Убеждения: «Россия – без Путина. Армия – без меня»
Искусство, Общество

Убеждения: «Россия – без Путина. Армия – без меня»

Про таких говорят - на губах молоко не обсохло. Очень разные, стоят за частоколом из автоматических винтовок. В глазах невольный вопрос: что там – впереди? Какой будет армейская служба? Построение закончилось. Они и рады, разглядывают автоматы, фотографируются с «игрушками» для взрослых. А автоматное дуло целится прямо в душу мальчишке, взявшему в руки оружие.

Фильм режиссера Татьяны Чистовой о российской альтернативной гражданской службе вышел на экраны в 2016 году. Лента получила награды престижных кинофорумов, в том числе как лучший документальный фильм Восточной Европы (DocLeipzig 2016), лучший полнометражный ArtDocFest-2016, лучший иностранный документальный Olhar de Cinema — Curitiba International Film Festival 2017.

А в минувшем году швейцарская благотворительная организация G2W («Вера во 2-м мире») привезла «Убеждения» в Швейцарию.

 

 

В Швейцарии ленту посмотрели в разных ассоциациях и учебных заведениях, обсуждали и спорили. Почему оказалось интересно? Попробуем разобраться.

Право имею

В 1987 году ООН признала отказ от воинской службы по убеждениям законным правом человека на свободу мысли, совести, вероисповедания. Через пять лет и Конституция России дала своим гражданам такое право. С тех пор отказаться от службы в российской армии могут не только верующие. Если у человека есть убеждения (миротворческие, философские, политические, другие), он может заявить о них, претендуя на альтернативную службу.

АГС как гражданский институт создается в России уже скоро треть века. Власти регулярно утверждают список видов занятости и организаций для призывников, выбравших мирный труд. Обычно в перечне около 120 профессий и несколько сотен учреждений. Чаще всего рабочих рук не хватает в здравоохранении и на почте, где труд низкоквалифицированный и платят мало. Продолжительность АГС 21 месяц, а если в подразделениях Минобороны – то 18.


image description
image description

Сомнительная статистика

В 2018 году на службу в российские вооруженные силы призвали 260 тысяч новобранцев. При этом по сообщению Минтруда, на апрель 2018-го АГС проходили 1075 ребят. Получается, что запрос на альтернативную службу в России около 0,4% от общего количества призывников. Правозащитники к официальной статистике относятся осторожно. Их опыт подсказывает, что желающих должно бы быть больше в 5-10 раз. Основания для сомнений весомые.

Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».
Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».

Недавно Минобороны РФ отчиталось, что за 2014-2017 годы правом на АГС воспользовались 98% пожелавших этого призывников (4022 из 4110). Однако за тот же период в Санкт-Петербурге из 560 таких заявлений было удовлетворено 325, то есть 58%, — сообщает юрист некоммерческой организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук. Как это происходит? Кому отказывают и почему? Документальный фильм «Убеждения» Татьяны Чистовой в том числе об этом.

События происходят в разных российских городах в 2015-ом и 2016 годах. Четыре независимых истории образуют кинематографический пазл. Каждый из главных героев заявляет, что хотел бы проходить гражданскую альтернативную службу вместо военной. Такое законное право имеется. Конституция РФ это позволяет человеку, «если его убеждениям … противоречит несение военной службы».

Служить альтернативно рад

История N 1. Белорецк, Республика Башкортостан. Из слов Романа ясно, что он последовательный противник войны, насилия, убийств. Но призывная комиссия сомневается в искренности и глубине его убеждений. И отправляет паренька на воинскую службу. А он туда не идет. И дело доходит до суда. Зритель становится свидетелем процесса в зале суда и разговоров в его коридорах. Абсурд происходящего напоминает «Процесс» Кафки.

История N 2. На экране осень. Карелия. И заседание призывной комиссии. Ребята заходят по одному. Имя, фамилия, дата рождения. «Драться не будешь?» — проявляет заботу доверенное лицо государства. «Нет», — обещает новобранец. И всем понятно – формальность. Готово — следующий! И тут конвейер тормозит со скрежетом зубовным. Потому что призывник Виктор заявляет о своей нетрадиционной ориентации.

Он опасается насилия и хочет служить альтернативно. Вроде бы яснее некуда. Очевидно и другое. Беспристрастный объектив фиксирует неловкую растерянность службистов — сомненье душу гложет. О чём они переживают? На лицах написано, что людям очень хотелось бы увильнуть от ответственности. Даже вслух произносится: вот бы справку от психиатра или психолога, кто там у нас такими занимается?

Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».
Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».

Закон черным по белому прописал – позволяет защитить интересы человека. А члены призывной комиссии не знают, на какую букву сослаться. И неизвестно, куда бы кривая вывела, да вмешалась прокуратура.

Чьи убеждения сильнее

История N 3. «Круглое неси, квадратное кати», — с Алексеем на призывную комиссию пришла мама. Он считает себя пацифистом, армейский приказной порядок ему не по нраву. А последние события в Украине только упрочили его убеждения. «Правительства приказывают убивать невиновных и отрицают это… А я хочу и готов помогать людям», — заявляет он.

Заметно, что члены комиссии волнуются. Наверное, у них другие убеждения. Мол, ага, знаем, на словах все хотят помогать людям, а на деле разное бывает. Но врешь – не проведёшь! Мало ли кто что наобещает, лишь бы отдать долг государству мирно, а не с автоматом наперевес. Вот если бы идеи имели материальные доказательства – тогда да. Например, гром бы грянул, или вода обернулась вином, или терновый куст запылал, тогда – да. А иначе – сомнительно.

«Права и свободы человека могут быть ограничены, если требует обеспечение безопасности страны», — внушает доверенный представитель власти, герб двуглавый над его головой, ещё молодой протрет В. В. Путина. Алексею желают удачи и посылают на службу в российские вооруженные силы. А по-моему, здесь нарушаются конституционные права людей. Притом у драмы сатирические черты.

Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».
Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».

Вместо комментария — песня композитора Эдуарда Ханка на слова Ильи Резника.

«Служить России суждено тебе и мне,
Служить России, удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска,
И пусть военная дорога не легка,
Мы будем верою и правдою служить России».


image description
image description

История N 4. Иван верит, что «любовь сильнее войны». Под таким девизом недавно молодежь провела шествие в Санкт-Петербурге. В кадре розовый танк, нарядные юноши и девушки под радужными флагами, и Иван среди них. На призывной комиссии юноша говорит, что он пацифист, а итоги Второй мировой войны – не повод, чтобы делать войну привлекательной для молодежи. Иван готов служить альтернативно.

Ветеранов уважаете?

«Наркотики не употребляете? Ветеранов уважаете?» — расставляют вопросы члены призывной комиссии, мол, уж мы-то стрелянные воробьи — не проведешь. И понятно, что заседающим за длинным столом и в страшном сне не хотелось бы видеть такие транспаранты: «Армия – школа рабства», «Россия – без Путина. Армия – без меня». Похоже, неприятно людям, что у Ивана такие идеи в голове, и он их не скрывает.

И вроде бы не чиновничье это дело. Потому что в части 3 статьи 59 Конституции РФ так и написано: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

 

 

Конституция РФ разрешает отказаться от военной службы в пользу мирного труда. И доказывать убеждения не надо. Так почему же «система» с легкостью невероятной отправляет «тело» на воинскую службу? Но при этом упрямится видеть душу, которая не приемлет армейские приказы, войну, насилие, убийство? Наверное, у каждого в призывной комиссии на то свои причины. Но это уже другое кино.

Меняются времена и люди. И никакая система не вечна под луной. Чтобы составить своё мнение, смотрите киноленту «Убеждения». Она скоро появится на онлайн платформе. Потому что у каждого зрителя своя точка зрения.

Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».
Кадр из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения».

 

Что будет дальше?

Очевидно одно – трагикомический документ кинорежиссера Татьяны Чистовой приглашает к размышлению. И даже не о прямом и гладком российском пути на военную службу и колдобинах по дороге к АГС. Думается, это только пример. А 62 минуты экранного времени об отношениях человека и системы. Тактично и убедительно кинокамера оператора Марии Фалилеевой запечатлела узнаваемых, живых людей, порой растерянных, недоумевающих, запутавшихся.

Если хотите, мой вывод следующий. В России, как, вероятно, и в любой стране, есть граждане, которым военное дело кажется престижней мирного. А для некоторых слово «пацифист» как серпом по горлу. Тем не менее, никто в здравом уме не пожелает детям войны. И хотя интересы личности и государства совпадают не всегда, знания и упорство помогают человеку защищать свою свободу.

А что думаете вы?

#

Текст: Марина Охримовская

Изображения: Кадры из документального кинофильма российского режиссера Татьяны Чистовой «Убеждения» и YouTube

 

Документальный кинофильм «Убеждения»

Режиссёр, сценарист, монтаж: Татьяна Чистова. Оператор: Мария Фалилеева. Звукорежиссер: Марина Шейнман. Композитор: Омари Зверков. Художник: Александр Баканов. Продюсеры: Мария Чупринская, Мачик Хамела, Влад Кеткович, Татьяна Чистова. Тема: История, Права человека, Политика, Война, Армия. Студии: Impakt Film (Польша), Фонд этногеографических исследований (Россия).

 

Швейцарский опыт

А как с этим обстоит дело в Швейцарии? В стране, известной, с одной стороны, своим двухвековым нейтралитетом. А с другой – обязательной службой в армии. На schwingen.net опубликованы «Письма из швейцарской армии» бывшего солдата-срочника Евгения Шинкарева.

 

https://schwingen.net/pisma-iz-shvejcarskoj-armii-2004-2005-vstupl/

 

Швейцарец Роже Штайнманн (Roger Steinmann) выбрал в свое время АГС. Наша редакция связалась с ним, его ответы в этой статье.

 

https://schwingen.net/rozhe-shtajnmann-ags-ja-vybral-iz-za-ubezhdenij/

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику