственная и всеобъемлющая. Ничего кроме театра меня, собственно, не интересует. Это мой дом, моя постоянная, ежедневная работа. Я отношусь к этому, как должно, без ложного пафоса, потому что пафос создает фальшивое ощущение приподнятости. А мне не надо приподнимать мою работу. Она и так для меня интересная, я ее люблю, и это, может быть, единственное, что я люблю в жизни. Театр меня с жизнью связывает и является смыслом моего существования. Вот видите, я стараюсь говорить конкретно, а оборачивается каким-то пафосом.

О том, что меняет судьбу

— После постановки «И пойду, и подуй!» в 1976 году, Вы вновь обращаетесь к «Запискам из подполья» Достоевского в 2010-м. Почему образ «мыслящего безволия» притягателен для Вас?

В моноспектакле "Константин Райкин. Вечер с Достоевским", автор Федор Достоевский. (© "Сатирикон")

В моноспектакле «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», автор Федор Достоевский. (© «Сатирикон»)

Константин Райкин: Там не только «мыслящее безволие», а несколько сложных тем. Это произведение одно из важнейших, а может, и самое важное в моей жизни. В мерзейшем подпольном человеке, поскольку он создан гениальным Федор Михалычем, очень много про меня самого. Впервые «Записки из подполья» я прочёл в 24 года. Тогда меня изумило, что кто-то посторонний, давно живший, может так много знать обо мне. А в начале второй части повести я вообще прочел: «В то время мне было всего 24 года». Это походило на мистику. И моя жизнь изменилась на до прочтения и после. Потом я мерзейшего подпольного человека сыграл. Думаю, ни одна книга не оказала на меня такого влияния. И это мне интересно до сих пор. То есть искусство, в особенности театр, может помочь человеку переосмыслить себя и сделать такие шаги, которые меняют судьбу. Искусство позволяет нам прочувствовать, проанализировать зло и уйти от опасности.

О том, что вне времени

— «Человек из ресторана» создан Иваном Шмелёвым столетие назад. Насколько тема простого и доброго маленького человека Скороходова актуальна в нашем сложном и злом мире индивидуалистов и капиталистов?

Константин Райкин: Тема честного маленького человека востребована всегда. Я думаю, на таких на первый взгляд простых, но глубоких людях, мир держится. Не политики и олигархи берегут его. А влюбленные в свою профессию порядочные люди, работающие увлеченно, самоотверженно, практически бескорыстно. Они переживают горести и радости. Растят детей и учат их быть счастливыми. Все привыкли и не замечают. А искусство увеличивает стократно, и становится ясно, что доброта и трудолюбие в человеке может быть ценнее всего.

На теме маленького человека построено все творчество Чарли Чаплина. Многих увлекает эта тема. Гениальная повесть Шмелёва о человеке из ресторана учит нас состраданию и достоинству. В таких качествах, думаю, нуждаются все люди, независимо от их величины и тысячелетия на дворе. Потому что меняются декорации, ритмы, а человеческие характеры не меняются. Поэтому актуально. Поэтому театр был и остается мощнейшим средством для очеловечивания человека. Я много раз наблюдал, как у зрителей после сильного спектакля менялись лица — они становились просветленными.

Сцена из спектакля "Человек из ресторана", автор Иван Шмелёв. (© "Сатирикон")

Сцена из спектакля «Человек из ресторана», автор Иван Шмелёв. (© «Сатирикон»)

О власти и свободе

— Шекспировский «Король Лир» на сцене «Сатирикона» уже десять лет. В этом спектакле можно увидеть развал страны, трагедию семьи и личности. Но разве легендарный король Лир не хотел просто быть свободным?

Константин Райкин: Это про другое. Лир как раз свободный. Я думаю, он и на троне свободный. Это трагедия других тем, мне кажется, не про свободу.

— А про что?

Константин Райкин: Это трагедия открытий, которые делает человек на старости лет, совершенно неожиданных, которые обычно случаются в молодости, а к нему откровение пришло на старости, и он открывает какие-то совсем простые вещи для себя. И в этом трагедия, потому что восьмидесятилетний Лир вдруг осознает, что многих простых вещей не понимал в жизни. Абсолютная власть застила ему глаза, «нормальный» он был слеп, а обезумев — прозрел. Истинная цена простых вещей Лиру открылась через «обыкновенную», нецарскую жизнь.

— Мой дедушка дожил до возраста короля Лира. Дедушка давно умер, а я помню его слова, мол, в старости ему открылось, что смерти нет. С возрастом действительно открывается, что смерти нет?

Константин Райкин: В «Короле Лире» другая эпоха и другие открытия. Потому что конкретный человек и человечество в целом создают собственную картину мира в координатах своего времени, опыта и знаний. Миропонимание при Лире было иным, не таким, как сейчас. Тогда усопшие предки магически участвовали в жизни потомков, люди верили в души, загробный мир и одушевляли природу.

— А что значит, на Ваш взгляд, быть свободным для художника?

Константин Райкин: Быть свободным, это значит создавать то, что хочешь, так, как хочешь. Со сцены я прочту стихи Пушкина об этом.

Сцена из спектакля "Король Лир", автор Уильям Шекспир. (© "Сатирикон")

Сцена из спектакля «Король Лир», автор Уильям Шекспир. (© «Сатирикон»)

О просвещении и премьерах

— В 2012-м создана «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина». В чем её уникальность?

Константин Райкин: Я преподаю скоро полвека, двенадцать лет руководил курсом во МАХТе. Опыт подсказывает, что уникальность любой школы в её учителях. Большой послужной список ролей мирового уровня у преподавателей, богатый педагогический опыт — всё важно. Потому что «систему Станиславского» можно преподавать по-разному.

— Какие они — сегодняшние студийцы, завтрашние лицедеи? Что ожидать театру от молодых артистов «Школы Райкина»?

Константин Райкин: Мне самому это интересно. Мне кажется, они приходят к нам какими-то полудикими, неловкими, неумелыми, но с большими возможностями и огромным желанием управлять миром. Я пытаюсь их сделать настоящими служителями театра, чтобы театр для них стал способом существования. Не службой, а служением. Признаться, это сложно сделать в наше циничное время. Думаю, мне есть чему их научить, чем поделиться с ними. Надеюсь, театру можно ожидать творческих, энергичных, хорошо образованных профессионалов.

— В театре всегда происходит что-то новое. Скажите о премьерах?

Константин Райкин: О премьерах рассказывать не нужно. Театр надо смотреть, а не рассказывать о нём, тем более по телефону. Мы много премьер готовим. Придет время — всё узнаете. А пока до встречи на спектакле «Над балаганом небо…» в Швейцарии.

— Большое спасибо за интервью. Успехов Вам в творчестве и удачи в жизни! До встречи!

#

Текст: Марина Охримовская

13 марта (вторник) 2018 — Цюрих Samsung Hall, Dübendorf — 20:00

14 марта (среда) 2018 — Женева Uptown — 20:00

Билеты онлайн на сайте организаторов: https://www.afgmusic.ch/

Фото: © Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Константин Райкин в поэтическом моноспектакле «Над балаганом небо…».
В моноспектакле «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», автор Федор Достоевский.
Сцена из спектакля «Человек из ресторана», автор Иван Шмелёв.
Сцена из спектакля «Король Лир», автор Уильям Шекспир.

Подпишитесь на новостную рассылку