Война Шрёдингера и воздушные тревоги на картинах Люси Ивановой
Украинская художница Люся Иванова. Киев, 18.07.2021 г. (© Елена Кимельфельд)

Война Шрёдингера и воздушные тревоги на картинах Люси Ивановой

Здесь с неба падают дожди, а не ракеты и бомбы. А на душе всё равно периодически воют сирены воздушных тревог. Эти чувства и мысли Люся Иванова стремится выразить в своих новых произведениях. Несколько работ украинской художницы проданы недавно на международной ярмарке искусств Art Basel.

Сейчас Люся Иванова в безопасности, в Вене. О военной весне в украинском городе Днепре и своих настроениях она рассказала журналистке Ире Грищенко. Статью «Війна Шредінгера та повітряні тривоги на картинах Люсі Іванової» 29 июня опубликовал на украинском и английском «Bird in Flight». «Швейцария для всех» предлагает эту историю на русском языке.

24 февраля

25 февраля должна была открыться моя долгожданная выставка в Днепре. За полтора года я написала много новых работ, связанных с моим городом, часто мысленно гуляя по его улицам, вспоминала запахи, символы, местные легенды о сомах-людоедах. Новости внушали тревогу, я осознавала, что выставка неуместна в такое время, но хотелось верить в лучшее.

Люся Иванова

Украинская художница. Родилась в Днепре, до войны жила в Киеве. Окончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. Работает с живописью, скульптурой, видео, текстилем, ленд-артом и окружающей средой. В нынешнем году картина Люси Ивановой «Школьная раздевалка» была куплена одной из первых после открытия выставки Art Basel.

Однако 24 февраля началось не с монтажа выставки, а с похода в продуктовый магазин в шесть утра, где люди в панике выстроились в полукилометровую очередь за товарами первой необходимости. Сегодня я считаю, что решение приехать из Киева в Днепр было судьбоносным, ведь я разделила трудности с родными: в Днепре я оставалась больше 40 дней.

«Плетение маскировочной сети для фронта». 2022 г. (© Люся Иванова)
«Плетение маскировочной сети для фронта». 2022 г. (© Люся Иванова)

Поначалу не могла рисовать. На второй неделе войны мне казалось, что прошло уже несколько лет. За это время забыла, что я художница, и что у меня есть тело и своя история. Как будто весь бэкграунд и понимание потеряли значение и приближается «конец всего». Вскоре осознала, что защитники Украины сдерживают агрессора, что у страны есть боеспособная армия, и, значит, есть будущее. Тогда я снова смогла работать.

Воздушные тревоги

Заметила, что люди перестали фотографировать, чтобы их не приняли за диверсантов. Впечатление было такое, будто город Днепр одновременно в постоянном движении и напряженном ожидании. То есть, все вокруг уже понимали, что идет война, но боев в городе не было, только постоянные воздушные тревоги, множились разрушения от ракет и привозили раненых.

«Заяц возле блокпоста». 2022 г.  (© Люся Иванова)
«Заяц возле блокпоста». 2022 г.  (© Люся Иванова)

И у меня возникла ассоциация с «войной Шрёдингера», которая одновременно как бы и есть, и нет. Её еще не очень слышно и плохо видно, но она уже потенциально здесь. Для меня оказалось важным зафиксировать «ещё целое» — город в ожидании войны. Так после прогулок по весеннему Днепру появилась серия с подозрительными фигурами и ландшафтами. Когда начала рисовать, мне стало легче, я будто возвращалась в себя.

Несколько раз ходила плести с волонтерами маскировочные сетки для фронта. Труд, нацеленный на конкретную, осязаемую помощь, успокаивал. К тому же, работа руками с разноцветными тканями очень медитативна. Нужно было плести камуфляжную сеть таким образом, чтобы она не выглядела как рукотворная вещь, то есть надо было избегать прямых углов, подражать природе, думать, как сетка будет выглядеть, например, из самолета.

Для меня это стало своеобразным междисциплинарным упражнением по ленд-арту, а в чем-то и по живописи. Само же рисование меня совсем не успокаивает, это другой процесс, более интеллектуально напряженный.

«Автопортрет. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)
«Автопортрет. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)

Творчество свободно

У меня идет постоянный процесс переосознания ценности и задач того, что я делаю, и искусства в целом. Поэтому в разные моменты жизни на вопрос о целях искусства у меня разные ответы. Например, восемь лет назад во время Майдана я мучилась угрызениями совести, что мне как художнице нечего сказать. И сделала вывод, что мое творчество может быть свободно от политики.

«Чайка, не дрон». 2022 г. (© Люся Иванова)
«Чайка, не дрон». 2022 г. (© Люся Иванова)

Однако теперь я убеждена, что каждая работа творческого публичного человека — это высказывание, за которое художник несет ответственность. Потому что истинное творчество действительно свободно, но не аполитично. А культура — всеобъемлющее и опасное оружие: если этого не понимать, сознанием человека легко манипулировать, делать из него палача или жертву.

Непрямые линии

Сейчас я хотела бы быть более прямолинейной в своих произведениях, но это противоречит моему ощущению, что я могу делать и как. Время от времени у меня появляются идеи очень плакатных и комиксных произведений, но я их не реализую. Думаю, что фотография или видео — самое сильное, что в настоящее время можно использовать в качестве документа российских преступлений в Украине и страданий украинцев.

«Неспящие во время воздушной тревоги». 2022 г. (© Люся Иванова)
«Неспящие во время воздушной тревоги». 2022 г. (© Люся Иванова)

И я чувствую, что не вправе дословно интерпретировать войну, не могу буквально использовать документальные изображения для своих работ. Для меня это неэтично и манипулятивно, а рисовать открытую боль прямолинейно противоречит моему художественному методу. Это мое личное восприятие и решение, хотя, разумеется, есть художники, которые работают с темой травмы и создают прекрасные произведения.

Упражнения в цветовых репрессиях

Все же если не прямое, то аналитическое мое высказывание — это серия «Упражнения в цветовых репрессиях». У меня есть родственники, которые живут в России. В последние годы мы общаемся мало, я даже не знаю позицию некоторых из них. Поэтому мне хотелось выразить своё понимание пропаганды, которая, на мой взгляд, является одной из значимых причин массового искажения в осмыслении происходящего, утраты людьми эмпатии.

«Упражнения в цветовых репрессиях». 2022 г. (© Люся Иванова)

Изображение 1 из 8

Серия о «цветных репрессиях» является по сути абсурдным мультиком, в котором на примере желтого цвета я показываю возможности и методы пропаганды, как она манипулирует сознанием людей. Вот только, к сожалению, не уверена, что это увидят и поймут именно те, до кого я хотела бы достучаться.


image description
image description

Парк аттракционов

Из Днепра мне удалось уехать в Венецию. И там я вернулась к фотографии, потому что мне очень хотелось «присвоить» окружающую красоту. В простом рисовании прекрасных видов для меня смысла не было. Обратила внимание, что мои наблюдения обычно сопровождаются мыслями вроде: «Ой, это же не дрон, это просто чайка». Так я решила зафиксировать моменты, когда испуганному человеку везде мнится опасность. Получилась серия.

«Парк аттракционов, а не крики ужаса». 2022 г. (© Люся Иванова)
«Парк аттракционов, а не крики ужаса». 2022 г. (© Люся Иванова)

А работа, где ночное небо и сияющая башня, создана мною позже — в Вене. В этом австрийском городе напротив моих окон находится жизнерадостный, яркий, шумный парк аттракционов. В то время как внутри у меня война, во внешнем мире — нон-стоп горит немыслимыми сочетаниями цветов и звуков парк развлечений, кричат люди. И мне это напоминает воздушную тревогу. Так появилась работа «Парк аттракционов, а не крики ужаса».

Медведь и море

Или, например, «Медведь, который пьет». Абрис горы Аю-Даг в Крыму похож на огромного медведя, который пьет море. А на моей картине он пьет кровь. Потому что часть украинской территории, как и жизни многих людей были принесены в жертву в том числе якобы и для того, чтобы улучшить поставки воды в Крым…

«Медведь, который пьет». 2022 г. (© Люся Иванова)
«Медведь, который пьет». 2022 г. (© Люся Иванова)

А заяц у блокпоста вполне конкретный — я его сама не видела, но узнала о нем от человека, который строил в Украине блокпосты.

То, что я изображаю на работах военного времени, — важная часть моей жизни, которую, с одной стороны, хочется забыть. Но с другой, возвращаясь к этим тревожным воспоминаниям, я буду, наверное, всегда пересматривать цену «всего», находясь уже даже и в точке мирной жизни, я надеюсь.

Письма к сестрам

Война России против Украины, военные воздушные тревоги повлияли и на мою технику: теперь я пишу новые произведения, как правило, на бумаге небольшого формата, потому что такие работы легче перевозить и хранить. Также я использую темперу и акрил, потому что эти краски быстро сохнут.

«Рыбка. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)
«Рыбка. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)

«Рыбка. Письма к сестрам» написана вдали от дома. Рыбка в формальдегиде — мой способ ослабить внутреннее напряжение молчания. То есть это воображаемый диалог с моими сестрами, который сейчас болезненно скуден. Я запостила эти картины в соцсетях, надеясь, что родные их увидят и всё поймут. К сожалению, они пока не отреагировали, но мне стало легче.

Перевод на русский и адаптация Марины Охримовской

Дополнительно:

https://thenakedroom.com/en/lucy-ivanova

Иллюстрации:

Украинская художница Люся Иванова. Киев, 18.07.2021 г. (© Елена Кимельфельд)

«Плетение маскировочной сети для фронта». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Заяц возле блокпоста». 2022 г.  (© Люся Иванова)

«Автопортрет. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)

«Чайка, не дрон». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Неспящие во время воздушной тревоги». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Упражнения в цветовых репрессиях». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Парк аттракционов, а не крики ужаса». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Медведь, который пьет». 2022 г. (© Люся Иванова)

«Рыбка. Письма к сестрам». 2022 г.  (© Люся Иванова)

 

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику