Реставрация реальности с Михаилом Кононовым в Цюрихе
Какими красками пишет современность? Что необыкновенного могут рассказать об обычной человеческой жизни картины художника? Почему это интересно независимо от календаря и меридиана? Ответы в том числе и на выставке Михаила Кононова в Цюрихе.
О чём жарко препираются самовары и чайники на холсте Михаила Кононова? В раскаленной меди, теплых чайных ложечках и чашках, легких занавесках — золотистый отсвет. Талант живописца превращает натюрморт в сказку — и вещи оживают, спорят, как добрые друзья. А ведь вода в обычных условиях нагревается не выше ста градусов…
А что нам подскажут события и даты жизни человека?
В поиске ключей
В короткой статье биография пишется крупными мазками. Михаил Кононов родился в Екатеринбурге, вырос в Москве. Окончил Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова, владеет разными жанрами, увлекается пейзажем. Где ещё искать ключи?
Реставратор Московских художественных мастерских, Кононов вместе с другими восстанавливал исторические монументальные росписи дворцов и церквей в Москве и Московской области. Деталь важная. Потому что мастер-реставратор старается сберечь сокровища культуры. И утраченное его огорчает, а сохранившееся радует. Запомним — эти знания нам ещё пригодятся.
Молодого художника привлекали идеи передвижников, так называемая «идейная» живопись. А любить и чувствовать природу он учился у московского живописца Петра Ивановича Костинского. Выставочный опыт приобретался в московской галерее «Нагорная». Философия и красота мира открывались в книгах, беседах, путешествиях, в том числе зарубежных.
Умиротворение
В 2003-м Михаил переехал в Швейцарию. С 2006-го по 2010-й жил и работал в Вашингтоне на живописном берегу Потомака. Поиск гармонии, кропотливое и бережное воссоздание на холстах музыки умиротворения продолжились в Цюрихе. Художник много пишет с натуры, его занимает перемена настроений у природы. А почерк отличают лиричность, приверженность реализму, академическая школа.
В разные годы шестнадцать персональных выставок Кононова состоялись в Москве, Берне, Вашингтоне, Цюрихе и других городах. В Швейцарии такие события стали традиционными. Они собирают друзей, профессионалов, поклонников искусства. Одновременно проходят мастер-классы для детей и взрослых. О том, «чей чай горячей?» гости рассуждали в цюрихской Peyer.Gallery с 3 по 9 декабря.
Видимое и нет
Зависит ли реальность от нашего знания о ней? В экспозиции было три десятка живописных произведений, написанных с 2014 года. Большинство созданы в 2020-м. Вокруг каких новостей жарко спорил ушедший год? Движение за права человека в США и Беларуси, покушение на жизнь российского оппозиционера Алексея Навального с применением боевого отравляющего вещества, эпидемия коронавируса, угроза экономического кризиса…
Картины Михаила Кононова о другом. О чём же?
Простыми и хорошо знакомыми, я бы сказала, вечными образами они спокойно, взвешенно, поэтично повествуют об очень личном, негромком, не всегда видимом с первого взгляда. По-детски чистые истории обращаются к той сокровенной частице души, где хранится подлинное для каждого. Да, судьба посылает порой испытания. Но ни умение ли чувствовать и ценить изначальную красоту творения и есть источник силы, сохраняющей жизни?
Не придумывать
Другой вопрос: насколько близки понятия «реалист» и «оптимист»? Различные обстоятельства, поведение людей влияют на нашу точку зрения. Наверное, каждому знакомо крайнее состояние, когда тяжело на сердце и опускаются руки. Но и с полюса легкомыслия тоже реальности не увидать. Не потому ли так важна золотая средина? А ориентиром в вязкой текучке будней художник выбирает ответственность перед собой и другими?
И здесь уместно вернуться к реставрации. Древнее искусство «лечения» вещного мира исповедует принцип «не навреди». Обозначим пунктирно разные подходы. Можно, например, закреплять, фиксировать дошедшее до наших дней, не добавлять нового, не заполнять пустоту. А можно, следуя логике сохранившегося, пробовать восстановить утраченное: фрагмент порой позволяет воссоздать если не целое, то его значимую часть.
— Искусство — способ познания мира, где каждый идет своей тропинкой, — говорит Михаил Кононов. — Сейчас классические рамки сняты. Однако способы выражения и понимания тесно связаны. Я пишу то, что меня эмоционально трогает, чему сопереживаю, о том и рассказываю через свои картины. Когда работал с фресками старых мастеров, относился к ним очень трепетно. Похожие чувства испытываю и сейчас, когда пишу дорогое мне. Стараюсь избегать суетного, воссоздавая, а не придумывая видимое.
Восстановление гармонии
А вы согласны, что горечи и радости оттеняют друг друга? Что светлое, деликатное искусство сильнее темного, бьющего наотмашь, под дых?
Вот, например, мастерская музыкальных инструментов на картине Михаила Кононова. Композиция и колорит ювелирно выверены; виртуозность, любовь к материалу и теме в каждом мазке — тепло, свет, запах могут быть зримы.
Девочка спряталась под покровом собственных грёз.
Недлинная дорожка источника формирует глубокую перспективу, приглашает на прогулку.
Колеса старой телеги и доски много чего повидали в жизни. Приютилась домашняя утварь из разных эпох — свидетели течения времени.
Мастер ваяет глиняный сосуд, а думается о другом Гончаре и Человеке — как сосуде.
Райские кущи сохранились на земле: не Адам ли и Эва плещутся в бирюзовой бухте?
А рядом умные руки каменщиков творят вечный символ — круговорот жизни.
#
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
Фотографии: (© Михаил Кононов)
Mikhail Kononov Paintings
Поделитесь публикацией с друзьями