Подвижные темпы скрипачки Марии Солозобовой

Подвижные темпы скрипачки Марии Солозобовой

Активная и яркая в музыке и жизни, скрипачка Мария Солозобова рассказывает о крутых виражах судьбы, прекрасной музыке и значении счастливого случая. Десять лет назад она создала в Цюрихе концертную серию «Classical Highlights». Играет Мария на скрипке итальянского мастера Николо Гальяно 1723 года.

— Вы много гастролируете по всему миру. Трудно ложиться поздно, а вставать рано? Вы «жаворонок» или «сова»?

Да, на самолетах приходится летать часто. Кажется, только недавно играла в Мюнхене. А уже совсем скоро снова концерты в Германии и Швейцарии. Затем Китай и Мальта. А в июне выступление в Филармонии Санкт-Петербурга. Но я привыкла просыпаться рано независимо от страны. Обычный рабочий день начинается в 8 утра. И мой тоже. Хотя у меня есть менеджер, генерально все решаю сама. Так что «жаворонок» у меня запрограммирован.

— А когда осознали: я – скрипачка!? Вы из музыкальной семьи?

В нашей семье любили и любят музыку. А работали в авиации, в КБ «Туполев». Родители хотели, чтобы дочь, «как все», создавала самолеты. И отвели меня в физико-математическую спецшколу. А музыка была для души, в свободное от основной учебы время. У меня был прекрасный музыкальный педагог. Вскоре выяснилось, что музыка в моей жизни сильнее математики. Мне было десять, когда я победила на российском музыкальном конкурсе. После чего состоялся большой семейный совет. И еще через пару лет я стала ученицей музыкальной-школы десятилетки имени Гнесиных. Так моя судьба сделала крутой вираж к искусству.

— И что же было после? Давно живете в Швейцарии?

После Московской консерватории имени П. И. Чайковского училась в Вене, затем в Кёльне у профессора Захара Брона, учениками которого были Вадим Репин, Максим Венгеров и другие звезды. В 2000 году победила на конкурсе имени Иоганнеса Брамса в Австрии. А вскоре Захара Нухимовича пригласили в Цюрихскую высшую школу музыки. К тому времени естественно-научный, если можно так сказать, состав нашей семьи уже был привязан к Швейцарии через солнечную энергетику.

Так что для меня переезд в эту страну стал логичным. Были учеба и труд, новые знакомства, разочарования и успехи. Иногда меня мучили сомнения – правильный ли сделала выбор? Придавали силы победы на конкурсах (в 2005-м – первая премия на конкурсе имени Вольфганга Амадея Моцарта, в 2009-м – Tibor Varda и Rodolfo Lipizer Prize. — Прим. ред.) А потом решила создать свою концертную серию «Classical Highlights». И поняла – в Швейцарию меня привел счастливый случай.

— «Подвижные темпы скрипачки зашкаливают до предела, но при этом удивительным образом сохраняют авторский замысел композитора, отражают эпоху и настроение», — пишет о Вас швейцарская пресса. Вы выступаете в лучших концертных залах мира в сопровождении прославленных оркестров, сотрудничаете с выдающимися музыкантами и дирижерами, в том числе Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым, Даниилом Райскиным, Мухай Тан, Петером Чаба и другими. Женщинам в музыке труднее, чем мужчинам?


image description
image description

Нет… Не в нашем веке. У искусства есть традиции и тенденции. Буквально до середины прошлого века женщины крайне редко играли на музыкальных инструментах со сцены. Смотрите сами: Вивальди, Корелли, Паганини, Венявский, Ауэр, Изаи, Хейфец, Ойстрах, Менухин – только мужчины-виртуозы на слуху. А женщина исполняла музыку в узком кругу семьи или друзей. Сейчас мышление другое. Теперь женщину все чаще можно увидеть в качестве солиста, концертмейстера, дирижера.

 

 

Изменилось многое, но не все. Жизнь одинаково строга, будь ты в юбке или брюках. Конкурсы, мастер-классы, фестивали необходимы в карьере любого молодого музыканта, если у него есть амбиции. К этому надо добавить трудолюбие и организаторские способности. Плюс талантливый артист умеет увлечь публику и прекрасной игрой, и личным обаянием. Ведь известно, что зритель приходит на концерт за мечтой. Хороший концерт её воплощает.

А давайте – тест? Назовёте пианистку с мировым именем?

— Марта Аргерих.

Совершенно верно! Она из первых женщин на мировой сцене. Мир перевернулся, и теперь мы конкурируем с мужчинами не только в новейших сферах вроде самолетов и космоса, но и в таких классических, как музыка. На сегодня техника исполнительского искусства так развита, что с закрытыми глазами не разберешь, кто играет – женщина или мужчина. Смею предположить, что женщине из-за природной миниатюрности и чуткости рук, может быть, даже удобнее играть на скрипке.

— И как же Вы познакомились с Мартой Аргерих?

Я восхищаюсь Мартой Аргерих с детства и очень хотела познакомиться с ней. Наконец, судьба мне улыбнулась. Набралась храбрости и предложила знаменитой пианистке сыграть вместе Сонату до минор Сезара Франка. Встретились в Женеве у неё дома. Я волновалась. Мы просто играли вместе, никаких слов. А когда закончили, она вдруг говорит: «Съешь чего-нибудь вкусненького?» Это был прекрасный вечер. Вскоре Марта сообщила, что сыграет со мной в нашей концертной серии. Это меня убедило, что она действительно осталась довольна.

— А Миша Майский?

Тоже любопытная история. У Моцарта есть Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор. А можно ли исполнить партию альта на виолончели? Поделилась идеей с Мишей Майским на фестивале в Лугано. Человек большого таланта и юмора, Миша выдержал паузу, посмотрел мне прямо в глаза и говорит: «Вы, Мария, очень рисковый человек!» А два месяца спустя у меня телефонный звонок. Миша Майский хорошо обдумал моё предложение и решился. И мы исполнили это чудесное произведение в Тонхалле Цюриха с большым успехом.

— В Вашем репертуаре музыка от барокко до модернизма. А есть любимые произведения?

Одной из целей создания в Цюрихе нашей концертной серии было мое сокровенное желание иметь свободу действий, чтобы я могла сама творить репертуар и играть ту музыку, которую хочу. К счастью, мечты сбываются, и теперь я создаю программы на свой вкус, помня о предпочтениях публики. Это очень интересно, потому что выбор огромен – прекрасные композиторы написали великую, глубокую музыку. И я не готова назвать концерт Чайковского, или Брамса, или Бетховена, как самый любимый.

— У классики есть клише, что она скучна. А концертная серия «Classical Highlights» собирает большие залы. В чем здесь секрет?

Любители музыки секрет знают. Когда программа яркая, сильные исполнители, современный уровень, который даёт определённые эмоции, заряжает энергией – поверьте, зрителю не до скуки. Думаю, каждый человек может себе позволить попробовать классику хотя бы один раз, чтобы судить самому, а не с чужих слов. Ведь бывает, что человек по незнанию думает: тут сложности высшей математики. А оказывается, что это как раз то, что ему так нужно, это просто его жизнь.

— А трудные композиторы?

Они все трудные, и в этом удовольствие. Например, в плане техники считается, что Паганини дьявольский композитор, что его могут сыграть не все скрипачи. Есть и другое мнение. Виртуозные конструкции Паганини удобны для демонстрации технического мастерства. И его концерт можно сыграть, механически владея техникой игры на скрипке. Например, у Чайковского нет такой тяжелой техники. Но, положа руку на сердце, концерт Чайковского по музыкальному наполнению, звукоизвлечению, форме исполнить гораздо сложнее.


image description
image description

Мне равно интересны магнетизм Вивальди и дерзость Паганини. Когда училась в Австрии, увлекалась великими венцами: Моцартом, Гайдном, Бетховеном. Мое воображение занимает творчество Баха, Брамса, Мендельсона, Бруха и Генделя, Шумана и Штрауса, других композиторов, близких европейскому менталитету. А от русской традиции – Чайковский, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. И ещё мне очень нравится знакомить публику с замечательной малоизвестной музыкой.

 

 

Например, работая в музыкальной библиотеке Базеля, я нашла рукопись партитур Ханса Хубера (Hans Hubers). Он родился в 1852 году в кантоне Золотурн, дожил до 1921 года, был директором Базельской консерватории и основоположником Союза композиторов Швейцарии. Хубер был признанным авторитетом своего времени. Он оставил нам восемь симфоний, оперы, концерты, другие произведения. Его музыка очаровала меня.

И совсем другая история – Павел Фёдорович Юон (Paul Juon). Он родился в Москве в 1872 году в семье швейцарских эмигрантов. Стилистически Юон близок кругу Бородина, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Тем не менее его творчество абсолютно самостоятельно. Концерт для скрипки был написан в России. На рубеже XX века композитор переехал в Берлин, где и работал, а в 1934 году поселился в Швейцарии.

Музыка и судьба Хубера и Юона так меня поразили, что их произведения вошли в нашу программу и были очень тепло приняты публикой. Также мы записали диск на Sony-Classical с Kevin Griffiths & Collegium Musicum Basel.

— Вы преподаете в Музыкальном университете Лозанны. А в минувшем году провели в Швейцарии летний мастер-класс. Как пришли к этому и какие впечатления?

Самые положительные. Концертная деятельность по всему миру это всегда новые знакомства. Закономерно в последнее время ко мне приходит много запросов на мастер-класс. Идею поддержали замечательные музыкальные педагоги: скрипач Павел Верников, пианисты Константин Лифшиц и Кристина Мартон-Аргерих.

Музыкальное событие состоялось в красивейшем швейцарском городе Золотурне (Solothurn), исторический центр которого возведен в барочном стиле. Приехали 15 молодых музыкантов, кроме обязательных занятий были конкурс, концерты, экскурсии и так далее. В планах проводить такие мастер-классы каждые два года.

— Как проводите свободное время? Есть оно у музыкальных звезд?

Кто хочет, найдет время для отдыха, это зависит от человека. Если, конечно, звезды сложатся 🙂 А если серьезно, люблю море и горы – природа даёт мне силы. Летом загораю на Средиземноморье, например, в Сардинии. А зимой катаюсь на лыжах в Бернских Альпах. Знаете, что, может быть, самое трудное для артиста, который часто выступает на сцене? Не перелёты и строгий график. А свежеть восприятия. Потому что даже сотый раз играя концерт Чайковского, музыка оживет, если чувствуешь её, как в первый раз.

— Какие новинки ждут публику – поделитесь?

С удовольствием. В первую пятницу мая в нашей концертной серии прозвучат шедевры немецких и австрийских композиторов. В Двойном концерте Баха для скрипки, гобоя и оркестра я сыграю с замечательным российским музыкантом Алексеем Уткиным. Будет исполнена музыка Гайдна, Моцарта, Шуберта. Камерным оркестром из Мангейма будет дирижировать знаменитый Беньямин Юсупов. В скором будущем зрители услышат прекрасные оркестры из Германии, китайскую пианистку Юджа Ванг (Yuja Wang), других выдающихся артистов. А 2020 год юбилейный – 250 лет со дня рождения Бетховена. И я буду счастлива сыграть его скрипичный концерт.

#

Текст: Марина Охримовская

Изображения: © Classical Highlights

«CLASSICAL HIGHLIGHTS»
3 мая концерт в Tonhalle Maag Zürich посвящен музыке немецкого барокко и венской классической школы. Концертная скрипачка международного уровня Мария Солозобова и легендарный гобоист Алексей Уткин исполнят Двойной концерт Баха в сопровождении Курпфальцского камерного оркестра (Kurpfälzisches Kammerorchester). Корейское сопрано Sooyeon Kim споет вокальные партии в произведениях Моцарта. Прозвучат концерт Гайдна для скрипки и оркестра и симфония Шуберта. Дирижирует Беньямин Юсупов (Benjamin Yusupov).

Мария Солозобова является художественным руководителем концертной серии «Classical Highlights», созданной в Цюрихе в 2009 году. Четыре ежегодных концерта классической музыки представляют произведения композиторов-корифеев и малоизвестных. Солисты с мировыми именами и молодые дарования выступают в сопровождении прославленных симфонических и камерных оркестров. Российские соотечественники имеют возможность покупать билеты со скидкой.

CD с музыкой в исполнении скрипачки Марии Солозобовой можно приобрести на её концертах и в интернете.

http://mariasolozobova.ch/

https://classicalhighlights.ch/

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику