Теракт в Клотене: шок для мирной Швейцарии
Общество

Теракт в Клотене: шок для мирной Швейцарии

История швейцарской дипломатии Ровно полвека назад 18 февраля 1969 года четверо боевиков Народного фронта освобождения Палестины (НФОПВ) открыли огонь по самолету израильской авиакомпании «Эль-Аль», вылетавшему из аэропорта Цюрих/Клотен. Для Швейцарии это стало настоящим шоком: нейтральная страна внезапно оказалась на линии огня и почувствовала всю свою уязвимость перед лицом глобального терроризма.

«Федеральный совет […] со всей решительностью осуждает действия преступников, которые, в нарушение принципов швейцарского законодательства, регулирующего условия нахождения на швейцарской территории иностранных граждан, равно как и порядок защиты их законных прав и интересов, противоправно превратили территорию нейтральной страны в место разбойного нападения […] Еще большее разочарование и возмущение испытал Федеральный совет, — правительство страны, вот уже многие годы, в соответствии с духом своих гуманитарных традиций, участвующей в работе международных структур, оказывающих помощь палестинским беженцам, —приняв к сведению информацию о том, что ответственность за совершенный в аэропорту Клотен теракт взял на себя Народный фронт освобождения Палестины».

Из пресс-релиза Федерального совета, правительства Швейцарии, от 19 февраля 1969 года.

В тот день, 18 февраля 1969 года, в Цюрихе лежал снег. Еще днем белый «Фольксваген» припарковался на автостоянке на окраине аэропорта Клотен. Внутри него были трое мужчин и женщина. Около 5:30 вечера перед автомобилем вырулил и остановился, ожидая разрешения на взлет, Boeing 720-B израильской компании El Al, следовавший транзитом через Цюрих из Амстердама в Тель-Авив. Двое сидевших в машине террористов вышли из машины и открыли огонь из автоматического оружия по самолету. Шесть пассажиров получили ранения разной степени тяжести, раненый в живот второй пилот Иорам Перес (Yoram Perez) скончался две недели спустя в одной из клиник Цюриха.

Место совершения теракта, зафиксированное на фотоснимке 18-го февраля 1969 года. Самолет на этой фотографии находится точно в том же положении, в котором он был в момент, когда преступники открыли по нему огонь с расположенной на переднем плане автостоянки. (Dodis.ch)
Место совершения теракта, зафиксированное на фотоснимке 18-го февраля 1969 года. Самолет на этой фотографии находится точно в том же положении, в котором он был в момент, когда преступники открыли по нему огонь с расположенной на переднем плане автостоянки. (Dodis.ch)

На борту самолета находился вооруженный офицер израильской службы безопасности Мордехай Рахамим (Mordechai Rachamim). Он был вооружен пистолетом, который, кстати, агентам разрешалось иметь и использовать на борту, но который нельзя было выносить из самолета. Выбив один из иллюминаторов, он выпрыгнул на землю и перелез через забор, который отделял парковку от территории взлетно-посадочной полосы.

Открыв ответный огонь, он ликвидировал одного из нападавших, Абделя Мохсена Хасана. В этот момент на место перестрелки прибыли автомашины пожарной службы аэропорта, чуть позже подоспела полиция. Израильский агент и оставшиеся в живых палестинские террористы были арестованы и взяты под стражу. К месту заключения их везли в одной машине, швейцарские полицейские не успели еще к тому моменту понять, кто из арестованных есть кто.

Фотография Амены Дахбор (Amena Dahbor) из уголовного дела, 19-го февраля 1969 года. (dodis.ch)
Фотография Амены Дахбор (Amena Dahbor) из уголовного дела, 19-го февраля 1969 года. (dodis.ch)

 

Мирная Швейцария в шоке

 

На следующее утро Вилли Шпюлер (Willy Spühler, 1902-1990), тогдашний глава Федерального политического департамента (DPF), нынешнего Федерального Департамента/Министерства иностранных дел (ФДИД), проинформировал о происшедшем своих коллег по Федеральному совету, правительству страны. В пресс-релизе, который был вскоре после завершения очередного своего заседания выпущен кабинетом, говорилось, что «особенную степень тяжести этому преступлению придает то обстоятельство, что в результате его совершения наша страна, придерживающаяся нейтральных позиций, была превращена в театр военных действий».

Этот материал вышел в серии публикаций swissinfo.ch, посвященных самым резонансным и знаковым сюжетам в истории швейцарской дипломатии. Публикация подготовлена в сотрудничестве со «Швейцарским архивом дипломатических документов» (Dodis). Архив Dodis входит в состав «Швейцарской академии гуманитарных и социальных наук» (Schweizerischen Akademie der Geistes- und Sozialwissenschaften), будучи независимым Центром, осуществляющим академические исследования в области истории внешней политики и международных отношений страны с момента основания в 1848 году современной федеративной Швейцарии.

(Dodis)

«Террористический акт на швейцарской земле стал шоком», — говорит Саша Зала (Sacha Zala), директор «Швейцарского архива дипломатических документов» (Forschungsstelle Diplomatische Dokumente der Schweiz / Dodis). «Вплоть до этого момента Швейцарии удавалось избегать прямого вовлечения в вооруженные столкновения благодаря своей политике нейтралитета. И вдруг израильско-палестинский конфликт из абстракции превратился в нечто, что происходит буквально у нас под носом. Это был крайне травматичный опыт. В обществе, так или иначе, начали осознавать, что Швейцария больше не отвечает идиллическим представлениям об островке мира и спокойствия, каким она считалась в период и после Второй мировой войны». Теракт, кроме того, поставил перед правительством Швейцарии дипломатические вопросы ранее небывалой сложности.


image description
image description

Десять дней спустя после стрельбы в аэропорту Клотен Федеральный политический департамент (МИД) передал ноты протеста диппредставительствам Ливана, Иордании, Сирии и Израиля. Тексты нот, особенно тех, что были адресованы арабским странам, отличались непривычной жесткостью тона. Так, в адрес первых трёх стран из указанного перечня были обращены обвинения в том, что они закрывают глаза на действия террористических организаций, базирующихся на их территориях. «Обычно в рамках дипломатических отношений такого рода обвинения в формате нот не озвучиваются, однако на тот момент у такого шага были очевидные причины внутриполитического характера», — уточняет Саша Зала. Ответные ноты из арабских посольств отличались, правда, не меньшей жесткостью.

Расследование теракта в Клотене и последовавшее за ним судебное разбирательство в Окружном суде города Винтертур (кантон Цюрих) привели к возникновению серьёзной напряженности в отношениях Швейцарии с арабским миром. А в декабре 1969 года был вынесен приговор: трое выживших палестинцев, участников теракта, были приговорены к 12 годам лишения свободы. Обвиненный в «убийстве при смягчающих обстоятельствах и в противоправных действиях на территории иностранного государства» израильтянин Мордехай Рахамим был оправдан. В ответ перед швейцарскими дипломатическими миссиями в различных арабских странах прошли митинги и демонстрации протеста. Швейцария, которую обвиняли в том, что она встала на сторону Израиля, серьёзно опасалась новых терактов уже в качестве мести.

 

Год террора

 

Следующие месяцы, казалось, полностью доказали обоснованность такой тревоги: 21 февраля 1970 года взорвался в воздухе и упал в районе города Вюренлинген самолет авиакомпании Swissair. Все 47 человек, находившиеся на борту самолета, погибли. В действительности целью террористов была вовсе не Швейцария, взрывное устройство предназначалось для самолета компании «Эль-Аль» и лишь по ошибке оно оказалось на борту швейцарского воздушного судна, направлявшегося в Тель-Авив.

Мохамед Абу-эль-Хейга под конвоем, 1 октября 1970 года. (Dodis.ch)
Мохамед Абу-эль-Хейга под конвоем, 1 октября 1970 года. (Dodis.ch)

Но легче от этого никому не стало, Швейцария ощущала себя на прицеле у террористов. В сентябре 1970 года еще один самолет компании Swissair был захвачен угонщиками и вместе с двумя другими самолетами других компаний направлен в аэропорт города Зерка (Zerqa) в Иордании. Цель, которую ставили перед собой преступники, была достигнута: находившиеся в швейцарских тюрьмах участники стрельбы в аэропорту Клотен Амена Дахбор, Ибрагим Тауфик Юсеф и Мухаммед Абу-эль-Хейга были отпущены на свободу и покинули Швейцарию на британском военном самолете, направлявшемся в Каир.

На этом серия терактов с палестинским «подтекстом» в Швейцарии подошла к концу, оказав, тем не менее, серьёзное влияние на процесс формирования приоритетов Швейцарии на внешнеполитической арене. «Прямое столкновение с палестинским терроризмом привело в последующие годы к более дифференцированной оценке швейцарской дипломатией политической реальности на Ближнем Востоке. В результате же нефтяного кризиса 1973 года швейцарская дипломатия окончательно переориентировалась на арабские страны», — указывает Ив Штайнер (Yves Steiner), научный сотрудник центра Dodis.

#

Автор: Андреа Тонина (Andrea Tognina), swissinfo.ch

Русскоязычную версию материала подготовила Людмила Клот.

Изображения: 

Выжившие участники теракта в Клотене Мохамед Абу-эль-Хейга (справа), Амена Дахбор и Ибрагим Тауфик Юсеф (второй слева) незадолго до того, как 1 октября 1970 года они авиатранспортом покинули Швейцарию. (dodis.ch)

Место совершения теракта, зафиксированное на фотоснимке 18-го февраля 1969 года. Самолет на этой фотографии находится точно в том же положении, в котором он был в момент, когда преступники открыли по нему огонь с расположенной на переднем плане автостоянки. (Dodis.ch)

Фотография Амены Дахбор (Amena Dahbor) из уголовного дела, 19-го февраля 1969 года. (dodis.ch)

Мохамед Абу-эль-Хейга под конвоем, 1 октября 1970 года. (Dodis.ch)

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику