Свидетели и жертвы преступлений заговорили спустя годы
Армин, Ален, Даниэль, Карин, Мари-Лиз, Марио, Михаэль, Серджио, Уши, Хайнц. Они заговорили, потому что в детстве пострадали от несправедливости и насилия. Свидетелей — десять, а жертв в стране — сотни тысяч. Швейцария изучает историю принудительного воспитания. Почему это важно и как связано с нашим временем?
«Швейцария для всех» рассказывает о выставке «Принудительное воспитание. Опыт Швейцарии» в Национальном музее в Цюрихе, проводит параллели между событиями и судьбами.
Эти темные страницы швейцарской истории получили публичное освещение только в XXI веке: государство вмешивалось в жизнь людей, которые «не соответствовали социальным стандартам», посредством так называемых мер социального обеспечения. Это касалось как многих взрослых, так и сотен тысяч детей и подростков вплоть до 1980-х. Часто их насильно забирали у родителей или других опекунов и помещали в специальные учреждения или приемные семьи. Нередко жизнь в новых условиях сопровождалась страданиями, физическим, психологическим или сексуализированным насилием.
«Я был трудный ребенок, — говорит Армин. Сейчас глубокий старик, он родился у незамужней матери в 1927 году, и та отдала его на усыновление. Мальчик прошел детдом, приемную семью, исправительную школу, — Обмочившийся в постели должен был стоять рядом с кроватью до утра. Я боялся и спрятался. Меня нашли с кантональной полицией, постригли налысо, к штанам пришили белые полосы, чтобы все видели — этот ребенок ненадежный. Каждый ребенок достоен любви. Теперь мне скрывать нечего».
Требуется сила духа, чтобы рассказывать о страданиях, болезненном и ранящем на камеру. Для интервью авторы экспозиции «Принудительное воспитание. Опыт Швейцарии» выбрали из разных мест страны мужчин и женщин, с которыми ранее уже профессионально и бережно обсуждали эту уязвимую тему. Новое время создает условия, чтобы мужественные люди могли открыто свидетельствовать от имени многих и многих жертв преступлений принудительного воспитания в Швейцарии, чтобы такие пороки в обществе стали невозможны.
Мать Уши принадлежала к социальной и этнографической группе енишей (Jenische). В гитлеровской Германии енишей преследовали как «белых цыган», ликвидировали в лагерях смерти. В Швейцарии до начала 1970-х взрослых енишей полуофициально считали «ненормальными», стремились ликвидировать их культуру, в частности власти осознанно поддерживали меры по подготовке из детей енишей «нормальных» швейцарских граждан.
Уши насильно отняли у матери. Дороги страданий несчастных схожи — приемные семьи, сиротские дома, исправительные учреждения. В четырнадцать девочка пережила изнасилование. Преступник избежал наказания, а Уши отправили «исправляться» в спецшколу в Санкт-Галлене. Тысячи страниц документов свидетельствуют о том, что власти и персонал таких заведений часто относились к питомцам предвзято. А дети молчали, потому что боялись, что их накажут, что станет еще хуже.
Свидетели и жертвы преступлений заговорили только спустя много лет.
«Моя мать была незамужняя, я — нелегальный ребенок. Сменила более двадцати мест. Мы много работали, но не получали ни су. В моем досье сотни страниц, воспитатель, священник, директриса, строчили там обо мне. И я не прощу этого моей стране». «Из нас делали рабов для машин». «Меня отдали в приют в три года. После 18 часов нельзя было пить, чтобы не написать в постель». «Дети не играли со мной во дворе, потому что мои родители развелись». «Один мальчик покончил с собой из-за мучений и страха». «Мне говорили: «Твой отец в тюрьме, и ты будешь таким же». «Мои родители наркоманы, они были очень молоды, дед отвез меня маленького в детдом. Я навсегда запомнил этот день. Я был послушный мальчик. Почему?»
Помимо местных органов социального обеспечения и опеки в эту чувствительную сферу жизни людей включались разные органы и учреждения, частные и церковные дома, агентства по усыновлению и приемные семьи. В XIX и XX веках их было по всей стране более 1000. Разнообразие многочисленных участников облегчало финансовое бремя для общин и часто затрудняло надзор и контроль. Как следствие, процветал произвол, жалобы подопечных игнорировались или рассматривались как «непокорность», а наказания могли длиться годами.
Исследования убеждают, что от принудительной опеки пострадали несколько сотен тысяч человек, в частности, бедняки, ениши, наркоманы, незамужние или разведенные матери и их дети, сироты и безработные мужчины. «Социальный стандарт» предписывал, что рожать женщине полагается только в браке, а мужчина обязан так трудиться, чтобы прокормить семью. В детских домах и психиатрии применялись запрещенные вещества. Принудительная стерилизация или кастрация должны были предотвращать передачу «отрицательных» черт характера от родителей к детям. Существовавшая под патронажем фонда Pro Juventute организация «Дети большой дороги» (Kinder der Landstrasse) с 1926 года систематически разлучала детей енишей с их семьями, определяла изъятых в воспитательные дома или приемные семьи.
Уклад воспитательных заведений строился строго по шаблону. Контакты с внешним миром запрещались, письма цензурировались. Ребенок лишался индивидуальной свободы, приватной сферы, он был обязан подчиняться правилам иерархической организации, муштре, сильные угнетали слабых. Дружба пресекалась. Следствием чего были изоляция ребенка или взросление в составе определенной группы, ограниченная свобода или её отсутствие. Жесткий распорядок бесправных крутился вокруг трудовых будней.
Многие воспитательные дома были связаны с фермами, где вместо дорогостоящих рабочих тяжело и бесплатно трудились дети. Нередко это происходило в ущерб надлежащему образованию. Учебные программы не были направлены на социальное продвижение человека, обучение ориентировалось на гендерные роли и интересы заведения, а не желания подневольных подопечных. Делалось это под вывеской «формирования из детей полезных для общества тружеников», длилось поколениями.
Представления о том, как лучше растить детей, начали постепенно меняться только в 1960-х. Внимание швейцарского общества к вопиющему социальному произволу привлекли журналисты. В 1972 году швейцарское издание Beobachter опубликовало истории людей, принудительно оторванных от своих семей, многие среди них были ениши. Систематические злоупотребления, жестокости и несправедливости под предлогом «помощи детям большой дороги» получили широкую огласку.
Под давлением общественности весной 1973-го терзавшую людей почти полвека организацию «Дети большой дороги» упразднили, пострадавшими на тот момент значились около 600 человек. Договора опеки были пересмотрены. Однако уголовной ответственности избежали как безнравственные и аморальные организаторы пресловутой «помощи детям большой дороги», так и безответственные и бессердечные чиновники из казенных органов, чей обязанностью было надзирать за соблюдением прав человека.
Федеральное правительство выплатило компенсации от 2000 до 7000 швейцарских франков на пострадавшего, пережившие социальную опеку получили доступ к своим многостраничным досье. Постепенно в Швейцарии многое изменилось. Например, сейчас, согласно международному праву и решениям Федерального суда, кантоны обязаны обеспечить условия для кочующих, как ениши, групп населения. В стране есть места для постоянного проживания енишей зимой и транзитные при путешествиях, у детей енишей есть возможность учиться в школе.
Интересы енишей перед швейцарской властью защищает основанное в 1975 году «Общество кочевников большой дороги» (Radgenossenschaft der Landstrasse), которое наряду с енишами, представляет и другие «кочевые» народы — рома и синти. Организация получает финансовую и иную государственную помощь и отстаивает интересы енишей как отдельного народа, действует фонд Naschet Jenische.
Представители и сторонники народа йениши, наиболее пострадавшей группы швейцарских кочевников, обвиняют федеральное правительство в геноциде. Конвенция ООН 1948 года квалифицирует как геноцид насильственное перемещение детей из одной национальной, этнической, расовой или религиозной группы в другую группу с намерением уничтожить их идентичность полностью или частично (такие же преступления Российская Федерация совершает одиннадцатый год в Украине).
Узнать больше на трудную тему, которая становится чрезвычайно актуальной во время войн и гуманитарных катастроф, можно в Национальном музее в Цюрихе до конца октября. В центре документальной экспозиции — пятиминутные крупноформатные видеомонологи, которые последовательно проецируются на стены зала. Внимание фокусируется, а восприятие информации обостряется за счет того, что аудиозапись прослушивается через индивидуальные наушники.
Свидетельства людей, переживших истязания принудительного воспитания, сопровождаются проекцией архивных фотоснимков. Дополнительные данные представлены на двух интерактивных столах. Чужая человеческая трагедия напрямую обращается к чувствам, воображению, памяти посетителя выставки. Смоделированная новейшими технологиями документальная действительность дает импульс реальным переживаниям конкретного человека.
Исследования влияния социального обеспечения и принуждения в прошлом, настоящем и будущем продолжаются. Швейцарскую программу «Социальное обеспечение и принуждение» поддержал Федеральный департамент юстиции и полиции. Вскоре в Историческом музее Лозанны откроется передвижная выставка на эту тему. До конца 2027 года её покажут в разных местах страны.
Если до 1981 года человек стал жертвой меры принуждения с целью оказания социальной помощи и хочет этим поделиться, его готов выслушать опытный собеседник. Пострадавшему помогут подать заявку на «вклад солидарности». Такая возможность является знаком, что общество признает случившееся несправедливостью. Консультации бесплатны и конфиденциальны.
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
Изображения:
Вид на выставку «Принудительное воспитание. Опыт Швейцарии». Национальный музей в Цюрихе. (© landesmuseum.ch)
Дети и воспитатели из детского дома «Gott hilft» на картофельном поле в Цицерсе, кантон Граубюнден, около 1920 г. (© Fond Gott Hilft, Zizers, CH)
Две монахини и воспитанники детского дома в Вале, около 1930-1940 гг. (© Paul Cattani)
Мастерская в воспитательном доме для девочек «Lärchenheim» в Лутценберге, кантон Аппенцелль-Ауссерроден. (© Reto Hügin)
В XIX и XX веках в Швейцарии было основано более 1000 учреждений для принудительного воспитания людей. Фотография изображения на выставке «Принудительное воспитание. Опыт Швейцарии». Национальный музей в Цюрихе. 19 июля 2024 г. (© schwingen.net)
Поделитесь публикацией с друзьями