Поэт Дельфинов. Что ты здесь делаешь?
Александр Дельфинов родился в Москве в 1971-м, с 2001-го живет в Германии. Поэт, журналист, спокенворд-артист. В 1990-е под влиянием московского концептуализма участвовал в разных неформальных арт- и литобъединениях. В 2009-м вместе с Петром Горьевым основал в Берлине транскультурную PANDA platformа. Участник международных поэтри-слэмов. Автор нескольких поэтических книг. Стихи переводились на немецкий, английский, испанский, французский, греческий, грузинский, иврит.
«Швейцария для всех» предлагает посмотреть и послушать анимационный видеоклип на трек «Я ехала домой», нарисованный художником Николой Писаревым (проект «Радио “Спектакль”»), и прочесть семь стихотворений Александра Дельфинова (некоторые с комментариями автора).
По ссылке — реквизиты для переводов украинской волонтёрской группе «Лiвий берег», обратите внимание на первый контакт PayPal — это актуальная поддержка тех, кто сейчас на фронте.
Позволю себе без лишних предисловий представить вам художественный текст под названием:
Деконструкция
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
— Спасибо, у меня всё в порядке.
Слева и под ребро входит насквозь игла,
Пришивая лоскут заплатки.
Ситуация настолько знакомая всем,
Что хоть подуди в дуду,
Хоть крестик поставь в графу «НЕТ ПРОБЛЕМ»,
А я, пожалуй, пойду
На самую высокую гору,
За самый далёкий лес,
Покуда к этому разговору
Какой-нибудь подлец не подлез,
Карты, деньги да два ствола:
«Как у тебя дела?»
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
— Как сажа бела, как коготок у птички…
В горло, плечо, бедро бьёт за стрелой стрела,
Перелистывая странички,
Но читающим бухгалтерский сей документ
Пора засосать винтом,
Пора засмолить кручёный пакет,
Пока не сгорел весь дом.
Попробуйте, товарищи, смыться,
Заныкайтесь, господа,
Но расплываются наши лица,
Где пламя жгло — ледяна вода,
Кто здесь? Где — здесь? Гул из угла:
«Как у тебя дела?»
А нет никакого «тебя», и нет никакого «меня»,
Есть только солнышко в небе куцее!
Как учил дураков филосóф Деррида, вся эта мутотня —
Деконструкция.
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
Набрался добра, так как уже не хватало зла.
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
Тудэмо-судэмо, пилю как пила, кручусь как юла.
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
Только восстал из пепла, как снова сгорел дотла.
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
Так мы и сейчас не видимся, отсутствуют ведь тела,
Это просто буковки бегут по экрану,
А если приглядеться повнимательнее,
То и сам экран из буковок,
И вообще ВСЁ вокруг из буковок,
А они бегут себе, перебегают с места на место,
И так пульсирует, так пульсирует,
И так почему-то больно,
Хотя и не понятно, кому.
Ведь нет никаких таких «их», нет никаких «нас»,
Чисто для рифмы скажу: расцветает настурция!
Как учил ботаников Деррида, весь этот мракомраз —
Деконструкция.
— Давно не виделись. Как у тебя дела?
— Я год не пила, нюхать, сорян, не стану.
Дунул — как порошок прочь летит со стола,
Улетает любовь-тоска. Ну,
Ситуация настолько знакомая всем,
Что хоть подуди в дуду,
Хоть крестик поставь в графу «НЕТ ПРОБЛЕМ»,
А я, пожалуй, пойду.
(И пусть я рычу и шатаюсь, не в силах вынести груз,
Спроси хоть Сенеку Луция, хоть Конфуция —
Весь этот эмоционально-когнитивный конфуз —
Деконструкция.)
Сколько раз в моей жизни случался брак коммуникации? Когда не удавалось договориться, или казалось, что договорились — а оказалось, что по-разному поняли договор. Когда вдруг падали «декорации», и реальность являла выжженную страшную суть. Когнитивные ли искажения всему виной, лупы и петли в паттернах бессознательного? Не знаю. Стоит обдумать вновь. Обсудить с людьми. Может, договоримся? А пока — текст, написанный не сегодня:
Брак коммуникации
Ты сказала: «Не хочу с тобой расставаться!»
А мне послышалось: «Всё, нам пора прощаться».
Брак коммуникации.
Ты спросила: «Как с тобою быстрее связаться?»
А мне послышалось: «Так, сейчас будем с тобою драться».
Брак коммуникации.
Я сказал: «Давай прекращать ругаться!»
А тебе послышалось: «Достала уже придираться!»
Брак коммуникации.
Я сказал: «Почаще бы нам встречаться».
А тебе послышалось что-то вроде глухой вибрации.
Брак коммуникации.
Брак коммуникации.
Брак коммуникации.
Птицы громко поют в гуще белой акации.
Вынесли жмурика лепилы из реанимации.
Огонь артиллерии корректируется по рации.
Комендантский час был введен в первый день оккупации.
Помнишь, как с тобой мы пошли купаться,
И
Оказались в дурацкой, идиотской такой ситуации:
Кто-то спиздил наши вещи с пляжной локации,
Голяком по улице пришлось возвращаться,
И
Патруль оккупантов задержал нас у ресторации,
Начал майор Пепперкорн нам читать нотации,
А я говорю: «Господин офицер полиции!
Мы просто туристы, приехали из столицы,
И
Нас обокрали, не надо, пожалуйста, злиться,
И
Вы только прислушайтесь, как нежно поют эти чудные птицы!
И
Мне кажется, перед нами вы должны извиниться».
И
Моя речь имела эффект взрывной детонации,
Хотя вроде я говорил без всяких дефектов дикции,
Но майор Пепперкорн не принял аргументации
И меня задержал в своей, так сказать, юрисдикции,
До утра на подвале надо было держаться,
И
Лицо мое утром было краснее печеной пиццы,
И
Все тело болело, я с трудом мог сдержать эмоции,
И
Ты сказала: «Саша! Пора признаться:
И
Весь этот текст, и все -ации, -иции, -оции —
Это не хит, что в тяжелой ТВ-ротации,
А всего лишь пример неудачной художественной негоции,
Говоря другими словами, брак человеческой коммуникации,
Брак коммуникации.
Брак коммуникации.
Брак коммуникации.
Ты сказала: «Не хочу с тобой расставаться!»
А мне послышалось: «Всё, нам пора прощаться».
Я сказал: «Почаще бы нам встречаться».
А тебе послышалось что-то вроде глухой вибрации.
Брак
Человеческой
Коммуникации.
Написал длинное предисловие и случайно стёр. И подумал, что оно было не нужно. Поэтому поэт предлагает вам текст с коротким предисловием, которое вы только что прочитали.
Что ты здесь делаешь
— Что ты здесь делаешь?
— Стою на земле.
У меня осталось, кажется, много дел,
Я не помню, каких и где.
— Что ты здесь делаешь?
— Наблюдаю за движением облаков,
Я бы сдвинулся с места и был таков,
Но я не таков.
— Что ты здесь делаешь?
— Ощущаю движение вод
Под почвой, растущий на ветке плод,
Всё вот это вот.
Очень страшно, что никто за мной не придёт,
Очень страшно, что никто за мной не придёт.
— Я спрашиваю, что ты здесь делаешь?
— Испытываю необъяснимую боль
Настолько давно, что не помню, сколь-
Ко-ко-ко (простите, в системе сбой).
— Что ты здесь делаешь?
— Камень, вечер, в тучах — близнец…
— Что…
— Вечерний альбом или молодость…
— Ты здесь де…
— Путь конквистадоров…
— Лаешь?!
— Я не лаю!
Повторяю обрывки чужих разговоров,
Глядя во тьму.
Неужели придётся остаться здесь одному?
Неужели придётся остаться здесь одному?
— Ты стоишь на земле, лучше места и нет нигде,
Здесь так до боли красиво, что затихает боль,
И когда я уйду, не плачь, у тебя ещё много дел,
И нет объяснений, не пытайся понять ничего,
Я — лишь радиоголос во тьме, щегол, листопад, ИИ —
И-и-и-и тебе придётся остаться здесь одному,
Но это нормально, зато все звёзды — твои,
Так что просто гляди во тьму.
— Я гляжу во тьму.
Программа Т9 была придумана, чтобы дописывать слова на старых, неудобных телефонах, где на каждую кнопку с цифрой приходилось по три буквы. Эти кнопки надо было нажимать много раз, чтобы добраться до нужной буквы и в результате получить слово для смс. Потом, когда телефоны превратились в смартфоны, программу Т9 сменила другая, более совершенная. Но когда мы случайно ошибаемся и вместо слова «вместо» получается какое-нибудь «вот все», по привычке мы по-прежнему так и говорим:
Т9
Саре Коннор заранее фактически всё понятно, Можно пыриться в точку «О» и вообще ничего не делать. «Прошу, уйдите, — пишет T-800. — Ваше присутствие неприятно!»
«Мне приятно», — исправляет Т9. Если существует хотя бы один ответ,
На который я правильно мог бы задать вопрос,
Я б зерном сквозь него пророс,
На кулак намотал как трос,
Но эту столовую заперли на обед.
Поезд влетает в тоннель, хоть стоит на месте,
Входя в вагон, выхожу на перрон,
Кронос глотает Зевса и тут же рыгает он,
Зевс вылетает из глотки и занимает трон,
Я роняю смартфон, лёжа на верхнем месте.
Биохимия определяет стенание, прыг на чужие сани я,
Словно Арджуна, чтоб хоть как-то скуку свою развеять.
«Ваше перерождение, — пишет Кришна, — равняется весу познания».
«Бес сознания», — исправляет Т9.
Где-то раскуривают косяк богач и босяк,
В сложном треугольном лесу заржавел дровосек,
Расстояние до кончика носа — 1 парсек,
Из яйца вылезает иголка. Сек!
Опусти стояк, подними висяк. Всё наперекосяк!
Кант из-под звёздного неба падает в чёрную дырку,
Крутя шарманку, Декарт поёт: «С’est charmant!»
Пляшет на могиле квадробера релокант,
Плачет под дождём умирающий репликант,
Влюблённый в одноклассницу Ирку.
Опечатка за опечаткой придают программе маразма,
Архангел пролетает со свистом, как стратегический лебедь.
«У тебя 5000 френдов, — пишет админ, — и ни одного оргазма».
«Всё прекрасно», — исправляет Т9.
***
Это не война Путина,
Потому что у людей,
Которые в три смены пашут
На весь тот военпром за славную зарплату,
Стараются хорошо делать своё дело,
Собирая танки, бронетехнику, дроны,
Все эти профессионалы,
Наращивающие производство боеприпасов,
Качественных ракет,
Корректируемых авиационных бомб,
Кассетных и термобарических,
Все эти люди, обеспечивающие свои семьи,
Простые работяги войны —
У них свои имена, свои фамилии,
И они вкалывают от души.
Это не война Путина,
Потому что многие воодушевлены
Идеей «русского мира»,
Который не заканчивается нигде,
Слишком многие по-настоящему вдохновлены
Идеей подавления других,
Чтобы ускользнуть от чувства своей подавленности,
Слишком многие берут в руки оружие,
Ощущая радость и освобождение,
Потому что разрушение Украины для них —
Как приобретение устойчивой идентичности,
Посмотри в глаза такому солдату —
Ты увидишь тёмное ледяное пламя,
Которое подпитывает его,
И у этого солдата своё имя, своя фамилия,
И он научился убивать.
Это не война Путина,
Потому что вся та международная сеть,
Занимающаяся обходными поставками
Всего, что нужно для гудящего военпрома,
Для этих прельщённых солдат,
Для весёлого отдыха псов войны,
Это мужчины и женщины в разных странах,
Но это и кто-то, кого ты знаешь,
Подумай, подумай, подумай,
Вспомни, вспомни, вспомни,
Но даже если ты ничего не помнишь
Ни одной чёткой мысли что-то не лезет,
Я говорю тебе:
Все эти люди, занятые в импорте-экспорте,
В конечном итоге приводящем
К вылету стратегических бомбардировщиков,
К выходу ракетоносцев в акваторию Чёрного моря,
К ночным атакам на Харьков и Киев,
У этих торговцев и гешефтеров
Есть свои имена, свои фамилии,
И они умело обходят несчастные санкции.
Это не война Путина,
Потому что кто такой этот невысокий человечек,
Лысенький, со злыми глазками,
С поджатыми губками,
Бывший неудачливый офицер КГБ,
Взлетевший на свою жуткую вертикаль
И севший там как сверчок на шестке,
Этот мужчинка с хорошей памятью на цифры
И юморком ниже пояса,
Ты же его видишь,
Ты же его слышал,
Это точно такой же Володя,
Как тысячи других Володь,
Он вышел из питерской парадной,
А не с Луны свалился,
Это нормальный пацан, правильный и цепкий,
И хотя он отдаёт приказы,
И хотя он дружит с киллерами и ворами,
И хотя он выступил по телеку в феврале 2022-го,
Но он просто один из многих,
Он — как масса таких как он,
Но они — не он,
И они смотрят на него,
Смотрят в орущий телек,
Идут на лязгающий завод,
В свой НИИ,
В свою военную часть,
В свой бизнес-офис,
В своё здание на Лубянке,
По всей стране,
Во всех городах,
И это они сотворяют эту войну,
И они вкалывают от души,
И они научились убивать,
И они умело обходят несчастные санкции,
И у них свои имена, свои фамилии.
Это не война Путина,
И хотя он однажды,
Задохнётся в своём бункере,
Но они — останутся.
Я не знаю, где сейчас ты,
Но я знаю, где я —
На другой стороне.
Вчера у меня был неожиданно очень тяжёлый день, и я вернулся домой очень поздно, хотя утром даже не предполагал, что уйду. Я вошёл и сел на стул на кухне и долго так сидел. Иное утверждение будет ложным.
Иное утверждение
Надо признать, что поэзия
(И тут крути не крути)
Никого не спасает не освобождает
Иное утверждение будет ложным
Ещё до полудня почти что стемнело
Сыро зачпокал хлопьистый снег
Человек никак не закончит стихотворение
Иное утверждение будет ложным
Война продолжается 1000 дней
По правде дольше по правде дольше
По правде дольше по правде дольше
Иное утверждение будет ложным
Вчера поздно вечером под мостом мужчина
Лёжа на матрасе попросил закурить
Я сказал: «Не курю» он сказал: «Извините»
Иное утверждение будет ложным
***
Дело не в том, что песенка в целом спета,
Виниловый диск шипит, как в траве змея,
Лето закончилось, текст проглотил поэта,
Под ногтями горит земля.
Бац! Почему-то упал и жужжу на полу я.
Бац! Я куда-то лечу, эге-гей, ого-го!
Когда кто-то выполз на место для поцелуя,
Там не было никого.
Брёл переводчик к другу, но друг был ложный.
В тумане стоит не лошадь — танк «Леопард».
Сложное стихотворение, осторожно,
Если можно, не пой нам, бард.
Рыбка сидит у корыта, ботинки шнуруя,
Вышла из моря — теперь сохраняй статус-кво!
Старик ждал старуху на месте для поцелуя,
Там не было никого.
Дырка в груди есть норма, прокаркал доктор.
Как в печку, сую туда всякий сор да жмых.
Нежность растаяла, бурный летит поток с гор
И уносит с собой живых.
Снова не пойман, пойду, отвяжу-ка метлу я,
Рифма достала кастет и берёт на слабо.
Никто не явился на место для поцелуя,
Там не было никого.
- Поэт Дельфинов. Что ты здесь делаешь? - 26 ноября 2024
- Александр Дельфинов: «…Джентльмен с головы до пят… А Україну бомбят» - 16 октября 2023
Изображения:
Александр Дельфинов. 15 лет Panda platforma. Берлин, 11 октября 2024 г. (© Роман Екимов) Facebook / alexander.delphinov
Я ехала домой — Poet Delfinov & ClerWolf. YouTube
Дополнительно:
Telegram-канал поэта Дельфинова: https://t.me/poetdelfinov
PANDA platforma: https://panda-platforma.berlin/
Поделитесь публикацией с друзьями