ZFF-20. Охота пуще неволи, или «Русские на войне»
20-й Международный Цюрихский кинофестиваль приглашает профессионалов и поклонников кинематографа в Швейцарию с третьего по тринадцатое октября. Для публики приготовили сотню кинокартин из почти пятидесяти стран и скандал вокруг фильма «Русские на войне».
«Швейцария для всех» уже десять лет рассказывает о местных культурных событиях, среди которых и Цюрихский кинофестиваль (Zurich Film Festival, ZFF). На двадцатом году существования этот теперь международный кинофорум, похоже, готов основательно рискнуть репутацией. В чем интрига?
Цюрих приобретал имидж мировой площадки киноискусства со скоростью 24 кадра в секунду. В 2005-м ZFF насчитал всего 8000 зрителей, надо полагать, в большинстве жителей окрестностей. А уже в 2018-м — более 100 000 гостей со всего мира, более 600 прославленных режиссеров и столько же других знаменитых специалистов киноиндустрии. Устроители заявляют о трепетном отношении к достижениям важнейшего из искусств, продвижении молодых талантов и швейцарского кино.
В 2023-м на ZFF-19 было 150 кинокартин из 50 стран, среди них — 52 мировые и европейские премьеры. Организаторы похвастались 130 000 просмотров. В секции «Пограничные линии» в Цюрихе показали украинскую картину «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова, которая затем получила «Оскара» как лучший документальный полнометражный фильм и еще много наград. На самом ZFF лучшим документальным назвали «В зеркале заднего вида» Мачека Хамелы (Maciek Hamela) об эвакуации жителей Украины из-под российских обстрелов.
Документальный «Восточный фронт» Виталия Манского на Цюрихском фестивале отсутствовал, хотя режиссер ответил мне, что посылал заявку на участие. В одном из эпизодов фильма испугавшийся убивает собаку, в другом — разрушенная российскими обстрелами ферма, трупы коров и еще живые коровы и телята, обреченные российской агрессией и гуманитарной катастрофой на мучительную смерть. В тот раз кинематографические чистоплюи в Швейцарии осознанно отказались смотреть в глаза отвратительным реалиям войны России против Украины.
Нынешней осенью — новое нелицеприятное происшествие.
Но сначала посмотрим цифры. Нынче организаторы ZFF после просмотра более 3800 кандидатов, согласно программе, приготовили для зрителей 108 кинофильмов — почти на треть меньше, чем в минувшем году. Это кинопродукция 47 стран, и почти как прошлой осенью, каждый третий фильм — мировая или европейская премьера. «Швейцария для всех» традиционно уделяет больше внимания картинам, в которых герои чаще говорят на украинском и (или) русском языках. Таких в этом году в списке четыре.
«Вторжение» / The Invasion
Странами производства 145-минутной документальной военной киноповести Сергея Лозницы «Вторжение» значатся Нидерланды, Франция, США. Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале.
«Я исключил возможность показывать линию фронта или пленных, но враг присутствует в силу его отсутствия в фильме. Такой же прием я применял, когда делал фильм о блокаде Ленинграда: там тоже нет ни линии фронта, ни заводов, которые производят оружие, только жизнь блокадного города. Это картина о людях, о том, что происходит с ними, как трансформируется их жизнь в ужасающих условиях», — объясняет режиссер Дмитрию Волчеку для Радио Свобода.
«Мой герой — народ Украины». Сергей Лозница — о фильме «Вторжение»
«Сергей Лозница продолжает летопись своей Родины. Через десять лет после эпического фильма «Майдан» он вернулся в терзаемую российским вторжением Украину и два года фиксировал на камеру трудную жизнь людей. «Вторжение» — это фильм о стойкости украинцев перед лицом ежедневных страданий. Режиссер создал монументальный портрет нации, защищающей свою свободу и жизнь», — сообщают устроители фестиваля на сайте ZFF.
«Саундтрек к государственному перевороту» / Soundtrack to a Coup d’Etat
Документальный «Саундтрек к государственному перевороту» прибыл в Швейцарию как кинопродукция Бельгии, Франции, Нидерландов. Режиссер Йохан Гримонпрец (Johan Grimonprez) исследует деколонизацию Конго в 1960-х годах (опыт пригодится и погрязшей в имперскости России). Это было ключевое событие в Холодной войне между США и СССР, в котором «черная» джазовая музыка сыграла важную роль. ЦРУ направило Луи Армстронга и других музыкантов послами искусства в африканскую страну, чтобы примирить раздираемое кровавыми политическими и межэтническими распрями население. Инициатива вызвала жаркие дебаты в ООН, что также в фокусе фильма. Среди английской и французской в кадре присутствует и русская речь.
«Под вулканом» / Under The Volcano
Художественная кинокартина польского режиссера Дамиана Коцура (Damian Kocur) «Под вулканом» — это история украинской семьи Коваленко, которая в феврале 2022 года проводит время на испанском острове Тенерифе. Россия нападает на Украину, рейс на Киев отменен. Вчерашние туристы стали беженцами. Изоляция, страх и чувство долга обостряют семейный конфликт. Главные роли исполнили украинские актеры Роман Луцкий, Анастасия Карпенко, София Березовская и Федор Пугачев. Польша уже выдвинула «Под вулканом» на премию «Оскар» 2025 года. Фильм «затрагивает самые сложные темы современности — войны и миграции — оставляя ощущение, что каждый может оказаться под пробуждающимся вулканом», — отметил Польский оскаровский комитет. Герои этой картины говорят на украинском, испанском, английском и других языках.
Кандидат на «Оскар» от Украины тоже уже известен: «Ля Палисиада» (Ля Палісіада). В программе ZFF этого фильма нет. Мне посчастливилось его увидеть недавно в Kino Xenix в Цюрихе. Режиссер Филипп Сотниченко рассказал в своем полнометражном дебюте о двух выстрелах с разницей в четверть века. В 1996-м в Украине казнили последнего осужденного. Полиция указала на него как на убийцу полковника. Хотя независимость Украины была провозглашена в 1991-м, страна выкарабкивалась из вязкого постсоветского болота… Условный мир кинематографа умеет делаться убедительнее реального, особенно в изображении того, куда большинству людей, к счастью, ход заказан, например, в смертный приговор или на войну.
«Русские на войне» / Russians at War
Документальный фильм Анастасии Трофимовой «Русские на войне» я обнаружила в программе ZFF в четверг после полудня. В тот же день МИД Украины через советника Георгия Тихого призвал организаторов «не портить репутацию фестиваля показом «Русские на войне». Это пропагандистский фильм, обеляющий военные преступления, а не документальный. Настоящие русские на войне — это захватчики, военные преступники и насильники. Покрывая их, вы становитесь соучастниками».
Как известила еще 12 сентября швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung (медиагруппа NZZ с 2016 года владеет долей компании Zurich Film Festival AG и маркетинговой организации Spoundation Motion Picture AG), режиссер Трофимова провела семь месяцев на фронте в российских войсках и претендует на взгляд «с точки зрения России». Премьера сделанного на канадские и французские деньги «Русские на войне» была на фестивале в Венеции, после чего о фильме заговорили как об инструменте российской пропаганды.
We urge @zurichfilmfest organizers not to ruin the festival’s reputation by screening “Russians at War”. This is a propaganda film that whitewashes war crimes, not a documentary. Real Russians at war are invaders, war criminals, and rapists. Covering them up makes you complicit.
— Heorhii Tykhyi (@SpoxUkraineMFA) September 19, 2024
Протолкнуть сомнительную с точки зрения свободы слова кинокартину в программу ZFF-20, который играя с моралью, раскачивает масс-медиа и бизнес, могли как коммерческие, так и политические резоны. Сами швейцарцы говорят: «швейцарский нейтралитет равен швейцарской жадности». По всей видимости, российская пропаганда образа «агрессора с человеческим лицом» могла бы понравиться любителям российских медведей и углеводородов, охотникам оправдывать преступную политику Путина, «понимать» геноцидную войну России против Украины.
«Фильм показывает страдания солдат, которых Путин использует в качестве пушечного мяса, и которые иногда открыто критикуют Москву, — заявляет ZFF в пресс-релизе. — Фильм обвиняют в пророссийской пропаганде, и мы получили письма протеста с требованием снять его с показа. Понимаем, что фильм вызывает сильные эмоции у украинцев, но мы придерживаемся взгляда, что видим «Русские на войне» как антивоенный, который, как и обладатель четырех «Оскаров» «На Западном фронте без перемен», показывает, как преимущественно молодые солдаты сгорают заживо. Мы объясним создание этого фильма и организуем групповую дискуссию по этому поводу».
Вот так на Цюрихском кинофестивале подменяют и дно, и покрышку: и Ремарка приплели в союзники, и четырех «Оскаров». Зато забыли немецкую пропагандистскую кинокартину 1940 года «Еврей Зюсс» (Jud Süß) Файта Харлана (Veit Harlan). В гитлеровской Германии её увидели 20 000 000. После Второй мировой войны стало известно об убийстве 6 000 000 евреев. И теперь в Германии показ фильма «Еврей Зюсс» возможен только в просветительских целях с комментариями киноведа или историка. Если только с искусствоведом пускают на экран кино, очевидно, что оно специальное. То же самое и с «Русские на войне».
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
Изображения:
Стоп-кадр. Режиссер Сергей Лозница. «Вторжение»
Стоп-кадр. Режиссер Йохан Гримонпрец. «Саундтрек к государственному перевороту»
Стоп-кадр. Режиссер Дамиан Коцур. «Под вулканом»
Стоп-кадр. Режиссер Анастасия Трофимова. «Русские на войне»
ПРО ДРУГОЕ КИНО
В 10-серийном «Непрошедшем времени» 8 серий — грязь, холод, снег, шубы, шапки и горячечная политическая борьба. Объясняется, что после ГКЧП за любовь населения и природные ресурсы, власть и капитал, сражались политические хищники. Ельцин — «политическое животное» на жестком поводке интуиции. Методы управления государством 10 серий дрейфуют от планового советского чуда к рыночному.
Прямо сказано, что развал СССР в 1991-м придумал Бурбулис. А Ельцин сберег Россию. Залоговые аукционы 1995-го сделали из умных и смелых сверхбогатых за счет национального добра, а дышащему на ладан бескорыстному Ельцину сделали в 1996-м коронарное шунтирование. За 10 лет и 10 серий у Чубайса проросли крылья госбизнес-ангела. Знаки по понятиям без примечаний в кино расставили Чубайс, Муратов, Сванидзе, Эрнст, Немцов, Путин и др.
Перед выборами 1996-го олигархи сами пришли к Ельцину и по-хорошему дали ему много денег из страха, что Зюганов много денег у них отнимет по-плохому. Политологи, журналисты, артисты работали на Ельцина из любви, а не корысти. Для удержания власти в России всё сгодится — обман, подлог, шантаж, расстрел парламента, захват заложников, взрывы жилых домов, война.
Лояльность в кабинетах и коридорах власти и дружба с правильными — главное.
В 1999-м Госдума хотела объявить Ельцину импичмент из-за развала СССР, разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993-м, развязывания войны в Чечне, развала армии и геноцида российского народа — об этом кино едва упомянуло, сюжетная линия подвисла.
В первую Чеченскую войну российская армия голая-босая на драндулетах, а во вторую — вертолеты, броневики, корабли — Путин прилетел в Кремль на реактивной тяге. Сотня разнокалиберных с дымом Отечества в голове слагают миф про десятилетие Ельцина, преданого каждым хотя бы раз, из-за чего он и выбрал Путина, понятного, фанатично преданного власти: уставший Ельцин безотчетно поверил бодрячку Путину.
При Ельцине власть и капитал дрались за управление 150-милллионным населением и самой большой по площади страной. Первый российский президент Ельцин подсадил Путина в Кремль, лояльные дали последнему власть, деньги, право на произвол в обмен на новое дворянство. Население накормили и привели к послушанию: власть и деньги — близнецы-братья.
На этом кино закачивается и начинается «русская война» (Ельцин мертв, Путин с печальным шумом облажался, а Чубайс лучше всех).
2 сентября 2024
Bibury Media представил десятисерийный документальный фильм «Непрошенное время. От перестройки до миллениума: как Россия стала свободной — и как она распорядилась этой свободой» производства международной компании Lorem Ipsum Entertainment на YouTube летом 2024 г.
https://amp.meduza.io/feature/2024/08/02/stoit-li-smotret-neproshedshee-vremya-novyy-dokumentalnyy-serial-o-1990-h-ot-sozdateley-eltsin-tsentra
Компания Lorem Ipsum создает кино, выставки и музеи. Её основали в 2000 году в Нью-Йорке уроженец Москвы Ян Визинберг и британка Эбигейл Хонор. Главный офис расположен в Нью-Йорке, остальные — в Лондоне, Тель-Авиве, Бухаресте, Ереване и Тбилиси. Среди клиентов — Смитсоновский музей дизайна в Нью-Йорке и парижский Лувр. В России компания работала с Еврейским музеем и центром толерантности, домом культуры «ГЭС-2» и «Ельцин-центром».
ZFF решил все-таки отменить показ и отозвал приглашение автарки (26 сентрября)
https://www.facebook.com/zurichfilmfestival/posts/pfbid024Fvr1CyxsEkQjMy63F3jVYjHqsQHw9xfsVrfiLGvydp3hX931EpNescJYkeVQ5GVl
«Babygirl» — изображения еще нет, а звук уже настраивает зрителя на эротический лад. В кадре много и крупно Роми (Николь Кидман), часто обнаженной от пяток до макушки, в откровенных ракурсах и смелых позах, ноги, руки, спина, нос, глаз, рот, глаз, рот, нос, свободная мочка уха — генетически доминирующие свободно висящие мочки уха встречаются в два раза чаще, чем приросшие. «Возвращайся домой, — умоляет распоясавшуюся маму дочь-подросток, — папа (Антонио Бандерас) весь ушел в театр и читает Библию», — по залу Kongresshaus в Цюрихе с тысячей зрителей в течение двухчасового повествования периодически бегут стыдливые смешки.
Сэмюэль (Харрис Дикинсон) достаточно юн, обаятелен, изобретателен и дерзок, чтобы держать в равной мере похотливую и привлекательную сучку на коротком поводке, а еще у нее есть маленькая штучка, которая создает большие проблемы не только всей высокостатусной семье, чем в основном и определяется глубина истории. На сайте-агрегаторе Metacritic рейтинг фильма режиссера Халины Рейн по её же сценарию получил 82 балла из 100 возможных в итоге 22 критических обзоров и соответствует «всеобщему признанию». В Венеции Николь Кидман наградили Кубком Вольпи за лучшую женскую роль. А кому сейчас легко?
«Під вулканом»
Багато великих планів, мальовнича неспішна кінорозповідь про загубленість людини через обставини непереборної сили, вільне і мимовільне заподіяння болю близьким в умовах переживання високої непевності й безпорадності перед великою бідою. Почуття як скальпелем прорізані, глядач може здогадуватися, про що думки, душа щемить, напруга зростає разом із хвилюванням океану. Українська, іспанська, англійська та інша мова. Музичні уподобання відкривають єдність і вразливість багатополярного світу під вулканом.
Українська родина Коваленко у лютому 2022 року проводить час у подорожах островом Тенеріфе. Росія жорстоко вторглася в Україну, рейс на Київ скасовано. Вчорашні туристи стали біженцями. Вимушена ізоляція, страх, почуття обов’язку загострюють сімейні протиріччя. Головні ролі виконали українські актори Роман Луцький, Анастасія Карпенко, Софія Березовська і Федір Пугачов. Польща обрала художній фільм Даміана Коцури «Під вулканом» на премію «Оскар» 2025 року.
«Намалюй мені ніч, що зве і шепоче,
Найпалкіші слова, найдивніші слова,
В гами барв піднеси славу темної ночі
Що навколо зірки розсіва…
Ну а сам ти який?
Вечір, день а чи ранок?
Що на серці — чи промінь, чи ніч,
Намалюй мені ніч, коли зорі багряні,
Вирушають у путь, щоб згоріть».
Много крупных планов, живописный неспешный кинорассказ о потерянности человека из-за обстоятельств непреодолимой силы, вольное и невольное причинение боли близким в условиях переживания высокой неопределенности и беспомощности перед большой бедой. Чувства как скальпелем прорезаны, зритель может догадываться, о чем мысли, душа болит, напряжение растет вместе с волнением океана. Украинская, испанская, английская и другая речь. Музыкальные предпочтения открывают единство и уязвимость многополярного мира под вулканом.
Украинская семья Коваленко в феврале 2022 года проводит время в путешествиях по острову Тенерифе. Россия жестоко вторгается в Украину, рейс на Киев отменен. Вчерашние туристы стали беженцами. Вынужденная изоляция, страх, чувство долга обостряют семейные противоречия. Главные роли исполнили украинские актеры Роман Луцкий, Анастасия Карпенко, София Березовская и Федор Пугачев. Польша выдвинула художественный фильм Дамиана Коцуры «Под вулканом» на премию «Оскар» 2025 года.