Музыкант-философ Андрей Гаврилов: узнать в музыке не только Дьявола, но Человека
Андрей Гаврилов с сыном Арсением в своем швейцарском доме, 27 августа 2020 г. (© Lucy Koenig)
Искусство

Музыкант-философ Андрей Гаврилов: узнать в музыке не только Дьявола, но Человека

Поклонники музыки в Швейцарии ждут открытия концертных залов. Есть надежда, что весна принесёт хорошие новости на этот счет. А пока за окном январь, мы связались с музыкантом-философом Андреем Гавриловым, чтобы расспросить его о настроениях времени. Ведь музыка об этом знает больше, чем люди.

Всемирно известный пианист и дирижёр Андрей Гаврилов живет в Швейцарии уже двадцать лет. В его уютном доме вблизи Цюриха создается новая философия исполнительского искусства. Современные идеи находят выражение в аудио- и видеоальбомах. Играет музыкант и на концертах. При этом залы всегда переполнены.

От Токио до Фукуока

— Не так давно Вы вернулись из Японии. Какая там ситуация с карантином?

Андрей Гаврилов: Как и повсюду в цивилизованных странах, то есть строгий контроль за соблюдением мер безопасности. Есть ограничения на въезд в страну иностранцев, обязательный экспресс-тест на границе с ожиданием результата в аэропорту, двухнедельный карантин для вновь прибывших. А отличают рутинную процедуру присущие японской культуре сознательность, чувство ответственности и дисциплины.

— В каких городах были гастроли?

А. Г.: Календарь получился насыщенный: Токио, Осака, Йокогама, Нагоя, Фукуока и другие города. Между концертами в университетах проходили 3-4-дневные мастер-классы и лекции. Программа сольных выступлений отличалась сложностью: философской, художественной, технической. На двух концертах в японской южной столице Фукуока и завершающей тур встрече со зрителями в знаменитом «Токио Бунка Кайкан» (Tokyo Bunka Kaikan) я исполнил концерт Моцарта ре минор в новом прочтении.

— То есть пока Европа на строгом карантине, в Стране восходящего солнца музыка остается с людьми?

А. Г.: Да, но там и ситуация в целом иная. Плюс традиционно высокая культура поведения и уважения друг к другу. К мерам по защите здоровья отношение очень серьезное: в залах определенный порядок рассадки, все зрители в масках. Встречи с артистами в фойе и артистической отменены. Но молодежь, конечно, везде одинакова. Студенты ждали с нотами на улице, с блестящими глазами задавали вопросы о новых смыслах произведений, особенно у Листа. Такой живой отклик очень приятен.


image description
image description
Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине
| Искусство, Общество

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине

Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам. «Швейцария для всех» рассказывает о швейцарском...

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны
| Новости, Общество

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны

Россия систематически нарушает Женевские конвенции. «Московские конвенции» по форме напоминают международный оригинал, но отличаются по содержанию. Документальная книга свидетельствует о...


Эпатаж и катарсис

— Ваши впечатления от сотрудничества с дирижером и оркестром?

А. Г.: При революционных переменах в искусстве, да и не только в искусстве, реакции у людей часто полярные. Это естественно для природы человека, когда знакомое и привычное с детства оборачивается абсолютно новым. В зависимости от психотипа на одном полюсе отклик примерно такой: «эпатаж», «сумасшествие», «эксцентричность». На другом: «катарсис», «пелена с глаз», «очищение», «вот оно, наконец». Разумеется, тут непросто и дирижеру, и оркестру.

Должен признать, что к чести дирижера и музыкантов, после замешательства на первой репетиции в Фукуока, артисты взяли себя в руки и позитивно «пережили» революционные изменения, потрясшие их довольно основательно шокирующей новизной взгляда на музыку Моцарта и музыку вообще. Столкнувшись впервые с новой философией, они за 24 часа сумели принять то, к чему я шел тридцать лет путем мучительных поисков, взлетов и падений.

Лист, Прокофьев, Шопен

— Какие произведения Вы исполняли и почему?

А. Г.: В сольных концертах я показал сонату Листа си минор, восьмую сонату Прокофьева, ноктюрны Шопена. Годы 2016-2020 я посвятил сочинениям, которые, как показали мои исследования, были совершенно не поняты человечеством. Не только не поняты, но и превратно истолкованы. И более полутора веков воспитывались поколения музыкантов, писались диссертации, создавались «традиции» и «паттерны», основанные на ложном толковании этих произведений.

 

 

Например, «принято» считать, что свою прославленную сонату Лист создал под влиянием «Фауста» Гёте. Только лишь потому, что Лист очень ясно обозначил в музыке «сатанинские» интонации. Обычно представление человека о «дьяволе» в музыкальном языке выражается довольно однозначно. Это интонации сарказма, желчной иронии, гротеска, определенного сочетания гармоний и диссонансов.

То есть образ «Сатаны» узнаваем и легко считывается людьми. А что в действительности?

Перед нами удивительный автопортрет самого Листа! Соната — выражение его жизненной философии, мироощущения, мировоззрения, пристрастий и смыслов жизни — исповедь разрываемого противоречиями Человека — «безумного философа-романтика». А человечество «угадало» только «дьявольские» интонации. И на основе детали, лежащей на поверхности, «нафантазировало» литературное и художественно-философское содержание.

Тогда как автор разворачивает в музыке личную религиозно-философскую драму, разрывающую его сердце.

Восьмую сонату Прокофьева можно назвать его «Герникой» в «социалистическом варианте». Музыка повествует об экзистенциальном ужасе и обреченности личности в аду гибельной реальности, в которой жил и творил композитор. На мой взгляд, Прокофьеву удалось передать здесь само течение мысли, собственный «церебральный процесс». Это удивительно глубокое для Прокофьева сочинение позволяет слушателю переместить свое сознание непосредственно в «черепную коробку» автора. Увидеть время и мир глазами бесстрастного композитора-летописца.

В ноктюрнах Шопена были продемонстрированы новые возможности фортепиано в отношении красок и эмоционально-художественных состояний. Более подробный рассказ о творческих и художественных задачах и открытиях в сочинениях, исполненных в рамках японского турне, требует развернутого, узко специального анализа.

Смыслы возвращаются

— «Картинки с выставки» Мусоргского, «Симфонические этюды» Шумана, сонату Листа часто называются среди вершин фортепианной музыки. Что эти произведения значат лично для Вас?

А. Г.: Я вижу в этом свою миссию возвращения человечеству утерянных смыслов культуры. Ни больше, ни меньше. В случае с Модестом Петровичем — непрочитанная, непонятая, «забытая» корневая, подлинно русская культура. У Шумана — непрочитанная, непонятая, «забытая» европейская культура «фантастического рыцарства», где в музыке получили развитие идеи лучших европейских философов периода расцвета «фантастического романтизма» и европейского символизма.

Что касается Листа — миру возвращается уникальный феномен передачи живого сознания религиозного философа-композитора, разрываемого «в клочья» полюсами европейских философско-мировоззренческих, интеллектуально-эмоциональных стремлений середины XIX века. В амбивалентном сознании Листа причудливо соединилось несочетаемое — безумный чувственный романтизм и аскеза католического фанатизма.


image description
image description
«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны
| Новости, Общество

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны

Россия систематически нарушает Женевские конвенции. «Московские конвенции» по форме напоминают международный оригинал, но отличаются по содержанию. Документальная книга свидетельствует о...

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине
| Искусство, Общество

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине

Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам. «Швейцария для всех» рассказывает о швейцарском...


Соло и с оркестром

— Верно, что «Картинки» и «Этюды» в современном прочтении Андрея Гаврилова уже можно найти в интернете? Расскажите, пожалуйста, где и как проходила запись музыкальных шедевров?

А. Г.: Правильно, в сети уже есть первый вариант записи. А через месяц выйдет окончательная редакция. В ней значительно усилены художественные и виртуозные части повествования. Это особенно касается «немыслимых темпов» в яростной виртуозности Шумана и подлинно современнейшей психоделики, присущей музыке Мусоргского.

 

 

Для себя «новейший период» осознанного понимания музыки я отсчитываю с конца 2016-го. Все записи этого времени создаются в Первой студии Чешского национально радио в Праге, в новом здании на «Виноградах», с новым инструментом, новейшими техническими возможностями. Там прекрасная группа молодых продюсеров и звукорежиссеров, сотрудничать с ними очень приятно. Мы сплоченная музыкальная семья, что отлично помогает творческому поиску.

Сегодня пражская студия — фундаментальная база моего лейбла «UCM». Там записываются, и будут записываться все сольные проекты. Впоследствии, возможно, и оркестровые.

Сильнее гравитации

— Полтора века назад Ференц Лист посвятил свою «Мефисто-сонату» Роберту Шуману. Буквально на днях это произведение звучало в Вашем исполнении в студии Чешского радио. А когда по-новому осмысленное творение Листа станет доступно для всех?

А. Г.: После первой записи в октябре материал смонтировали за десять дней, результат я услышал ещё в Японии. Запись звучала ярко и убедительно. Она позволила мне увидеть незамеченное ранее и определить художественно-философские детали, требующие доработки, чтобы музыкальная исповедь Листа звучала без искажения.

Новое исполнение, как и в случае шумановских «Этюдов», призвано раздвигать привычные представления о границах звуковой палитры, понимания «пределов» физиологических возможностей человека. Для преодоления «гравитации» материального мира музыка требует «запредельных» человеческих усилий в отношении скоростей, силы звучания, создания грандиозных художественных картин.

 

 

Ключевыми для сонаты являются образ Христa, философская тема «Креста» и «Распятия». Космические картины последнего слова Иисуса на Кресте, битва Добра и Зла в завершающей сонату картине «Армагеддона» требуют таких же «космических усилий» от исполнителя.

Неделю назад в Первой студии в Праге мы достигли очень серьёзных результатов. Надеюсь, к Пасхе выпустим второй том записи музыки как «Живого Сознания», что является новым брендом и философским определением того музыкального мира, который я сейчас создаю.

— Какие новые духовные восхождения ждут поклонников прекрасной музыки в будущем?

А. Г.: Ранее человечество «споткнулось» на «нечеловеческих» музыкальных шедеврах — физиологически, психологически, художественно, ментально. Теперь они осмыслены, записаны, изложены в форме видеолекций и литературных эссе. И нынче нас ожидает спокойный, бездонный океан музыки Баха — его клавирному творчеству я намерен посвятить оставшееся время. В перерывах между «бесконечностью» буду посвящать себя и другим композиторам, от Шуберта и Шопена до Скрябина и Дебюсси.

Музыка для людей

— Музыка всегда поддерживала людей в трудные времена. А музыкант Андрей Гаврилов чувствует поддержку поклонников и друзей?

А. Г.: «Поклонник» для меня устаревшее понятие, нечто архаичное из эпохи «талантов и поклонников». Современность предлагает нам новые отношения и словарь. Положа руку на сердце, если бы не стойкое войско друзей (иначе не назову моих друзей-соратников), мои открытия остались бы в литературно-философском изложении на бумаге. К счастью, они обретают материальный эквивалент в высококачественных звукозаписях, видео, концертах, лекциях.

Все мы как единый организм в создании новейшего, интереснейшего, первооткрывающего, где я, всего лишь, инструмент воплощения идей, которые давно многими ощущались и просились из космоса на «грешную землю». И мы немыслимы друг без друга в призвании, которому всецело себя посвятили.

— Большое спасибо за интервью. Желаю Вам крепкого здоровья и всяческих успехов!

#

Марина Охримовская

Фото: Андрей Гаврилов с сыном Арсением в своем швейцарском доме, 27 августа 2020 г. (© Lucy Koenig)

Видео:

Andrei Gavrilov — AG Music Some «scenes» from Liszt Sonata B minor

Andrei Gavrilov — Pictures from an exhibition: No. 15, The Bogatyr Gates (In the Capital in Kiev)

Andrei Gavrilov — Schumann, Andante from «Symphonic Etudes»

 

Клуб друзей Андрея Гаврилова

Поклонники и друзья Андрея Гаврилова помогают организации записи и издания новых музыкальных альбомов маэстро. Желающие участвовать в важном культурном проекте найдут полезную информацию здесь:

https://www.andreigavrilov.com/

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Марина

Очень интересно.спасибо!!!

Марина Охримовская

Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику