«Федот-стрелец» путешествует по Швейцарии
Искусство

«Федот-стрелец» путешествует по Швейцарии

«Верьте аль не верьте, а жил на белом свете…» - женевский детский и молодёжный музыкальный театр «Остров Счастья» поставил спектакль по пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Ах как в городе-Женеве собрался честной народ, чтобы толком раскумекать кто таков стрелец-Федот? Как по прихоти царя он уехал за моря? Дочь царёва почему не любилась ему? И каким таким макаром получилось наконец, что Федот-стрелец не даром вышел полный молодец?

Пьеса «Про Федота-стрельца, удалого молодца» написана Филатовым в 1985 году по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда». Популярность приобрела мгновенно. Она исполнялась самим автором и многократно ставилась разными театрами в России и за рубежом. Бережно сохраняя филатовский текст, режиссер Татьяна Хазанова-Флейшман и юные артисты женевского театра «Остров счастья» по-новому прочли любимое произведение.

Смех и слезы, озорство, просторечия, сатира, реализм не в бровь, а в глаз – в постановке все для нас. Потому что этот слог, чтоб чужак осмыслить смог, это вам скажу, едва ли. В нём себя мы узнавали…

Проникновение в грустное и смешное требует особого дара, как и умение «проживать» достоинства и пороки, особенности человеческих отношений через актерскую игру. Именно черты характера определяют поведение героев и их театральное бытие. Эта тайна искусства одушевляется перед зрителями талантом юных актеров в «Сказке про Федота-стрельца». Дети видят в ней занятную и поучительную чудесную историю. А взрослые…

SG1S6221

Скоморох-Потешник

Многоликий, многоголосый – сам полноправный герой сюжета – Скоморох-Потешник воплощен более чем десятью исполнителями, говорящими синхронно, эмоционально, близко к интонации и ритмическому рисунку естественной речи. Так же и музыкальные инструменты в оркестре образуют единую гармонию и настроение. Естественность происходящего создавала впечатление, что текст не выучен, а рожден в это самое уникальное мгновение театрального действа в сказочной филатовской «Расее».


image description
image description
Олег Орлов: «Самое важное – осознавать свою ответственность»
| Новости, Общество

Олег Орлов: «Самое важное – осознавать свою ответственность»

Российский правозащитник, председатель совета «Мемориала» Олег Орлов полагает главной задачей оппозиции сохранять гражданское общество в России. Он уверен, что перемены...


Федот

Вот как златоуст Скоморох описывает стрельца: «Был Федот не красавец, не урод, не румян, не бледен, не богат, не беден, не в парше, не в парче, а так, вообче». Удалой Федот в уверенной трактовке Дмитрия Новожихорева искренне простоват и добродушен. С той же подкупающей искренностью, живого, человеческого характера, отношения стрельца с представителями власти меняются на всем протяжении спектакля.

Дело Федота – добывать съестное к царскому столу. Он знает себе цену – «отличаем незабудку от дерьма!», с чувством ответственности подходит к исполнению государственного долга и, «хошь на дичь и не сезон», с властью не спорит. Однако когда по заданию царя стрелец добывает ковер «шитый золотом узор», то явно смелеет. Раньше бы «от страха намокла рубаха», а нынче Федот «стоит улыбается, стражи не пугается». Узрев такие перемены, царь «удивился – аж икрой подавился». Откуда у служивого новые черты?

Маруся

Мужественность в Федотушке разбудила любовь. Он хотел подстрелить говорящую птицу-горлинку. А вместо этого не только сохранил ей жизнь, но и по взаимному согласию принес в свою горенку. Голубица обернулась «стройной как деревце» красной девицей Марусей. Анастасия Аникутина искусно создает волшебный образ птицы, перевоплощающейся в заботливую, умную и верную жену.

SG1S6067

Жить бы вновь образованной ячейке общества — поживать да добрать наживать. Но царю-вдовцу поступил донос о Федотовой жене – девице-красавице. У столетнего сластолюбца взыграло ретивое. Ясно – надо сжить соперника со свету, а «чужую девку скрасть». И начинается злодейство.

Царь

«Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объем…» — интересно было наблюдать, как актер Даниил Новик мастерски справляется с не очень простой ролью малосимпатичного царя, подозрительного и мстительного, трансформирующегося все в более неприглядный элемент.

SG1S6140

Доверчивый Федот не подозревает о надвигающейся беде, не перечит, царские прихоти исполняет беспрекословно, но с каждым новым государственным заданием его неуважение к верховному правителю крепчает. И вот уже в разговоре с Марусей он отзывается о самодержце не самым лестным образом:

«Царь лютует – прям беда!
Нет на энтого злодея
Ни управы, ни суда!»

Царевна

Неладно что-то в «Расейской» стороне. Мало того, что закрома пусты, так еще и «Лондоны-Парижи смазали лыжи». Вот они – печальные плоды неразборчивой внутренней и внешней царской политики. Страна оказывается в изоляции. Как быть? Царь надеется поправить дела, пристроив замуж капризную ломаку дочку-царевну, которую изящно играет Софи Боссюэ. Неважно за кого, за любого посла, «лишь бы девка была при муже». Доходит до абсурда – ее готовы сосватать даже за «посла людоедского племени».

11SG1S6254

Нянька

Туго пришлось бы царевне, если бы не острая на язык, скупердяйка и ворчунья нянька в симпатичном исполнении Дарьи Чекерес. Этот яркий персонаж занимает значительный, приближенный к государству пост так долго, что практически сроднился со своими подопечными. Нянька воспитывает и защищает не только царевну, но и самого царя и как бы дорисовывает царскую семью, преподнося её зрителю во всей красе традиционных свар, лицемерия и малодушия.

Генерал

Образ служаки-генерала, проныры и наушника, умнеющего по ходу пьесы, тонко и умело создает Иса Мамедов. Политически значимая личность – генерал символизирует вертикаль власти. Он и министр обороны, и комитет государственной безопасности, выслеживающий врагов народа. Именно он донес царю-вдовцу о Федотовой Марусе – девице-красавице. Он и с нечистой силой на короткой ноге, в поиске новых испытаний для стрельца, приказывает Бабе-яге:

«Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги!
Лучше всю свою подлючесть
На работу напряги!»


image description
image description
Олег Орлов: «Самое важное – осознавать свою ответственность»
| Новости, Общество

Олег Орлов: «Самое важное – осознавать свою ответственность»

Российский правозащитник, председатель совета «Мемориала» Олег Орлов полагает главной задачей оппозиции сохранять гражданское общество в России. Он уверен, что перемены...


Баба-яга

Искусствоведы «из-за подлости нутра» причисляют к правящей элите «Расеи» и Бабу-ягу (1). Это волшебное «дитя природы» русских сказок, хитроумное и плутоватое, артистично олицетворяет Анна Ширковец. Генерал открыто сулит Бабе-яге министерский портфель: «Хоть вынай тебя из ступы – да министром во дворец!» Примечательно, что фольклорная нечисть и выдвигает конструктивные предложения, как ловчей сгубить Федота, и печется о генерале:

SG1S6113

«Ты чавой-то не в себе!
Вон и прыщик на губе!
Ой, растратишь ты здоровье
В политической борьбе!…»

Смущение народа

Открыв, что царь, используя рычаги власти и обман, подло покусился на святое – на семейные ценности – Федот-стрелец взбунтовался. Смущен и народ: как теперь верить в людей? Правитель еще гоношится:

«Кто хотит на Колыму –
Выходи по одному!
Там у вас в момент наступит
Просветление в уму!»

Но угрозы уже не так страшны – трон качается, конец деспотии неизбежен. А начинавшееся полюбовно (царь – стрелец – Маруся) приобретает отчетливый политический окрас. В революционной ситуации явственно проступает шкурное нутро зла. Члены «партии власти» грызутся и обвиняют друг друга, выгораживая свою личную кандидатуру. Напрасно. Утратив властные полномочия, они осознают «…свою вину. Меру. Степень. Глубину» и умоляют о прощении.

Царевна отказывается от папаши-интригана. Нянька уговаривает ее эмигрировать в «Бруссель». То есть, царь терпит крах и как отец, и как глава государства. А Федот представляет «расейскому» народу «чуду-юду из заморских, значит, стран!..»

Песни и танцы

Спектакль чрезвычайно динамичен и хорошо сбалансирован на всем временном интервале в час сорок пять минут. В филатовский оригинал гармонично вплетена русская народная песня «Коробушка» (звучит запись в исполнении Татьяны Хазановой-Флейшман), красочные хореографические номера: славянский танец, цыганский, танго (хореограф Людмила Дютрюэль).

Музыка, танцы, необычное звучание речи героев обозначают волшебные качества Маруси, Бабы-яги, Голоса (То-Чаво-На-Белом-Свете – Вообче-Не-Может-Быть). Артисты естественно управляются с предметами и подвижными декорациями – мантия царя, юбка царевны, трон, горенка – играют назначенные роли согласно сюжету. Все эти важные элементы, как и сценические костюмы, созданы по эскизам художника-постановщика Марины Шарий. А Марина Масе изготовила для артистов красивые наряды, подчеркивающие фольклорные истоки сказки.

Впервые в Цюрихе

22 мая юношеский и детский музыкальный театр «Остров счастья» Школы Искусств «Крещендо» привезет спектакль «Сказка про Федота-стрельца» в Цюрих.

Текст: Марина Охримовская

Марина Охримовская

Фото и видео предоставлены Школой Искусств «Крещендо»

(1) К.В. Изместьева. «Трансформация сказочных мотивов в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». 2014

В тексте использованы отрывки из пьесы «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. Филатова

Детский и молодёжный музыкальный театр «Остров Счастья» из Женевы станет гостем Фестиваля «Территория детства», устроителями которого в Цюрихе выступили Центр развития творческих активностей «Ма-Му-Т» и Театр сценической классики.

22 мая 2016

«Сказка про Федота-стрельца» Леонида Филатова, премьера
(возраст зрителей от 6 лет)
Начало в 15:00

Билеты (продажа перед спектаклем):
для взрослых 20.- CHF
для детей 10.- CHF

Спектакль состоится в «Ma-Mu-T» центре, Большой зал «Elefant», Flow60
По адресу: Trichtenhauserstrasse 57 / CH -8125 – Zollikerberg (ZH)

Впечатлениями от спектакля поделилась на своей странице в Facebook режиссер, создатель фильма «Синдром Петрушки» и других кинолент Елена Хазанова

Несколько дней назад мне посчастливилось посмотреть предпремьерный показ нового спектакля по пьесе Леонида Филатова «Сказка про Федота-стрельца» детского и молодежного театра «Happy Island» Ecole des ARTS Crescendo/Школа Искусств Крещендо.

Я была просто потрясена игрой юных актеров, количеством выученного ими текста, лёгкостью и профессионализмом, с которым этот текст подавался зрителям, прекрасными и остроумными декорациями, костюмами и, наконец, самой постановкой! Не часто встретишь в профессиональных театрах такую игру и такую яркость действа на сцене! Это был настоящий праздник!

А насколько этот гениальный текст актуален сегодня!!! Как будто бы Филатов написал его вчера!

Очень-очень надеюсь, что большое количество зрителей посмотрят этот прекрасный спектакль, и что актеры студии «Happy Island» покажут его в разных европейских городах!

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику