Колониализм. Причем здесь Швейцария?
Швейцария, глобальное колониальное прошлое и наши дни. Судьбы людей, предметы быта и произведения искусства, фотографии и письменные свидетельства, старые вещи и новейшие исследования в Национальном музее в Цюрихе на выставке «Колониализм в привязке к Швейцарии».
«Швейцария для всех» в Национальном музее в Цюрихе частый гость. Новую выставку «Колониализм в привязке к Швейцарии» (Сolonial Switzerland’s Global Entanglements) можно увидеть до 19 января нового года. Прошлое дает нам ключи к осмыслению настоящего и будущего.
Выставка «Колониализм в привязке к Швейцарии» в Национальном музее в Цюрихе впервые представляет пятивековую историю взаимоотношений стран-колонизаторов и колоний. Захватывая чужие территории, народы-завоеватели насильно устанавливали своё господство в краях и странах, где зачастую жили люди других этносов. Обычно экономически это были менее развитые общества. Агрессоры вторгались в чужую землю ради наживы, стремились менять там обычаи, порядки и самих людей, вплоть до геноцида коренных жителей. Около 90% (61 миллион) аборигенов Северной и Южной Америки убиты болезнями и агрессией колонизаторов.
Насилие существует среди людей с момента творения. Европейские колониальные империи современной эпохи распространялись по всему миру с XV до середины XX века. К 1800 году они охватили 35% суши Земли и достигли пика в 84% к началу Первой мировой войны. В 1990-м 24% земной тверди были британскими колониями. Швейцарские жители, общины и предприятия были вовлечены в это приблизительно с XVI века. В те времена европейцы основали плантации и шахты в Карибском бассейне и Америке и начали привозить рабов из Африки.
Трансатлантическая работорговля достигла пика в XVIII веке. С XVI по XIX века из Африки для работы в качестве рабов вывезли в разные колонии около 12 миллионов человек, в дороге умирал почти каждый шестой. В этом трансатлантическом бизнесе участвовали более 250 швейцарских компаний, торговцы людьми и ряд швейцарских коммун. Среди них были жители Цюриха и Берна. Некоторым удалось сколотить на работорговле значительные состояния. В Национальном музее в Цюрихе можно узнать, что при участии швейцарцев депортации подверглись почти 172 тысячи человек.
Колонизаторы рассматривали колонии как источник рабского труда и неисчерпаемого сырья для развития и благополучия европейских метрополий. Швейцарский шоколад был бы невозможен без колониальных како-бобов из субэкваториальных земель. Швейцарские купцы с XVI века торговали и другим заморским добром: шелком, пряностями, табаком, чаем, текстилем. В середине XIX века хлопок для европейских ткачей на сотне тысяч американских плантаций выращивали и собирали 20 миллионов рабов. Ради бивней, мяса и развлечения в конце XIX века убили десятки тысяч слонов. Выходцы из Швейцарии тоже сыграли печальную роль в сокращении биоразнообразия и вырубке лесов в бывших колониях, например, на Суматре, где многие швейцарцы работали на плантациях или владели ими. Бедная на собственное сырье Швейцария стала в XIX веке важным международным торговым центром и сохранила это качество по сей день, это относится и к современным сделкам с российской нефтью.
Швейцарские миссионеры активно путешествовали по миру с XVI века, чтобы обратить местных жителей в христианство. Крест не просто символизировал и окормлял «миссию», то есть распространение веры, но и веру в то, что христианство и европейская культура превосходят все другие религии и культуры. Вернувшись на родину, миссионеры рассказывали о менее развитых обществах в колониальных землях. Долгое время миссионерством разрешалось заниматься лишь мужчинам и замужним женщинам. Базельская миссия начала набирать одиноких женщин в качестве миссионеров только в 1901 году.
Винтовка Голландской Ост-Индской компании в музейной витрине напоминает о швейцарских наемниках и их причастности к колониализму. Они служили в европейских армиях с конца XVI века, участвовали в колониальных завоеваниях на разных континентах, жестоко подавляли движения сопротивления, защищали колониальный строй. Людей толкали на это безработица и нищета родного швейцарского края, жажда денег и приключений, пропаганда образа героического колонизатора, покорителя новых земель, несущего «блага цивилизации» отсталым людям.
Швейцарский пионер воздухоплавания и кинооператор Вальтер Миттельхольцер (Walter Mittelholzer) в 20-е и 30-е годы прошлого века множество раз покорял небо в том числе над Европой и Африкой. Его фотографии печатались в периодике и книгах и во многом повлияли на представление швейцарцев об африканских мужчинах и женщинах, образе жизни населения «Чёрного континента». «Этот типичный для своего времени «колониальный взгляд» всё еще присутствует в коллективной памяти Швейцарии», — отмечают авторы выставки.
Идеология колониализма предполагает, что захватчики прививают порабощенным народам «цивилизацию», свои представления об устройстве мира, государства и образе жизни. Когда Просвещение усомнилось в исключительности европейской культуры, за дело взялась наука. На рубеже XIX века в Европе придумали «расовые теории». Возможные сверхплюсы «белой расы» стали доказывать биологией, включая такие части и формы тела, как череп, кожа, волосы, глаза и так далее. «Расовая теория» крепко встала на службу имперскому господству и эксплуатации «недостаточно белых» туземцев.
В фокусе кинокамеры от нацизма до наших дней. Praesens-Film AG
Швейцарские исследователи и институты существенно поучаствовали в этом. Около 1900 года университеты Цюриха и Женевы поднялись до уровня международных центров «расовой антропологии». Приверженцы «теории» измерили человеческие черепа с разных концов света, поделили людей на «расы». Метод «Цюрихской школы» с 1920-х стал международным стандартом. Такие исследования были призваны защитить «белую расу», которая якобы под угрозой. Расистские взгляды присутствовали в школьных и детских книгах. В самой Конфедерации «расовая теория» и учение об улучшении человека за счет селекции эпизодически практиковались до 1960-х.
В XX веке идеи расизма признали лженаучными, преступными, их распространение разжигает рознь между людьми. И если нацисты Третьего рейха ответили перед трибуналом Нюрнберга и судом истории, то, например, американского натуралиста со швейцарскими корнями, автора расистских теорий Луи Агассиса (1807-1873) кара настигла в 1906-м. Землетрясение в Сан-Франциско низвергло статую расиста с фасада Стэнфордского университета и шмякнуло башкой об землю. Надо полагать, такая же участь уготована всякому приверженцу идей превосходства одних людей и культур над другими, в том числе и нынешним российским правителям, ведущим геноцидную войну против украинцев и Украины.
Как и в XXI веке Россия заселяет новыми гражданами оккупированные украинские территории, с начала XVII века так же основывали колонии на захваченных землях европейские колонизаторы. Хотя Швейцария никогда не была колониальной державой, это не помешало ей воспользоваться разными выгодами колониализма. Между 1856 и 1896 годами в Аргентине было основано более 20 швейцарских поселенческих колоний, таких как Сан-Карлос, в основном обедневшими крестьянами из альпийских долин Вале. На планете есть множество мест, где компактно проживали выходцы из Швейцарии, на что указывают названия, например, Нью-Берн в США. Или деревня Гельвеция (Helvécia) в Бразилии — бывшая швейцарская колония Леопольдина (Leopoldina).
В Российской империи тоже были швейцарские поселения. Среди наиболее известных — Цюрихталь. В начале XIX века полсотни швейцарских семей перебрались на полуостров Крым, который незадолго до этого Российская империя отобрала у Крымского ханства. Царский указ освободил колонизаторов на 30 лет от налогов и воинской повинности. Переселенцы занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслами, имели протестантскую церковь и школу. К началу 1860-х Цюрихталь по уровню развития экономики стоял много выше окружающих деревень. Перепись насчитала в селе в 1939-м 881 жителя. В 1941-м по приказу Сталина их депортировали в восточные регионы СССР, далее швейцарский след теряется.
С 1945 по 2002 годы 120 бывших колоний получили независимость и национальный суверенитет. Метрополии ушли из колоний, а беда осталась, многие проблемы возникли именно из-за колониализма. В Африке до сих пор длятся кровопролитные гражданские войны, группировки борются за власть. В ряде стран, в том числе в России, установились диктаторские режимы. На Ближнем Востоке регулярны военные конфликты. Россия воюет против Украины с 2014 года, 973 дня особенно жестоко. Угроза безопасности является опасным наследием колониализма.
- Верба Тараса раскинула зеленые ветви в парке Бруно Вебера - 31 октября 2024
- Верба Тараса розіслала зеленії віти в парку Бруно Вебера - 31 октября 2024
- Колониализм. Причем здесь Швейцария? - 23 октября 2024
Изображения:
Швейцарский антрополог Марк-Родольф Заутер (Marc-Rodolphe Sauter, 1914-1983) искал доказательства, что люди разделены на отдельные «расы», пытаясь придать после Второй мировой войны швейцарским расовым исследованиям новый импульс. Женева, до 1952 года. Изображение адаптировано. (© Bibliothèque de Genève)
В конце XIX века Фриц и Поль Заразины (Fritz and Paul Sarasin) исследовали контролируемые Британией острова Цейлон и Целебес в Голландской Ост-Индии. Они также охотились на крупную дичь. Детеныш этого убитого слона был доставлен в Базельский зоопарк. Заразины на Шри-Ланке, 1883-1907 гг. (© ETH-Bibliothek Zürich)
Арнольд Хайм (Arnold Heim). Этот швейцарский геолог (1882-1965) проводил исследования на каждом континенте. Его поездки зачастую финансировали нефтяные компании. Со временем он стал защитником окружающей среды и сторонником деколонизации. Экспедиция Вирунга, озеро Мутанда (Уганда), 1954 г. (© ETH-Bibliothek Zürich)
Вид на выставку (© Swiss National Museum)
Поделитесь публикацией с друзьями