+100%-

Украинистика как научная дисциплина в рамках программы URIS, первой и единственной в Швейцарии, изучается с недавних пор в Университете швейцарского города Базель. Мы встретились с автором этого проекта, профессором базельского университета Беньямином Шенком (на фото), специалистом по истории Восточной Европы.

Фритьоф Беньямин Шенк (Frithjof Benjamin Schenk), профессор кафедры истории Восточной Европы исторического факультета Университета Базеля. Работает в этом вузе с 2011 года. Родился в Штутгарте в 1970 году, учился в Марбурге, Берлине и Санкт-Петербурге. Преподавал в Мюнхене. Автор многочисленных научных публикаций. На русском языке вышла его монография «Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог» («Russlands Fahrt in die Moderne. Mobilitat und sozialer Raum im Eisenbahnzeitalter»).

Swissinfo.ch: Вы являетесь инициатором появления университетского проекта Украинских исследований в Швейцарии (URIS). В чём он заключается и какое значение имеет для Швейцарии?

Беньямин Шенк (Benjamin Schenk): В 2014 году, с началом так называемого «украинского кризиса», многим людям в Западной Европе стало ясно, что мы слишком мало знаем об этой стране, ее истории и актуальной политической ситуации. Чтобы что-то противопоставить этому пробелу, я выступил с инициативой междисциплинарной программы Украинских исследований в Швейцарии — Ukrainian Research in Switzerland, сокращенно URIS. Она направлена на долгосрочное развитие украинистики в Швейцарии, призвана учить новое поколение швейцарских студентов и способствовать развитию международного сотрудничества швейцарских украинистов.

Беньямин Шенк: То, что на востоке Украины есть российские военнослужащие, не оспаривается уже ни одной стороной.

Официальная позиция Швейцарской Конфедерации по отношению к событиям в Украине вполне ясна. Она — не единственная из западноевропейских стран, оказывающих гуманитарную помощь гражданскому населению обеим сторонам конфликта, причём на протяжении всех его лет. Нейтралитет страны, а также и важная роль Швейцарии в ОБСЕ способствуют тому, что Швейцария воспринимается всерьёз, поэтому она несёт также и особую ответственность за завершение этого конфликта. Однако в Швейцарии слишком мало экспертов на университетском уровне, которые компетентно могут судить о развитии событий в Украине.

Цель URIS состоит в том, чтобы в недалёком будущем это изменилось. Проект URIS состоит из нескольких элементов. Наиболее важный это Fellowship Programm для приглашённых исследователей. В течение полугода они приезжают в Базель, чтобы заниматься исследованиями по своему направлению и одновременно преподавать в Базельском университете. Программа открыта для исследователей из разных стран, не только историков, но и политологов, социологов, литературоведов.

Сейчас с нами прощается профессор Валерия Кораблёва из Киева, которая занимается политической философией. А первым был известный профессор Георгий Касьянов из Национальной академии наук Украины, вторым — политолог из Великобритании Олена Палько, а осенью к нем прибудет американский коллега Тревор Эрлахер, специалист по истории Украины 20-го века. Второй элемент программы — это изучение украинского языка. Такого прежде не предлагал в Швейцарии ни один университет, а мы летом 2018 введём уже третий курс украинского языка, на него берут тех, кто уже имеет знания одного из славянских языков, к примеру, польского или русского.

Также мы публикуем на интернет-сайте www.uris.ch информацию о научных проектах, связанных с Украиной. Проекты эти или ведутся, или уже завершились в тех или иных вузах Швейцарии. Цель в том, чтобы собрать эту ценную информацию воедино и дать исследователям возможность найти единомышленников. Ну и, наконец, каждый семестр мы организуем семинар, посвящённый «украинским вопросам», и не только в Базеле, но и в других университетах страны, например, в Женеве или в Санкт-Галене.

Swissinfo.ch: Как осуществляется финансирование проекта URIS? Поддерживают ли его Министерство иностранных дел Швейцарии, посольство Украины, другие университеты, частные партнеры, украинская диаспора?

Беньямин Шенк: Основная часть финансирования поступает из федерального бюджета по линии Государственного секретариата по образованию, исследованиям и инновациям (Staatssekretariat für Bildung, Forschung und Innovation, подразделение Федерального министерства экономики Швейцарии, — прим. ред.).

Кроме того, мы получаем небольшую финансовую поддержку от Университетов Базеля, Берна, Санкт-Галена и Цюриха — в основном, с целью организации курса украинского языка. Представителей посольства Украины мы приглашали на открытие, и те с интересом восприняли нашу инициативу, но материальной поддержки с их стороны, как и со стороны организаций или частных лиц нет.

Беньямин Шенк: Мы живём в стране, где существует свобода слова и свобода научных исследований, и я также пользуюсь ей, чтобы неограниченно высказывать своё мнение по всем вопросам.

Swissinfo.ch: Если программа URIS стала первой и единственной в Швейцарии, то в каком состоянии находится украинистика в других европейских университетах?

Беньямин Шенк: Это не совсем так, отдельные исследования уже велись в швейцарских университетах. К примеру, были проекты, посвящённые различным регионам Украины, в Санкт-Галене, есть также проект, финансируемый Швейцарским национальным научным фондом (SNF) в Университете Женевы. Есть и совсем новый исторический проект в Университете Берна. Тесное сотрудничество с коллегами для нас представляет большую важность.

Во многих университетах Швейцарии есть факультеты славистики, однако изучение именно украинского языка и Украины всегда было в тени русского языка и России. Потребуется еще некоторое время, чтобы осознать это соотношение и изменить его, ведь Украина — вторая по размеру страна Европы, и важно заниматься и ее историей, и стоящими перед ней актуальными проблемам и вызовами.

Мы также наблюдаем рост интереса к Украине в западных вузах, в частности, в Германии, но не стоит обольщаться. Если ею заинтересовались учёные, это еще не означает, что теперь она стала важнее и для широкой общественности — в этом смысле нам предстоит еще многое сделать.

Swissinfo.ch: В одном из интервью Вы высказались о масштабном вмешательстве России в конфликт на востоке Украины, о том, что без ее вооружений и военнослужащих военные действия такого размаха были бы невозможны. Это Ваше личное мнение? Что Вы делаете, если на занятиях разгораются споры и конфликты?

Беньямин Шенк: Мы живём в стране, где существует свобода слова и свобода научных исследований, и я также пользуюсь ей, чтобы неограниченно высказывать своё мнение по всем вопросам. То, что на востоке Украины есть российские военнослужащие, не оспаривается уже ни одной стороной. Вначале это отрицалось и подавалось как фейковые новости, но сейчас уже и газеты пишут, что на кладбищах есть солдатские могилы, и не секрет, где эти солдаты погибли. Мне не трудно говорить об этом открыто.

Участники образовательной программы URIS Университета г. Базель с проф. Б. Шенком. (ZvG)

Участники образовательной программы URIS Университета г. Базель с проф. Б. Шенком. (ZvG)

Дискуссии в ходе учебного процесса представляют собой большую важность, их задача состоит в том, чтобы осветить все стороны происходящего. Студенты умеют работать с различной информацией, и они в курсе, откуда она поступает и с какой целью ее поставляют.

Swissinfo.ch: Вы также заявляли, что война на востоке Украины расколола и Швейцарию. Каким образом?

Беньямин Шенк: Лучше всего это видно в социальных сетях, где от людей ожидается более чёткое позиционирование: «Ты за Украину или за Россию»? Такая поляризация, а особенно неготовность к диалогу и желание во что бы то ни стало оставаться в своём углу, представляют собой действительно большую проблему. Это может привести к фатальным последствиям в ситуации войны, когда обрываются каналы коммуникации, и люди начинают верить в то, что они где-то услышали.

Недавно я с группой студентов побывал во Львове, Черновцах и Каменец-Подольском. Многократно сталкиваясь с представлением, что Западная Украина — это форпост украинских фашистов и националистов, заверяю, что, хотя там и встречаются отдельные по-экстремистски настроенные люди, но в целом атмосфера очень дружелюбная.

Swissinfo.ch: Украинцы обвиняют Россию во многих исторических грехах, есть течения, которые требуют изучать историю Украины в отрыве от истории России. Насколько это вообще возможно?

Беньямин Шенк: Конечно, данная тенденция сегодня очень заметна. Сильно желание подчеркнуть, что Украина долгое время была колонией России, а теперь, наконец-то, подобно бывшим колониям имперских стран, она освободилась от этого ига. Такой подход обусловлен драматическими страницами украинской истории, в том числе голодом в начале 1930-х годов, уничтожением украинской интеллектуальной элиты во время сталинизма… Но было бы слишком просто достать и начать использовать готовые пост-колониальные шаблоны.

Важно не проецировать современные конфликты и национальные антагонизмы на историю. Сегодня мы наблюдаем, например, спор украинских, российских и даже белорусских историков о том, кому «принадлежит» Киевская Русь. На самом же деле тут стоит признать и наличие общих исторических корней, и то, что дальнейшее развитие развело эти национальные сообщества и государства по разные стороны. Именно такой способ разобраться с противоречиями и есть правильный с научной точки зрения, однако во время вооружённого конфликта, когда ежедневно гибнут люди, такого рода сдержанные высказывания сложно, увы, донести до общества.

Swissinfo.ch: Для Украины сейчас актуален подъем национального самосознания, а вместе с ним и усиление националистических настроений. С точки зрения историка, это прогресс для страны или регресс? В Европе, к примеру, националистические течения вызывают сильную тревогу.

Беньямин Шенк: Независимость Украины была завоёвана не на Майдане, она была провозглашена в 1991 году, когда буквально одним росчерком пера президентов России, Украины и Белоруссии был распущен Советский Союз. С этого момента Украина — суверенное государство. Тогда же все бывшие советские республики вступили на путь замены старых советских символов национальными. Это имеет место не только в Украине, но в России, Грузии, Армении, Латвии и Литве, повсюду.

Таким образом, на постсоветском пространстве рост национализма или формирование современной нации — естественное развитие событий. Но любопытно, что в то же самое время в Западной Европе идёт обратный процесс. Распад СССР в 1990-е годы совпал с периодом, когда Западная Европа усилила попытки уйти от концепции национальных государств в сторону наднационального подхода, единого Европейского союза. Да, в этом есть некоторое противоречие. Однако для историка очень любопытно наблюдать за ходом формирования наций.

Беньямин Шенк: …мифы могут быть очень стойкими. Русская душа — это некая проекция со стороны, ведь и сама Россия — большая территория для таких проекций, для надежд. Я думаю, такой души не существует, а имеет место разница менталитетов и стереотипы.  

И как человек, и как историк я возлагаю все свои надежды на то, что мы в Европе все-таки придём к такому этапу развития, когда значение государственных границ сократится, а степень национальных антагонизмов снизится, причём и в Западной Европе, и в Восточной. Я мечтаю и о том, чтобы границы и с Россией, и для России в будущем стали более открытыми.

Ведь еще один парадокс состоит в том, что сейчас я по-настоящему борюсь за лучшее понимание Украины в Европе, но при этом нельзя требовать от меня отказаться от симпатий к России и ее жителям. Я посвятил её истории всю мою профессиональную жизнь, там мои друзья, я люблю эту страну. Черно-белое мышление нас далеко не уведёт.

Swissinfo.ch: С чем была связана Ваша мотивация к изучению истории Восточной Европы и какой ее период представляет для Вас наибольший интерес?

Беньямин Шенк: Моя молодость пришлась на 1990-е годы, когда развитие Восточной Европы вызывало огромный интерес на Западе. Естественно, что я также хотел заниматься странами с динамичным развитием, с яркой современностью. Очень рано начав изучать русский, я еще юным студентом побывал в Санкт-Петербурге, где жил в семье и изучал язык.

Мои последние исследовательские проекты касаются в основном поздней истории Российской Империи, 19-го века, а первая моя большая монография, которая переведена на русский, восходит к более глубокой истории, она посвящена фигуре и образу князя и святого Александра Невского, очень важной для формирования русской коллективной памяти.

Swissinfo.ch: Существует ли так называемая «славянская душа», она же «русская душа», или это все-таки клише?

Беньямин Шенк: Я бы отнёс ее к мифам, впрочем, мифы могут быть очень стойкими. Русская душа — это некая проекция со стороны, ведь и сама Россия — большая территория для таких проекций, для надежд. Я думаю, такой души не существует, а имеет место разница менталитетов и стереотипы.

В русской классической литературе есть прекрасные гротескные стилизованные примеры национальных стереотипов: вспомним Обломова и Штольца. Дебатам об этой разнице сотни лет, и к ним нельзя относиться всерьёз, ведь в России живут 130 миллионов человек, в Германии — 80 миллионов, а в Швейцарии — 8 миллионов, и все они очень разные. Стоит учитывать их индивидуальность и не сокращать её до клише.

#

Автор текста: Людмила Клот, Swissinfo.ch

Иллюстрации:

1) Беньямин Шенк: «Важно не проецировать современные конфликты и национальные антагонизмы на историю». (David Ausserhofer)

2) Участники образовательной программы URIS Университета г. Базель с проф. Б. Шенком. (ZvG)

Клуб Крылья / Schwingen.net

Подпишитесь на новостную рассылку и читайте Крылья в социальных сетях