+100%-
Map Unavailable

Дата / время
Date(s) - 30/01/2020 - 01/02/2020

Категории

Добавить в 0 | iCal | webcal


Как художники придумывают более современное искусство? Что такое культурные страхи и как их преодолеть? Об этом, а также о швейцарском искусстве и культурных кодах ХХ века пойдет разговор на двух вечерах в клубе Lemanika.

Гость клуба интеллектуального досуга Lemanika — главный специалист Третьяковской галереи по современному искусству, писатель, исследователь, автор и куратор множества выставок Кирилл Светляков. Поклонники и знатоки искусства в Швейцарии помнят его увлекательные лекции, экскурсии по музеям Фрибурга, Базеля, легендарной ярмарке современного искусства ArtBasel.

Новая хорошая возможность для развития «специального зрения» — умения смотреть и понимать contemporary art — появится в последний четверг января и первую субботу февраля 2020 года.

Искусство и культурные страхи

Итак, 30 января в Женеве встреча начнется в 19:30 по традиционному адресу в Fonction: Cinéma (Maison des Arts du Grütli 16, rue du Général Dufour). Зарезервируйте три часа — они пролетят незаметно, зато интересные и полезные знания могут стать заметным приобретением.

Прежде всего несколько слов о новой книге Кирилла Светлякова «Виталий Комар и Александр Меламид. Сокрушители канонов» (она вышла в 2019 году в издательстве Breus, серия «Новые классики»). Почему?

А потому, что в неофициальном советском искусстве 1970-х отцы-основатели соц-арта Комар и Меламид стали буквально первыми художниками с новым постмодернистским мышлением. И это хороший пример для разбора проблемы производства искусства внутри современной индустриальной культуры и масс-медиа, а также понимания фигуры автора как придуманного «я», начиная от эпохи модернизма до современности.

Кирилл Светляков: «Продвинутые галереи торгуют концептуальным искусством». (© schwingen.net)

Кирилл Светляков: «Продвинутые галереи торгуют концептуальным искусством». (© schwingen.net)

Дело в том, что сегодня институт авторства сохранился, но пережил значительные трансформации. Так опыт Бэнкси (английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра, чья личность долгое время не была установлена) показал, что фигура автора уже практически номинальна: она сводится к имени, но за этим именем не обязательно должна стоять личность с индивидуальной историей и судьбой.

Потому что уже на рубеже 1960-1970-х теоретики постмодерна осознали, что современный субъект расщеплён, фрагментирован и вынужден проживать двойную жизнь в ситуации, когда реальность медиа-пространства и времени подменяет собой реальность привычную.

Таким образом при тотальном господстве массовой культуры обострилась проблема идентичности, и если художники 1960-х стремились найти себя, то в следующих десятилетиях им предстояло себя придумать. То есть за сброшенной маской не было лица, и это лицо нужно было нарисовать.

Также на примере творчества Комара и Меламида Кирилл Светляков расскажет о том, чем отличаются друг от друга модернистское и постмодернистское мышление, и где проходят границы культурных эпох в современном искусстве.

Еще одна тема встречи — преодоление культурных страхов, которые есть практически у каждого зрителя и художника. Это может быть страх перед культурными авторитетами и иерархиями; страх непонимания и страх забвения; боязнь себя и своих вкусовых предпочтений.

Эта лекция особенно рекомендуется тем, кто когда-то был испуган классикой или авангардом, а также тем, кто стесняется собственного вкуса и предпочитает молчать о нем. Дополнительная информация по ссылке на Facebook.

https://www.facebook.com/events/543231972904350/

Швейцария и культурные коды ХХ века

1 февраля в Лозанне слушатели узнают о швейцарском искусстве от модерна до арт-брют. Интересными и важными знаниями Кирилл Светляков поделится на лекции в L’Imprimerie — théâtre et centre culturel (Chemin de Malley 12), начало в 17:30. А некоторые подробности сообщим читателям прямо сейчас.

Вполне естественно, что за творческими направлениями — конкретные имена. Назовем несколько: художник-модернист Фердинанд Ходлер (1853-1918), первый независимый куратор Харальд Зееман (1933-2005), эзотерик, ясновидящий, философ и социальный реформатор, австрийец Рудольф Штайнер (1861-1925).

А теперь вопрос: с чем чаще всего ассоциируется Швейцария? Правильно — с банками. Однако вместе с финансовым влиянием Конфедерация существенно повлияла и на культуру ХХ века. Живописные ритмы Фердинанда Ходлера нашли отзвук во всей Европе. А другой швейцарский художник и график Феликс Валлоттон (1865-1926) в своих работах максимально приблизил искусство к психоанализу.

А вы знаете, что на рубеже веков в Швейцарии базировалось антропософское общество Рудольфа Штайнера? Идеи этического индивидуализма вдохновляли широкие круги художников, музыкантов, хореографов, начиная от представителей стиля модерн и немецкого экспрессионизма до Уолта Диснея и создателей бродвейских мьюзиклов. Творчество Фердинада Ходлера, Пауля Клее, Альберто Джакометти многое значат для эпохи модернизма.

Кирилл Светляков: «Коллекционирование требует от коллекционера интеллектуальных усилий». (© schwingen.net)

Кирилл Светляков: «Коллекционирование требует от коллекционера интеллектуальных усилий». (© schwingen.net)

И конечно же — дада — анархическое художественное движение, которое зародилось в Цюрихе в годы Первой мировой войны и атаковало традиционные представления о художественных ценностях и об искусстве в целом.

Новый весомый толчок к осмыслению художественных практик дал Музей искусства аутсайдеров (музей Арт-Брют) в Лозанне, основанный французским художником и скульптором Жаном Дебюффе (1901-1985). Кроме того, в 1960-е годы швейцарец Харальд Зееман стал первым в мире куратором в современном понимании этой профессии.

Таким образом в историческом обзоре будут отмечены основные художественные события ХХ века, которые имели место в Швейцарии и определили культурные коды и проблемы ХХ века. А ясное понимание проблемы становится первым шагом к её решению. Больше подробностей по ссылке на Facebook.

https://www.facebook.com/events/2228534933913224/

#

Текст: Lemanika.com и schwingen.net

Изображения: (© schwingen.net)

На ярмарке современного искусства с клубом Lemanika и искусствоведом Кириллом Светляковым, 15 июня 2018 года.

Кирилл Светляков: «Продвинутые галереи торгуют концептуальным искусством».

Кирилл Светляков: «Коллекционирование требует от коллекционера интеллектуальных усилий».

 

Интеллектуальный клуб https://lemanika.online/ предоставляет возможность прослушивать лекции онлайн.