Как связаны добро и зло? Ответ на фундаментальный вопрос искали в Швейцарском национальном музее в Цюрихе. Полистали прошлое и настоящее. И сделали небольшую увлекательную выставку «Вирус-кризис-утопия».

Оригинальная экспозиция заглядывает в глубь веков. И оформлена не без улыбки. Проще говоря: не было бы счастья, да несчастье помогло. А если по науке, то кризисы отлично стимулируют утопические идеи. Притом порой от погибели до спасения одна жизнь. Или пару тысячелетий. Например, оспа.

Марий из Аванша

Долго думали, что болезнь возникла от того, что Адама и Еву выдворили из райских кущей. А недавно генетика подбросила новую версию: вирус оспы в начале нашей эры достался человеку от верблюда. Откуда бы ни была зараза, есть многочисленные свидетельства, что смертоносные эпидемии периодически выкашивали население Китая, Кореи, Японии, Индии начиная с IV века.

Вскоре опасность и до Европы добралась. В 570 году епископ Марий из Аванша (коммуна в швейцарском кантоне Во есть и сегодня) называет оспу на латыни variola. Слово сохранило значение до наших дней. Марий умер в 596 году в Лозанне. За добрые дела и сердце Римско-католическая церковь причислила его к лику святых. Биографию епископа можно узнать из его эпитафии в церкви Святого Фирса в Лозанне.



Вирус

При Марии Аваншском оспа хозяйничает в Византии. И далее из века в век обходит земли, собирает жертвы. С XV столетия Европа сходна с оспенной больницей. Лихорадка, язвы на коже и слизистой уродуют и убивают равно: нищих и королей. Спасения нет, но выжившие получают иммунитет. С XVII века не было страны в Старом и Новом Свете, в которой бы не свирепствовала оспа. В Европе от оспы ежегодно гибли более 1,5 млн. Уже в прошлом веке она унесла около 300 млн жизней.



В начале XIX века люди боялись, что вакцина против оспы превратит их в коров. Этого не случилось. Зато в 1980 году официально объявили, что мир свободен от оспы. James Gillray, «Коровья оспа или чудесные эффекты новой прививки», 1802 г. (© Creative Commons)

В начале XIX века люди боялись, что вакцина против оспы превратит их в коров. Этого не случилось. Зато в 1980 году официально объявили, что мир свободен от оспы. James Gillray, «Коровья оспа или чудесные эффекты новой прививки», 1802 г. (© Creative Commons)

Некоторые доктора полагали, что оспой должен переболеть каждый. Другие упорно искали защиту от неё. И в 1798 году английский врач Эдвард Дженнер (1749-1823) описывает свои двадцатипятилетние исследования и опыт прививки человеку неопасной коровьей оспы. Автор издает труд за собственный счет и дарит миру. Без малейших попыток извлечь из своего открытия выгоду.

Больше нет

Впрочем, Дженнер снискал признание человечества еще при жизни. Люди стали прививаться и перестали болеть. Последний естественный случай заражения оспой зафиксировали в 1977 году в Сомали. А в 1978-м оспой заразилась в лаборатории кафедры анатомии медицинского факультета Бирмингемского университета Дженет Паркер, медицинский фотограф. Женщина умерла.

А через два года Всемирная организация здравоохранения объявила, что оспы в мире больше нет. Плохое забывается быстро. Теперь о длинной и трудной борьбе против оспы можно вспомнить, например, в Национальном музее в Цюрихе. Как и о других значимых вехах в истории человечества.

Утопия

При Томасе Море люди ещё гибли от оспы и многих хворей, как мухи. Английский философ и писатель-гуманист родился, возможно, 7 февраля 1478 года в Лондоне. А умер, точно, 6 июля 1535-го в Тауэре. Ему отрубили голову. За что? А за то, что не радовался браку короля Генриха VIII с Анной Болейн, осудил разрыв Лондона с Римом и создание англиканской церкви. Перед казнью Мор держался мужественно, шутил. Римско-католическая церковь причислила его к лику святых в 1935 году.

 

 

Но на выставке «Вирус-кризис-утопия» Томаса Мора вспоминают не за качества его бессмертной души, а из-за книги «Утопия». Её там даже можно увидеть! На табличке рядом с фолиантом так и написано черным по белому: «Utopia» Thomas More, 1516. А значит, это первое издание, «лёвенское» (Лёвен – один из университетских центров современной Бельгии, старый городской университет считался до XVI века лучшим в Европе). Крестным отцом «Утопии» стал Эразм Роттердамский.

Чудный остров навещу

В книге описано одноименное островное государство. Мор объясняет, как там все идеально устроено, чтобы люди жили припеваючи, долго и счастливо. Рабочий день – шесть часов, труд в радость. Интеллигенция почитается. А правит островитянами «мудрый» монарх. Должности выборные, у женщин и мужчин равные права, продукты людям дают по потребностям. Терпимость ко всем религиям, кроме атеизма.

На чудном острове не было частной собственности. Томас Мор критиковал алчность и невоздержанность, заявлял, что европейский социум начала XVI века «заговор богатых против всех членов общества». Через пятьсот лет русская революция отменит частную собственность на обширной части Евразии. История помнит, что из этого получилось. Зато слово «утопия» стало нарицательным для жанра в искусстве.

Неистовая Юлия

Увлекательных сказок у времени много. Например, Юлия фон Крюдерен (Juliane von Krüdener). Родилась в Риге в 1764 году. Восемнадцатилетней вышла замуж за посла России в Курляндии. Странствовала по Европе, писала книги по-французски, занималась миссионерством, проповедовала мистическое христианство, с ней изволил подолгу общаться российский император Александр I и другие официальные лица.

Когда в 1816-1817 годах в немецких землях случился голод, баронесса Крюдерен призывала состоятельных делиться с нуждающимися не только проповедями, но и богатствами, сама щедро раздавала вспомоществование направо и налево. На выставке можно полюбоваться прелестной «змейкой» с драгоценными красными камушками, украшение принадлежало когда-то неистовой Юлии.



С начала 1960-х швейцарский художник Walter Jonas развивал утопическую идею гуманного и экологического «обращенного вовнутрь» города-воронки. Walter Jonas, Intrapolis, ок. 1969 г. (© gta Archiv / ETH Zürich. Musée National Suisse)

С начала 1960-х швейцарский художник Walter Jonas развивал утопическую идею гуманного и экологического «обращенного вовнутрь» города-воронки. Walter Jonas, Intrapolis, ок. 1969 г. (© gta Archiv / ETH Zürich. Musée National Suisse)

Швейцарские мюсли

Или Максимилиан Бирхер-Беннер (1867-1939), швейцарский врач, пионер диетологических исследований. Он считал, что человек должен быть в гармонии с природой. И в собственном санатории в Цюрихе исцелял хворых с помощью здорового образа жизни. В конце XIX века Бирхер-Беннер уверял, что людям надо бы есть меньше мяса и белого хлеба, а больше фруктов, овощей, орехов.

Свой взгляд на правильное питание врач изложил в 1924 году в книге «Birchermüesli» (она тоже есть на выставке). Изобретенные им мюсли – еда на основе сырых или запечённых злаков, сухофруктов, орехов, отрубей, ростков пшеницы, мёда и специй – популярны и сегодня. Так, может, пришло время внять швейцарскому диетологу? И поголовно отказаться от мяса? Вопрос не такой уж и праздный.

Все (или почти все) слыхали про свиной и птичий грипп. Генетика рассказала нам про верблюжью оспу. А теперь вот и про коронавирус от летучих мышей через какого-то там хищника, поедаемого людьми. А кому известны вирусы от морковки или гороха?

Интерактивные экраны рассказывают два десятка историй. (© Musée National Suisse)

Интерактивные экраны рассказывают два десятка историй. (© Musée National Suisse)

Думаем сами

А может, вернуться к натуральному хозяйству? Тогда уж точно вирус не сможет ездить по миру на замороженных товарах, в чем его подозревают некоторые эксперты. А может, мир спасет отказ от путешествий? Вон и венецианцы заявили о возрождении Венеции после того, как пандемия перекрыла границы для туристов. И вообще, не время ли пересесть на телеги: парки вместо паркингов!

На выставке «Вирус-кризис-утопия» пандемию коронавируса называют «самым серьезным сейсмическим сдвигом» в общественном сознании, может быть, со Второй мировой войны. Шесть интерактивных экранов делятся двумя десятками историй. Артефакты будят воображение. Насколько пророческими оказались утопии прошлых лет, гостю предлагается судить самому. Равно как и об утопиях нынешних.

Мы лучше, чем думаем

Так, например, современники жалуются на климатический кризис, вопиющее неравенство в дележе мирового добра. Не пора ли принять конкретные меры в пользу бедных? В 2016 году швейцарцы решили не заставлять федеральный бюджет раздавать людям «просто так» ежемесячно по 2500 франков. А теперь вновь раздаются голоса за такие утопические мечты.

Выставку «Вирус-кризис-утопия» можно посмотреть в Швейцарском национальном музее в Цюрихе до 27 июня этого года.

#

Марина Охримовская

Фотографии:

Посадить 300 деревьев на футбольном стадионе предлагает инсталляция «Для леса – вечное притяжение природы» базельского художника Klaus Littmann по рисунку Max Peintner. (© Gerhard Maurer)

В начале XIX века люди боялись, что вакцина против оспы превратит их в коров. Этого не случилось. Зато в 1980 году официально объявили, что мир свободен от оспы. James Gillray, «Коровья оспа или чудесные эффекты новой прививки», 1802 г. (© Creative Commons)

С начала 1960-х швейцарский художник Walter Jonas развивал утопическую идею гуманного и экологического «обращенного вовнутрь» города-воронки. Walter Jonas, Intrapolis, ок. 1969 г. (© gta Archiv / ETH Zürich. Musée National Suisse)

Интерактивные экраны рассказывают два десятка историй. (© Musée National Suisse)

 

Комментарий через Facebook