Зашифрованные послания из России в Швейцарии
В Швейцарии – новая выставка неформального искусства из фонда Арины Ковнер. Почти все картины созданы с 1987 по 2008 годы в Москве или городе на Неве. Два десятка посланий 13 авторов можно расшифровывать в Цюрихе с середины августа до конца сентября.
Имя швейцарки Арины Ковнер хорошо знакомо творческой Москве и Санкт-Петербургу. Неофициальным искусством из России она увлеклась во второй половине прошлого века. Лично встречалась со многими художниками, коллекция инакомыслия берет начало в 1970-х.
Сегодня в частном собрании около 300 работ более 50 авторов. Большинство произведений появилось на свет с 1985 по 1991 годы. При этом они представляют как московский, так и ленинградский центры искусства периода перестройки и гласности, что для частной зарубежной коллекции редко. Зато время нередко превращает запретное в модное и массовое.
Идеи нонконформистов теперь стали историей искусства. Многих инакомыслящих уже небо пригласило, и новых произведений они не создадут. Другие художники полны жизни и творческих сил. Конечно, лучше всего смотреть зашифрованное своими глазами и разгадывать самому. А schwingen.net расскажет свою версию некоторых кодов «запечатленного времени».
Родина моя!
Участник ленинградского андеграунда «Новые художники» Владислав Гуцевич (1949) написал «Пансионат» в 1989-м: «Над тобою солнце светит, родина моя!». Большие цветовые пятна, декоративность, резкие контрасты как привет русскому авангарду. Перед нами по-детски иконописные тепличные декорации советского социалистического лагеря. А плывущие по озеру лебеди — не сигнал ли очередной политической встряски?
Советский человек еще не забыл, что балет «Лебединое озеро» показывали по телевизору в дни траура и похорон вождей КПСС Брежнева (1982), Андропова (1984), Черненко (1985). Теперь старый символ оброс новыми смыслами: Августовский путч 1991 года, пандемия короновариуса, реформа российской конституции, «обнуление» Путина. Даже шутка появилась: не жди «Лебединое озеро» по телевизору — сходи в театр.
Владислав Мамышев-Монро (1969-2013) тоже ленинградец. В 1989 году вместе с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым он создал экспериментальный видео-журнал «Пиратское телевидение». Это был первый в истории российского искусства проект в жанре видео-арта. В экспозиции от Мамышева-Монро веселый коктейль из китча и поп-арта, игра с культами Маркса, Сталина, православия. И думается по старинке: не сотвори себе кумира.
Основатель петербургской Новой Академии Изящных искусств Тимур Новиков (1958-2002) представлен картиной «СССР – страна солнца». Красный почти квадрат 80 на 73 сантиметра, рабоче-крестьянский, молоткастый, серпастый, звездочный, с крошечным солнцем над стилизованной елью, кажется, истекает кровью.
Клином бей!
Артиста Сергея Бугаева «Африку» (1966) прославила в СССР в 1987 году роль Бананана в фильме Сергея Соловьева «Асса». Плакат классика русского авангарда Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» (1919-1920) вдохновил «Африку» в 1991-м прорекламировать своего друга, художника Ануфриева и довести первоисточник до абсурда в триптихе, где белый клин «бьет» красных, голубой — розовых, зеленый — зеленых. Догадайтесь с трех раз, какой цвет клину автор выбрал бы в 2020 году?
Лицом к правде
«Бог меня немножечко осудит
А потом немножечко простит
Прямо из Москвы меня, отсюда
Он к себе на небо пригласит
Строгий, бородатый и усатый
Грозно глянет он из-под бровей:
Неужели сам все написал ты? —
— Что ты, что ты — с помощью Твоей!
— Ну то-то же».
Это стихотворение принадлежит перу московского концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова (1940-2007). Работа «Face» из серии «Правда» относится к 1992-му. Как помнится, при советах «Правда» была самым влиятельным средством массовой информации, главная газета СССР выходила тиражом 10 млн. А потом пришло ГКЧП. И 22 августа 1991 года «Правда» как орган ЦК КПСС вышла последний раз. Как говорится, новый Санта – новые СМИ. Тираж нынешней «Правды» — 100 тыс.
Пионер – значит первый!
Александра Дементьева, как и Пригов, родилась в Москве, только на 20 лет позже. К ней единственной применим феминитив на этой выставке закодированных месседжей. «Парк Культуры» или «В небе, на земле и в море – всегда первые!» из 1990-го, когда художницу еще занимали живопись и рисунок. После переезда в Брюссель Александра посвятила себя преимущественно электронному, видео, интерактиву, инсталляции: искусству нравятся новейшие технологии.
Легенды и были
Баби Бадалов — азербайджанский художник и поэт. В город на Неве он приехал в 1980 году после службы в советской армии. Быстро обрёл единомышленников и признание неофициальных художников. Его масштабное полотно «Европеизация» из 1989-го. Вскоре Баби исчезнет с петербургской арт-сцены, чтобы стать легендой постсоветских просторов. Участник многих выставок, автор аудиовизуальных проектов, в 2011-м он нашел убежище во Франции.
А художник и писатель Юрий Лейдерман родился в 1963 году в Одессе. В 1987-м вместе с одесситом Сергеем Ануфриевым (1964) и Павлом Пепперштейном (1966) — их работы тоже есть в экспозиции — создал московскую арт-группу «Инспекция «Медицинская герменевтика» и оставался в её составе до 1991-го. Его «Жертвы Катыни и жертвы Хатыни встречаются на пыльных холмах в пригороде Кейптауна» на полотне 2006 года. О чём это?
Катынь – село в Смоленской области, одно из мест массовых убийств. Весной 1940 года НКВД СССР было расстреляно 21 857 человек, в основном пленных офицеров польской армии. Преступление назвали Катынским расстрелом. Советский режим отрицал свою вину до 1990 года. 22 марта 1943-го нацисты и коллаборационисты сожгли и расстреляли 149 жителей белорусской деревни Хатынь. На оккупированных территориях были сотни карательных операций. Палачи и преступления нацистского режима осуждены. Осмысление прошлого влияет на настоящее и будущее.
Но вернемся в XXI век, чтобы рассказать о той, которая объединила столь различные послания.
Выбор за человеком
Арина Ковнер выросла в Цюрихе. После окончания школы изучала юриспруденцию и политологию в университетах Цюриха и Женевы. Работала в сфере образования и права. А в 1973-м стала агентом одной из крупнейших в мире швейцарской розничной сети супермаркетов Migros (MGB). И через три года возглавила в этой организации важное социальное направление.
Следует уточнить, что Migros объединяет более 2 млн человек (при этом в Швейцарии 8,6 млн жителей). В этой розничной сети трудится более 100 тысяч, каждый шестой – за границей Конфедерации. Так вот, именно под руководством госпожи Ковнер более 20 лет воплощались различные социальные проекты, в том числе образовательные и культурные.
Судьба дает человеку шанс, а выбор он делает сам. Арина Ковнер много лет участвовала в работе швейцарского культурного фонда Pro Helvetia, национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, Швейцарского Красного Креста (SRC), гуманитарного фонда SRC. Международный гуманитарный фонд Balzan-Fonds в Цюрихе и музыкальный фонд Paul Sacher в Базеле – тоже из её биографии.
KulturAtelier Okno
Проект «Окно в русскую культуру» создан Ариной Ковнер в 2002-м. Желание знать и понимать русскую культуру объединило творческих личностей. Вскоре возникла ассоциация с теми же целями. Уютное помещение в центре старого города быстро стало популярным. Здесь часто звучит живая музыка, проходят театральные и литературные вечера, художественные выставки.
Гостями салона Арины Ковнер за годы стали многие замечательные личности. Среди них поэт и переводчик Ильма Ракуза, пианист Алексей Ботвинов, социолог и автор книг Миша Габович (Mischa Gabowitsch), славист Ульрих Шмид (Ulrich Schmid), актриса и режиссер Мария Тхоржевская, виолончелист Александр Неустроев, писатель Михаил Шишкин, Петер Гислинг (Peter Gysling), долгие годы представлявший в Москве швейцарское радио и телевидение SFR, и другие.
В 2006 году за построение культурного диалога между Швейцарией и Россией Арина Ковнер отмечена наградой министерства иностранных дел РФ. А несколько лет назад «время перестройки и гласности» из собрания нашей уважаемой героини стало частью экспозиции Бернского художественного музея.
Уникальный опыт открывает возможности. С 2013 года Арина Ковнер участвует в работе российского и восточноевропейского комитета по закупкам (REEAC) лондонской галереи современного искусства Tate Modern.
#
Текст: Марина Охримовская
Фотографии: Verschlüsselte Botschaften, Stiftung Arina Kowner, 9.07.2020 г. (© schwingen.net)
Verschlüsselte Botschaften
Russische Künstler zur Politik ihres Landes
Дешифровать смыслы гласности, перестройки и сегодняшнего времени приглашает фонд Arina Kowner KulturAtelier «Okno».
Сергей Ануфриев, Баби Бадалов, Сергей Бугаев – «Африка», Александра Дементьева, Юрий Лейдерман, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Александрович Пригов, Тимур Новиков, Вадим Овчинников (1951-1996), Виктор Пивоваров (1937), Павел Пепперштейн, Эдуард Штейнберг (1937-2012), Владислав Гуцевич. И икона «Георгий Победоносец поражает дракона».
Verschlüsselte Botschaften (художники о политике своей страны) можно посмотреть в часы работы галереи по адресу Oberdorfstrasse, 2 с 17 августа по 30 сентября нынешнего года.
Подробности на флаере.
Stiftung Arina Kowner: https://web.archive.org/web/20221207003530/http://stiftungak.com/user/index.php
Поделитесь публикацией с друзьями
Комментарии на сайте