Синтез тайн Набокова в Новороссийске

Синтез тайн Набокова в Новороссийске

«Камера обскура Владимира Набокова» - выставку фотографий, успешно экспонировавшуюся в столичных галереях, увидел и Новороссийск.

Ее авторы — художники группы «Синтез» Наталья Хвостенкова, Николай Востриков, Сергей Подрез. Ранее они жили в этом городе, окончили новороссийскую художественную школу, учились в Москве, возвращались в Новороссийск. В конце 70-х «Синтез» окончательно перебрался в Москву. Хвостенкова, работы которой есть и в Третьяковской галерее, уже седьмой год живет и творит в Нью-Йорке.

Из последних шумных акций-экспериментов «Синтеза» напомним «Реституцию». Тогда Востриков и Подрез, спрятавшись за именами Кранаха и Ван-Гога, заставили экспертов спорить о подлинности «Мадонны» и «Дороги в Арле», якобы найденных в частной коллекции новороссийца Тимофея Галищева. Публикации о «невероятной находке» обошли многие отечественные и зарубежные издания…

В «Камере обскура Владимира Набокова» склонный к метафизическим исканиям «Синтез» пытается расшифровать Набокова в трех, возможно, наиболее спорных его произведениях: «Защите Лужина», «Лолите» и «Аде».

Наверное, от метафизики можно отказаться, но даже глупый человек все же думает о смерти, а следовательно, и о смысле жизни. «Пробуя на вкус» смерть вообще и рассуждая о личности, ищущей самоутверждения, Набоков, а вместе с ним и «Синтез», признаются в сомнениях. Да, да, они не желают примириться с полным исчезновением! «Пытка бессмертием» — пытка, потому что и отсутствие бессмертия недоказуемо.

«Защита Лужина», роман, о котором сам Набоков писал, что он построен как шахматная игра. Здесь видимая аналогия с творчеством вообще и литературным в частности. Единственно, что занимало Лужина — «сложная, лукавая игра, в которую он был замешан как бы помимо своей воли», в которую, по призванию был замешан и Набоков-писатель, в которую «играют» и художники Хвостенкова, Востриков, Подрез.


image description
image description

К Лужину ли относится фраза — «бесплодность его загадочного гения»? Лужин — маэстро. Набоков — мастер. Место «Синтеза» в искусстве определит время. «Ужас шахматных бездн», ужас слов для писателя, ужас пластических образов для художника, ими одержимого, одинаков. Время беспощадно. Ничего нельзя доиграть или дописать до конца. Призрачное искусство бесплодно. «…Или ничего не получится из того, что хочу рассказать, а лишь останутся черные трупы удавленных слов…»

Вымысел — прием. Действительность — материал. С ловкостью фокусника бросает Набоков в цилиндр платки, мячи, кроликов, чтобы вытащить из него то, что на них не похоже. Он шифрует самого себя, дурачит исследователей, скрываясь за завесой вымысла. Так и «Синтез», вероятно, пытаясь иллюстрировать «ужасные» набоковские тайны, «бросает» портрет самого Набокова, шахматные фигурки, стрелки часов, улыбки, складки платья и жесты.

А вот как описывает мастера современник, исследователь его творчества Зинаида Шаховская: «Вижу Набокова еще молодого, только начинающего путь к сорокалетию. Высокий, кажущийся еще более высоким из-за своей худобы, с особенным разрезом глаз несколько навыкате, высоким лбом… Он смотрел на встреченное со смакование гурмана перед вкусным блюдом и питался не самим собою, но окружающими. Замечая все и всех, он готов был это приколоть, как бабочку своих коллекций: не только шаблонное, пошлое и уродливое, но также и прекрасное, — хотя намечалось уже, что нелепое давало ему большее наслаждение».

Мировая, скандальная известность к Набокову пришла после «Лолиты». Хотя первое издание, вышедшее в Париже в 1955 году (спустя четверть века после «Защиты Лужина»), покупалось вяло и вскоре оказалось под запретом. В Соединенных Штатах судьба книги была более удачна. Ее успех (1958 год) превзошел, как говорится, все ожидания. Через год «Лилита» вышла в Лондоне и снова в Париже. С тех пор роман переводился на многие языки. Он увидел свет во многих странах на всех материках, кроме разве что, Антарктиды. В 1965 году «Лолита» была издана и в России. А термин «нимфетки», как и предрекал автор, вошел в словари и газеты…

Одержимость — вот что занимает Набокова и «Синтез». Лужин одержим абстракцией шахмат. Гумберт Гумберт — порочной страстью. Одержимость Набокова — исследование охлаждения души. И как заключительный творческий аккорд — почти демонический роман «Ада» — семейная хроника от ХVIII века до двадцатых годов века ХХ. На обложке ее удешевленного американского издания заботливый издатель начертал для соблазна покупателей: «Новый бестселлерный эротический шедевр автора «Лолиты» (впервые напечатан в 1969 году).

Эротический? Наверное эротический, если эротика заключается в количестве половых забав, которым персонажи «Ады» предаются с раннего детства и до старости. Шедевр? Как свидетельство авторской эрудиции вообще и в области международной лингвистики в частности повествование пронизано звуковыми и смысловыми набоковскими каламбурами. Этот американский роман перенасыщен выражениями русскими, французскими, немецкими — аллитерациями и литературными ребусами.

И все же главные персонажи творчества Набокова как и «Синтеза», наверное, Время и Память. «Ада» — и Да и Ад, и читать это имя можно с начала и с конца — короткая и дурная бесконечность. Здесь исследуется природа времени, «тема, которая предполагает борьбу с осьминогом собственного мозга». Триединство времени отрицается: прошедшее, мгновенно умирающее настоящее и то, что еще будет, а может быть, никогда не свершится. Время — лишь память прошлого и суть настоящего. Будущее вне времени, «как наши сожаления не могут повредить прошлое, так и наши надежды не могут породить будущее».

…Что-то новое, блистательное и страшное вошло с Набоковым в русскую литературу и в ней останется…

1999 г.

#

Текст: Марина Охримовская

Фото: Игорь и Наталья Дорофеевы, 2012 г (?)

Примечание: В тексте использованы фрагменты из книги Зинаиды Шаховской «В поисках Набокова. Отражения» — М., Книга, 1991.

Послесловие:  После выставки 1999 года коллекционеры Игорь и Наталья Дорофеевы купили работу из серии «Ада» и все фотоработы серии «Защита Лужина». Они были показаны на выставке в новороссийской галерее ART-Gallery IN к 115-летию Владимира Набокова.

 

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику