Новый реализм кино. Точка зрения Виталия Манского
Виталий Манский. Фото из архива международного фестиваля документального кино «Артдокфест».
Искусство, Общество

Новый реализм кино. Точка зрения Виталия Манского

Кинофестиваль в Цюрихе завершился. За 11 дней зрителям показали 165 фильмов из 47 стран. Художественных и неигровых. Конкурсом документального кино руководил Виталий Манский.

Виталий Манский

Творчество Виталия Манского знакомо читателям schwingen.net по рецензии на фильм «Свидетели Путина». История про то, как «семья» Ельцина выбрала своим президентом В. Путина, стала событием 2018 года не только в Швейцарии. Многие другие фильмы Манского тоже хорошо известны миру.

За 30 лет режиссер и продюсер выпустил более 30 неигровых картин. А в 2007-м при его активном участии в России основан международный фестиваль документальных фильмов Артдокфест. Неигровое кино недаром называют зеркалом жизни: за первые 5 лет Ардокфест стал одним из главных киносмотров России.

А далее, как говорится, вмешались реалии. В 2014-ом началась вооруженная агрессия России против Украины. Любая власть осторожно относится к правде. А в дни державных потрясений — тем более. И вскоре Манский вынужден переехать из Москвы в Ригу. Артдокфесту тоже небезопасно в России. И теперь он переведен в Латвию.

Редакция schwingen.net связалась с Виталием Манским, чтобы узнать его точку зрения на документальное кино-2020.

На злобу дня

— Zürich Film Festival или ZFF-2020 уже в прошлом. В документальном конкурсе соревновались 12 фильмов. Что оказалось актуально в этом году?

Социально значимое и вечное, как и всегда. Например, фильм из Китая «76 дней» (76 days) – это истории людей в течение локдауна в 11-миллионом Ухане. А американская картина «Время» (Time) – трогательный рассказ о семье и острая критика расизма в США.

Zürich Film Festival или ZFF проходил в 2020 году с 24 сентября по 4 октября. © schwingen.net
Zürich Film Festival или ZFF проходил в 2020 году с 24 сентября по 4 октября. © schwingen.net

Трудный выбор

— В конкурсе ZFF только швейцарские премьеры, много молодых режиссеров. Цюриху нравится показывать мировые хиты, отмеченные наградами кинофорумов. А легко выбирать лучших из лучших?


image description
image description

Трудно. Как работает оценочное суждение? У кого больше призов, тот и чемпион. Но у спорта и искусства все-таки разные соревнования и судьи.

В жюри со мной работали Габриэла Бусманн (Gabriela Bussmann) (в частности, она была среди продюсеров фильма «Свидетели Путина») и немецко-швейцарский режиссер Сюзанна Мерес (Susanne Regina Meures). После серьезной дискуссии мы оставили пять картин. А из них выбрали три, которые и отмечены призами. Долго спорили о победителе, меняли решение и возвращались к нему.

— Теперь-то три самых лучших можно назвать?

Можно. Прежде всего назову два фильма, которые отмечены дипломами «Специальное мнение» (Special mention).

«Акаса, мой дом»

Яркая работа румынского режиссера Раду Чёрничука (Radu Ciorniciuc) называется «Акаса, мой дом» (Acasă, my home). Она о многодетной цыганская семье, которую вынуждают принять дары прогресса. Но что делать так называемому цивилизованному обществу, чтобы не было мучительно стыдно? Болезненная тема защиты уязвимых групп людей актуальна для многих стран.

«Земля голубая, будто апельсин»

А дебютная картина украинского режиссера Ирины Цилык «Земля голубая, будто апельсин» полна музыки и тихого света. На первый взгляд обыкновенная история взросления разворачивается на фоне приглушенной цветовой палитры прифронтовой реальности Донбасса. Юная героиня мечтает стать кинооператором. Как поведет себя большая украинская семья? Что случится дальше? Смотрите и решайте сами.

Победитель — «Время»

Об американском фильме «Время» я упоминал в начале нашей беседы. Режиссер Гарретт Брэдли (Garrett Bredley) спрессовала в восьмидесяти минутах экранного времени 21 год жизни афроамериканской семьи, домашнее видео, профессиональную съемку, гармоничное и противоречивое. И получилась социальная и человеческая драма и трогательная история любви. Этой картине жюри отдало главный приз.

Всестороннее влияние

— Сейчас видеокамера у многих в мобильном телефоне. Как новые технологии повлияли на неигровое кино?

Кординально повлияли. Я бы сказал, что возник новый документальный кинематограф. Вместо циклопических киноаппаратов и километров кинопленки людям явился цифровой инструментарий, о котором и не мечтали. И теперь человек по ту сторону объектива может растворяться в реалиях своих героев. А новое документальное кино потрясает зрителей, показывая невиданное ранее, открывая закрытое.

Фильм «Добро пожаловать в Чечню» показали в Цюрихе на ZFF. © schwingen.net
Фильм «Добро пожаловать в Чечню» показали в Цюрихе на ZFF. © schwingen.net

«Добро пожаловать в Чечню»

— Картину «Добро пожаловать в Чечню» показали в разделе «Border Lines». Фильм об издевательствах над людьми нетрадиционной ориентации в Чечне сделал американский режиссер Дэвид Франс. Это также и о людях, которые пытаются спасать преследуемых. Я смотрела и думала о Холокосте в нацистской Германии. А какие параллели видятся Вам?

Назову ещё одного автора этого фильма: российский режиссер-документалист Аскольд Куров (его предыдущая работа «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова» вышла в 2017 году). Куров, собственно, снимал и во многом лично участвовал в экстремальных событиях, о которых фильм «Добро пожаловать в Чечню». Многое сделано и отважной российской командой, которая вывозила из Чечни людей нетрадиционной ориентации, чтобы спасти им жизнь.


image description
image description

Когда я вижу это… Казалось бы, опыт недавних трагедий осознан. И больше не повторится. А они повторяются. А я гражданин этого государства… я испытываю оторопь, страх, ужас. Меня удручает, что такое кино делается не благодаря российскому государству, а вопреки ему. Меня возмущает, что этот фильм невозможно легально показать на территории, где происходят преступления. Тяжелые ассоциации с прошлым более чем очевидны и от этого очень больно.

Новая реальность

— В фильме про Чечню есть кадры насилия, может быть, даже убийства. А интимные моменты привносят тепло, показывают, что чувства одинаковы у всех людей. И от таких пересечений еще страшнее. Где проходит грань между документальным и игровым?

В 2011 году вышла книга Зары Абдуллаевой «Постдок. Игровое/неигровое». Кинокритик и искусствовед проанализировала фильмы, книги, спектакли, фотографии художников, которые работают на границе факта и вымысла. И обосновала термин «постдок» как новое направление современного искусства: граница между игрой и документом становится всё более условной.

…Кино меняет жизнь к лучшему. (…Cause life is better with movies»). © schwingen.net
…Кино меняет жизнь к лучшему. (…Cause life is better with movies»). © schwingen.net

Когда речь о реалиях жизни, чем больше зритель доверяет происходящему на экране, тем более яркие и глубокие эмоции он испытывает. Чтобы достичь максимального эффекта, игровое кино стремится растворить героев в реальности, даже ставит их перед личностным выбором. Нейтральность документальной камеры тоже относительна. Плюс новые технологии масштабируют реальность.

В итоге вмешательство субъективного закономерно создает новую реальную историю — персонажей, свидетелей, зрителя. И возникает эффект «постдока» — стирания граней.

Более светлое искусство

— Лента украинского режиссера Ирины Цилык «Земля голубая, будто апельсин» о жизни одной многодетной украинской семьи под обстрелами в Донецкой области. При этом фильм дарит надежду. По-вашему мнению, какое искусство более сильное: светлое или шокирующее, пугающее?

Кинематограф обладает эффектом отражения. Отраженными эффектами очень умело пользовался Алексей Герман в своих картинах. А в фильме Ирины Цилык каждый кадр отражает трагедию войны. Также и поэтому «Земля голубая, будто апельсин» является сильным эмоциональным произведением документального жанра.

В прошлом году на «Оскара» был номинирован документальный фильм «Лай собак вдалеке» (The Distant Barking of Dogs). Он получил много наград, Гран-при Ардокфеста. Это картина производства Дания/Швеция/Финляндия 2017 года. И на самом деле до украинского села Гнутово Донецкой области, где живет со своей бабушкой 10-летний мечтатель Олег, доносится лай не собак, а артобстрелов.

24 кадра к миру

То есть талантливое документальное кино показывает «лай войны», без погружения в её «тело». И это дает сильнейший эмоциональный отклик. Мне запомнилась ёмкая и точная, в чем-то даже обидная фраза украинского режиссера Надежды Парфан: «Я устала от порновойны». Я здесь говорю о порнографии как приеме показывать что-то очень крупно, детально, чрезвычайно жестко.

«Порновойна» может возбуждать грубые инстинкты, но не любовь. Рассказ о любви нуждается в других приемах и планах. Деликатный взгляд издалека, целомудренное скрещенье рук, взывая к светлым эмоциям, скорее и надежнее сближают людей. Думаю, это более верная точка зрения на реалии войны и более короткий путь к миру.

Про «Оскар» и разнообразие

— В нынешнем году Вы стали киноакадемиком премии «Оскар». А недавно американская академия кинематографии ввела квоты «на толерантность и разнообразие». Есть такая необходимость?

Мне одному кажется, что эта новость несколько преувеличена? Всё и так было уже, а теперь оформлено. Ещё летом подобное заявление сделал и Британский институт кино и телеискусств BAFTA. Если разнообразие можно мотивировать — давайте попробуем. Проверим на практике и узнаем, что получится. Искусству не всё ровно, потому что оно всегда на стороне прав и свобод человека.

Что меня удивляет: чрезвычайная озабоченность российской прессы новостями из Голливуда. В последние дни я получил множество запросов на эту тему. Словно российский кинематограф собрался перегнать по толерантности весь мир. Хотелось бы, чтобы такой же пронзительный интерес у российских журналистов был к фильму «Добро пожаловать в Чечню».

На сайте artdoc.media показывают документальные фильмы на русском языке. Скриншот. © schwingen.net
На сайте artdoc.media показывают документальные фильмы на русском языке. Скриншот. © schwingen.net

Скоро Артдокфест

— Скоро Артдокфест. Вы руководите им с момента основания. Международный фестиваль авторского документального кино начинался 14 лет назад в России. А теперь переехал в Латвию. Каким будет обновленный кинофорум?

Первый Рижский международный фестиваль документального кино Artdocfest/Riga состоится в нынешнем году с 26 ноября по 1 декабря. Разумеется, устроители волнуются из-за Covid-19. Однако, глядя на успешный фестиваль в Цюрихе, думаем, что всё будет в порядке. К тому же есть хороший организационный опыт: с 2014 года Артдокфест частично проходил в рамках Рижского фестиваля Riga IFF. А наше жюри работает в столице Латвии уже третий год.


image description
image description

У Артдокфеста надежные партнеры в Латвийской Республике. Есть поддержка и международного сообщества. Ещё хорошая новость: к традиционной программе Артдокфеста добавился новый конкурс «Балтийский фокус». Он для документальных фильмов прибалтийских стран или созданных в копродукции с ними. Так что возможности стали шире.

Пользуясь шансом, всех, кто любит и ценит свободное документальное кино, приглашаю в демократичную Латвию. Отмечу, что в России Артдокфест тоже сохраняет свои программы. Но, к сожалению, будем показать не всё. Например, фильм «Земля голубая, будто апельсин» можно посмотреть только в Риге. Авторы отказались выпускать картину на экраны страны-агрессора, то есть России. Случай этот, увы, не единственный.

И в России тоже

— И всё же фестиваль Артдокфест пройдет и в России!

Артдокфесту зритель очень дорог. В России пространством фестиваля в начале декабря будут московский кинотеатр «Каро 11 Октябрь», а в Петербурге — «Англетер». Лично я глубоко убежден, что честный кинематограф способен менять реальность к лучшему.

— По интернету кино можно смотреть откуда угодно. Сейчас на сайте https://artdoc.media/ почти 1300 документальных фильмов. Правда, что многие из них доступны бесплатно?

Да. В каталоге три тысячи документальных авторских фильмов, снятых в странах бывшего СССР в последнее двадцатилетие: трейлеры, фотографии, другая информация. Каждый третий фильм можно смотреть бесплатно, еще триста — за небольшие деньги. Кино создается для зрителей. И ежемесячно для просмотра открывается 30-40 правдивых историй.

— Большое спасибо за интервью. Крепкого Вам здоровья и удачи!

#

Марина Охримовская

Изображения:

Виталий Манский. Фото из архива международного фестиваля документального кино «Артдокфест».

Zürich Film Festival или ZFF проходил в 2020 году с 24 сентября по 4 октября. © schwingen.net

Фильм «Добро пожаловать в Чечню» показали в Цюрихе на ZFF. © schwingen.net

…Кино меняет жизнь к лучшему. (…Cause life is better with movies»). © schwingen.net

На сайте artdoc.media показывают документальные фильмы на русском языке. Скриншот. © schwingen.net

Дополнительно:

https://artdocfest.com/en/

https://zff.com/de/home/

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику