Советское счастье в швейцарском музее изобразительных искусств
«L'Utopie au quotidien. Objets soviétiques 1953-1991» «Soviet Glamour. La haute couture en URSS dans la collection d'Alexandre Vassiliev» «Vladimir Sokolaev. Reporter de l'ordinaire»
Фото: «Женщина спешит на Первомайский парад. Новокузнецк, 1.05.1983». Автор фотографии Владимир Соколаев. Из частной коллекции семьи фотографа.
До 30 апреля 2017 в Ла Шо-де-Фон (фр. La Chaux-de-Fonds) кантона Невшатель, в Музее изобразительных искусств (Musée des beaux-arts La Chaux-de-Fonds) проходят советские сезоны.
«Утопия повседневности. Советские предметы 1953-1991»
Выставка «Утопия повседневности. Советские предметы 1953-1991» открылась в Музее изобразительных искусств швейцарского города Ла Шо-де-Фон в конце минувшего года. Она посвящена двум событиям.
Во-первых, 100-летию Февральской и Октябрьской революций. Швейцарию нередко называют их колыбелью (к тому же, марксист Владимир Ленин и анархист Петр Кропоткин во время своей швейцарской эмиграции живали в Ла Шо-де-Фоне).
Во-вторых, четверть века назад, 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием Содружества Независимых Государств.
Но эта выставка в Ла Шо-де-Фоне не о пламенных русских революционерах и ужасных глобальных революционных потрясениях. Вовсе нет. Она о тихом и теплом. О симпатичном, будничном. О том, что обитает рядом с нами и услужливо заглядывает в наши глаза каждый день – дома, во время учебы, на работе или отдыхе. О маленьком и личном, из которого, в итоге, и состоит большая жизнь. Об обыкновенном, которое очутившись в музейных стенах, приобретает новые черты и смыслы, превращаясь в необыкновенное.
Ёлочные игрушки, учебник «Букварь», пластмассовая зеленоглазая кукла-неваляшка, жестяная банка «Натуральное кофе растворимое» со «знаком качества», картонная багажная бирка «Аэрофлот», стеклянный граненый стакан с подсолнечными семечками… Тщательно отобранные почти 500 предметов «советской цивилизации» оформлены по тематическим секциям, сопровождаются фотографиями и кинокадрами. «К подержанным вещам, имеющим царапины и пятна, у времени чуть больше, вероятно, доверия, чем к свежим овощам», — написал в 1974 году Иосиф Бродский. До кончины Советского Союза оставалось еще 17 лет.
«Утопию повседневности» дополняют две экспозиции, содержание которых, казалось бы, повествует об идеях и материях, находящихся на разных полюсах. А впечатление создается цельное и очень сильное – искусственного мира, где в единстве и борьбе противоположностей воплотилась квадратура круга. Где в удушающих объятиях правдивой лжи и лживой правды выживало простое человеческое хрупкое счастье.
«Советский гламур. Высокая мода в СССР из коллекции Александра Васильева»
Это выставка уникальных женских нарядов советской эпохи от Леонида Брежнева до Михаила Горбачева. Три десятка платьев принадлежали разным знаменитым советским дамам – образцам стиля. Когда-то в таких вещах щеголяли Лиля Брик, Галина Брежнева, Клара Лучко, Людмила Гурченко, Ольга Лепешинская, Мая Плисецкая… И, наверное, все модницы СССР хотели быть похожи на них, но в советских магазинах ничего такого не было. Может быть поэтому «мексиканский тушкан» и «шанхайский барс» попали в «Двенадцать стульев» насмешников Ильфа и Петрова? А эти красивые облачения – экспонаты коллекции историка моды Александра Васильева.
«Владимир Соколаев. Репортер будней»
«Контролер в автобусе, а руки заняты», «Детская группа на прогулке», «Место для курения», «Ремонт автомобиля посреди улицы», «Торжественная регистрация новорожденного»… Черно-белые документальные снимки советского и российского фотографа Владимира Соколаева (1952 – 2016) с теплой иронией честно запечатлели «чернорабочую» российскую глубинку. Большинство изображений сделаны в 80-х годах прошлого века в крупнейшем металлургическом и угледобывающем центре России – Новокузнецке. За «железным занавесом», на юге Западной Сибири, в тридевятом царстве жили-были советские люди, о чём рассказывают более тридцати уникальных фотографий Владимира Соколаева.
Кураторы выставки:
Женевьева Пирон, научный сотрудник Женевского университета
Лада Умштеттер, директор музея
Рада Ландар, искусствовед, научный сотрудник Университета Женевы
Текст: Марина Охримовская
Поделитесь публикацией с друзьями