UnSaid: фейерверки, фарфоровый солдат, заштопанный мандарин
Фейерверки на болоте, фарфоровый солдат и заштопанный мандарин — до середины июня интернациональная выставка UnSaid представляет в Цюрихе высказывания о цензуре и самоцензуре, умолчании как орудии власти и образе жизни. Чем примечателен и уникален студенческий проект? Рассказывает «Швейцария для всех».
UnSaid (НеСказано) обретала суть и формы около полугода. На пороге лета семь кураторок, учащихся Цюрихского университета искусств (Zürcher Hochschule der Künste), собрали в одном пространстве хорошо сфокусированный пазл из полусотни работ восемнадцати художниц, художников, арт-групп из десятки стран. Большинство артистов живут в эмиграции, некоторые участвуют анонимно.
— Разные истории и взгляды пересекаются на групповой выставке, чтобы усилить друг друга. Это всегда баланс внимательных договоренностей, — делится одна из кураторок Мария Соренсен. — Мы счастливы, что запрещаемое и подавляемое получило выражение, и что среди наших участников такой важный проект, как Dispatches, который Музей современного искусства Антверпена (M HKA) организовал в прошлом году для Киевской биеннале.
Мероприятия пятой Киевской биеннале проходили минувшей осенью и в начале нынешнего года по всей Европе: в Киеве, Ивано-Франковске, Ужгороде, Берлине, Варшаве, Люблине, Антверпене и Вене. 12 открыток 12 всемирно известных художников были на всех площадках Киевской биеннале, а теперь эстафету солидарности с Украиной через Dispatches принял Цюрих.
В то время как тоталитарные режимы пытаются расчленять и уничтожать, искусство сопротивляется войне и контролю государства над всеми поголовно аспектами общественной и частной жизни людей, стремится объединять духовные силы для сохранения свободы и равноправного мира. Представленные на UnSaid работы из разных материков относятся к этому же направлению.
Выставка в Цюрихе играет с различными знаковыми системами, языками, «инструментами общения», задевает различные органы чувств. UnSaid можно по меньшей мере смотреть, читать, слушать и обдумывать. Палитра материалов широка. Бумага, фотобумага, холст, «остеклованная» после обжига белая глина, аудио, видео и даже живые плоды вечнозеленого цитрусового дерева.
Жыллёва-эксплуатацыйная служба или ЖЭС в Беларуси следит за состоянием домов. И художник Максим Швед тоже делает это с точки зрения ЖЭС-арта — социального искусства. Уничтожая изображения на стенах зданий и оградах, сотрудники жилищно-коммунального хозяйства привносят собственные «изобразительные средства» в облик городского пейзажа, из-за чего запрет на высказывания становится зримым. На одном из снимков — здание минской тюрьмы Окрестина.
Несказанное — в наличии звуков, красок, силуэтов, линий и пятен либо отсутствии таковых. Серия Сергея Прокофьева из 30 изображений создана при сжигании объектов из графитового пластика: «Дезертир — это фигура отсутствия. Это тот, кто ушел, предал, подлежит наказанию и забвению. И это тот, кто выжил, а также тот, кто не убивал других». Другая работа этого художника демобилизует, освобождает фейерверки от службы на тоталитарное государство.
Швейцарские художники Стефан Балтеншпергер и Дэвид Зиперт работают вместе с 2007 года. Baltensperger + Siepert критически размышляют над социальными, культурными и политическими системными проблемами, делают их видимыми и манипулируют ими. В координатах искусства идеальная машина убийства солдат превращается в «универсального фарфорового солдата», пишутся инструкции для беженцев с бывшей родины, исследуется философия невидимок и другие неявные феномены предсказуемой неопределенности войны и мира.
Вот книга — стихотворения и дневник беларуского протеста Юлии Тимофеевой в переводе на английский — «Motherfield: Poems & Belarusian Protest Diary» плюс авторская звукозапись стихотворения на беларуском «Тело поэтки» (Цела паэткі) и его немецкий перевод в машинописном формате. Знающие кириллический алфавит и хотя бы один из славянских языков сумеют прочесть и почувствовать силу слов и смыслов:
Цела паэткі
Цела паэта належыць яго радзіме.
Абяздоленая зямля прамаўляе ротам паэта,
Вочы паэта бачаць несправядлівасць пакутаў,
А вушы чуюць крыкі нявіннай ахвяры.
Валасы паэта становяцца дуба,
Ногі паэта прарастаюць дубамі,
А далоні паэта сціскаюцца ў кулакі.
І ў яго жылах закіпае кроў:
як можна дапусціць столькі гора?!
Бясспрэчна, цела паэта належыць яго радзіме.
Хіба ўмее радзіма нешта сказаць без яго?!
Радзіма!
А ці трэба табе маё цела, цела паэткі?
У мяне такая ж гарачая кроў,
Рукі і ногі,
Вочы мае бачаць шмат і вушы чуюць,
І мой рот не меншы за рот паэта!
Маўчыш, адварочваешся?
Бо думаеш, ты такая, як я?
Ты не хочаш быць моцнай, радзіма,
Я ўгадала?
Ты хочаш, каб паэт сказаў за цябе,
Каб шкадаваў цябе,
Каб выціраў табе слёзы,
І ўсім пяяў,
як ты пакутуеш
і якая ты малайчына?..
Праўда, радзіма?
Але ты мяне не слухаеш,
Ты зноў скардзішся свайму паэту.
Цела паэткі табе не патрэбна.
І я забіраю яго сабе.
Очередная волна умолчания женского в женском теле через вышивку Франсес Мелхоп. Специальный тираж швейцарской газеты «20 Minuten» с 12-м президентом Турции Реджепом Эрдоганом в каждой гранке Серхата Эртуна. Скрытые слова русского перевода книги Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идеи» российского издательства АСТ. Заштопанный алым иероглифом «заткнись или уцелей» живой мандарин (на мандаринском говорит почти миллиард человек) Юинг Ху. И другие откровения о цензуре и самоцензуре, умолчании как орудии власти и образе жизни на выставке UnSaid.
Увидеть UnSaid в Цюрихе
Выставку UnSaid можно увидеть в Цюрихе до 15 июня 2024 года по адресу Töpferstrasse 26, 8045 Zürich
Кураторы: Maria Sorensen, Lara Sutter, Lynn Guo, Zahira Mozafari, Frances Melhop, Evgeniia Kostinskaia, Mary Lilith Fischer
Художники: Dispatches from Kyiv Biennale 2023, Maksim Shved, Gleb Choutov, Zhanna Gladko, Julia Cimafiejeva, Sergei Prokofiev, Pomidor Art Collective, Simona Ripkauskaite, Serhat Ertuna, Baltensperger + Siepert, Katayoun Karami, Deorditsa K, Lynn Guo, Meng Zhang, Ying Xu, Frances Melhop, Linda Paoli, Gianni Bandinelli
Страны: Бельгия-Киевское биеннале 2023, Беларусь, Литва, Турция, Швейцария, Иран, Китай, Новая Зеландия (США), Италия и другие
Каталог интернациональной выставки UnSaid в формате pdf (6,2 МВ)
- «С поднебесья никто не спускается…» Дневник СловоНово’24 - 2 октября 2024
- ZFF-20. Охота пуще неволи, или «Русские на войне» - 21 сентября 2024
- СловоНово’24. Перекресток идей и искусств в Черногории - 18 сентября 2024
Изображения:
Мария Соренсен, одна из семи кураторок интернациональной выставки UnSaid. Цюрих, 31 мая – 14 июня 2024 г. (© Photo Thierry Bröhm)
Интернациональная выставка UnSaid представила в Цюрихе высказывания о цензуре и самоцензуре, умолчании как орудии власти и образе жизни. 31 мая – 14 июня 2024 г. (© Thierry Bröhm)
Захира Мозафари, она из семи кураторок интернациональной выставки UnSaid. Цюрих, 31 мая – 14 июня 2024 г. (© Thierry Bröhm)
Дополнительно:
Поделитесь публикацией с друзьями