+100%-

В этой истории переплелись разные судьбы. Главные события происходят в Цюрихе и Санкт-Петербурге. К ним причастны наши современники и люди, жившие в другое время. И музыка.

Русский хор «Белые ночи»

Русский хор «Белые ночи» создали в Цюрихе в 2003 году несколько любителей музыки. История коллектива, а тем более творческого, зависит от таланта и лидерских качества руководителя. Более 15 лет «Белыми ночами» руководит хоровой дирижер Яна Василенко. Певица и музыкант, она преподает классическое фортепиано, играет на народной колесной лире, поет романсы, фолк и рок, увлекается и увлекает других.

Сейчас уже ясно, что «Белым ночам» сопутствует счастливая звезда. В коллективе более сорока человек. У них различные профессии и судьбы. Кто-то родился и вырос в Швейцарии, другие приехали сюда из разных стран. Родные языки и песенная культура у хористов несхожи. А музыку любят все. Когда голосов много, а мелодия одна, песня получится, если люди умеют слушать друг друга.

— Мы придерживаемся русской классической школы хорового пения, — говорит Яна. – Выбирая репертуар, стараюсь быть внимательной к настроениям, пожеланиям и умениям хористов. Потому что песня поется легко, когда она от души. К счастью, восторженного и уважительного отношения к музыке нашим любителям не занимать. А регулярные репетиции и большое желание помогают исполнять произведения достойно.

Многие разделяют любовь «Белых ночей» к песне. Хор знают в Европе, России, Армении, Грузии, на Кубе. Он поет и в камерных залах, и таких больших, как Тонхалле Цюриха и Ледовый дворец Давоса. Людям нравится праздновать Рождество, Новый год, Масленицу с «Белыми ночами». Концерт «Помнить ради мира!» стал данью семейной памяти хористов окончанию Второй мировой войны. Хор — частый участник популярных в Швейцарии благотворительных концертов.

Восторженного и уважительного отношения к музыке хористам "Белых ночей" не занимать. (schwingen.net)

Восторженного и уважительного отношения к музыке хористам «Белых ночей» не занимать. (schwingen.net)

Репертуар у «Белых ночей» богатый, а в его основе — русская музыка: народная и классическая.

— Бывая в России, я захожу в магазины музыкальных инструментов и нотной литературы, — рассказывает Яна Василенко. – Например, в Санкт-Петербурге всегда планирую время для «Северной лиры». В один из таких визитов приметила серию книг. Это была Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX-начала XX века. Присмотрелась и поняла, что составлена она с большим пониманием и любовью. Работать с таким партитурами очень приятно.

Вступительные статьи об особенностях хорового творчества композитора – на русском и английском, тексты песен – кириллицей и латиницей, кроме того, есть диск с аудиозаписью. То есть музыку можно не только прочесть, спеть, сыграть, но и прослушать в высокопрофессиональном исполнении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева. «Бесценно!» — подумала я и купила семь книг.

Уже несколько лет произведения из Антологии украшают концерты хора «Белые ночи». Им рукоплескали в разных городах.

А около года назад история получила продолжение в швейцарском Базеле, где живет актриса и режиссер, в прошлом ленинградка, Мария Тхоржевская. У нее на сегодня почти два десятка книг Антологии. Узнав об этом, вдохновенная Яна отправилась за русскими песнями… в Базель. И Мария рассказала ей о своей старинной подруге – собирательнице и хранительнице русской хоровой музыки Елене Дмитриевне Светозаровой.

Елена Дмитриевна Светозарова

Елена Дмитриевна Светозарова, как вы уже поняли, живет в Санкт-Петербурге. Родилась она в 1945 году в семье музыкантов. С отличием окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории, а в 1970-м, и тоже с отличием, дирижерско-хоровой факультет Ленинградской консерватории. Преподает в Санкт-Петербургской консерватории, Институте культуры, в общеобразовательной школе №636 и руководит школьным хором «Легенда».

Елена Дмитриева Светозарова, профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Вы спросите: откуда у меня сведения? Я отправила Елене Дмитриевне письмо, на которое она мне любезно ответила. Так что вся информация из первых рук. Не будет преувеличением сказать, что русская хоровая музыка, светская и духовная, часто очень редкая, почти не издававшаяся, стала жизнью Елены Дмитриевны. Многолетнее служение музыкальному искусству воплотилось в исследованиях, книгах, учениках, многие из которых сами стали хоровыми дирижерами.

Теория проверяется практикой. Уже четверть века Елена Дмитриевна руководит детским хором «Легенда». Для юных это возможность прикоснуться к шедеврам музыкальной культуры, развить хороший вкус и любовь к музыке. «Легенда» — лауреат международных конкурсов, выступает в России и за рубежом. Лучшие традиции русского хорового искусства, светской и духовной музыки находят новых поклонников благодаря творчеству этого коллектива.

 

Наиболее крупные издания Е. Д. Светозаровой

«Дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища при Консерватории в воспоминаниях педагогов и выпускников». СПб.: Роза мира, 1999

«Русская светская хоровая музыка а сарреllа XIX-начала XX века». Нотографический справочник. СПб., 2003.

«Православная Литургия, Всенощное бдение, Католическая Месса. Объяснение чинопоследования и содержания песнопений». СПб., 2005

«Хоровые концерты А. Архангельского». СПб.: Композитор, 2010

«Хоровое пение в Петербургской Консерватории (1862-1912)». СПб.: Композитор, 2013.

«Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX-начала XX века» в 20 томах. СПб.: Композитор, 2013-2019 г.

 

Елена Дмитриевна Светозарова – автор различных научных трудов. Круг её интересов широк, но в основном связан с русским хоровым искусством XIX-начала XX века. Возможно, кто-то ищет такие книги? Даже в их названиях есть музыка. А ведь искусство хранимо бережным отношением к нему. Существенно обогатила мировую музыкальную литературу и Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX-начала XX века.

Елена Дмитриевна является редактором-составителем Антологии и автором всех вступительных статей. Каждая книга серии посвящена творчеству одного из тех композиторов, которые сыграли наиболее важную роль в становлении и развитии русской хоровой музыки. В уникальном издании — все светские хоровые произведения а сарреllа этих авторов, включая те, которые не переиздавались с дореволюционных времен или не издавались вовсе. Это собрание редких русских хоровых жемчужин.

Русские жемчужины для хора

Русские жемчужины для хора многие годы собирала Мария Филаретовна Светозарова. С 1946 по 1972 годы она преподавала «чтение хоровых партитур» в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, учила студентов дирижерско-хорового отделения. Нотная библиотека учебного заведения в послевоенные годы была бедна. И Мария Филаретовна по собственной инициативе стала собирать хоровую музыку.

В репертуаре хора «Белые ночи» много народной и классической русской музыки. (schwingen.net)

В репертуаре хора «Белые ночи» много народной и классической русской музыки. (schwingen.net)

Коллекционирование хоровой музыки стало страстью жизни. Внимательно следила за новинками. Искала и покупала старые хоровые партитуры, что-то дарили друзья, что-то переписывала своим каллиграфическим почерком или фотографировала в домашних условиях. Постепенно сложилась знаменитая «светозаровская» библиотека, которую и сегодня называют в Санкт-Петербурге среди самых богатых собраний хоровой музыки.

Своими открытиями и находками Мария Филаретовна делилась с учениками — для них, для людей, для больших сцен и переполненных залов, а не для скрытых сейфов, создаются и собираются такие драгоценности. Трепетное отношение к музыке сохранила и наследница этого сокровища, дочь Марии Филаретовны и наша героиня – Елена Дмитриевна Светозарова. Вся её жизнь оказалась посвящена тому, чтобы редкое и ценное стало доступно многим.

Почему надо знать хоровую музыку? Что об этом думает Елена Дмитриевна Светозарова?

«Копылов! Анцев! – это же устаревшая, сентиментальная музыка, что можно найти в ней в наши дни?». Такие реплики, не подкрепленные чаще всего знанием музыки, к сожалению, можно слышать даже от профессионалов-хоровиков. Да, незатейливая пьеска Альбрехта или Анцева не сопоставима с хоровыми полотнами Танеева. Но это не значит, что музыкой этих композиторов можно пренебрегать. Обращаясь к прошлому, мы никогда не сможем составить полное представление о каком-то историческом периоде или о развитии какого-либо жанра, основываясь на творчестве только композиторов, получивших широкую известность. Для этого нужно основательно изучить творчество всех композиторов, служивших хоровому искусству и участвовавших в создании русского хорового репертуара».

Родные языки и песенная культура у хористов разные. А музыку любят все. (schwingen.net)

Родные языки и песенная культура у хористов разные. А музыку любят все. (schwingen.net)

Конечно, профессионал или любитель волен оценить музыкальное явление самостоятельно. Для этого прежде всего потребуется желание знать музыку. Что еще? Римский-Корсаков, Чайковский, Алябьев, Даргомыжский, Кюи, Рубинштейн, Ипполитов-Иванов, Кастальский, Булычев и другие русские композиторы жили и творили сто лет назад или раньше. Их музыка дошла до нас в партитурах. До поры до времени она как бы спит в нотных знаках. А музыканты возвращают ей душу.

Вернуть музыке душу

Музыка обретает душу на репетициях и концертах. Мне посчастливилось побывать за кулисами такого таинства. Происходило это в Цюрихе. Русский хор «Белые ночи» под управлением Яны Василенко готовился к июньским концертам. Хористы разучивали произведения на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Тютчева и другие. Я заметила, что между хористами и дирижером есть невидимая связь. А хор очень похож на оркестр, в котором инструменты – люди.

Между хористами и хормейстером есть невидимая связь. (schwingen.net)

Между хористами и хормейстером есть невидимая связь. (schwingen.net)

Не буду раскрывать все секреты – записывайтесь в хор и делайте открытия сами. Но думаю, что одну тайну вы уже разгадали. В новой программе «Белых ночей» – раритеты из Антологии русской светской хоровой музыки. Той музыки, которую собирала в городе на Неве семья Светозаровых. Партитуры были изданы. И Яна Василенко нашла их сначала в «Северной лире», а затем в Базеле. Скоро прекрасную русскую музыку мы снова услышим в Швейцарии.

На концерт Русского хора «Белые ночи» приедет в Цюрих сама Елена Дмитриевна Светозарова.

#

Текст: Марина Охримовская

Марина Охримовская

Журналист, редактор Клуб Крылья / schwingen.net, корреспондент российских СМИ, сетевой автор. Училась в Литинституте, мастерской журналистики Павла Новокшонова, институте радиоэлектроники в Харькове.
Марина Охримовская

 

Изображения: schwingen.net

Портрет предоставлен Е. Д. Светозаровой

 

Unbekannte russische Perlen

Russischer Chor „Weisse Nächte“, Zürich. Leiterin: Jana Vassilenko

TÄGERIG (AG)

16. Juni 2019 / 17.00 Uhr

Katholische Kirche Niederwilerstrasse 4, 5522 Tägerig

ZÜRICH

22. Juni 2019 / 19.30 Uhr

Augustinerkirche Münzplatz 3, 8001 Zürich