Lemanika. Письма эмигрантки. Музыкальный ретро салон с Евгенией Вожакиной
Искусство

Lemanika. Письма эмигрантки. Музыкальный ретро салон с Евгенией Вожакиной

В этом году отмечается сто лет революционным событиям, повлекшим за собой разлом судеб целой страны и волну эмиграции. Lemanika готовит цикл встреч в рамках литературно-исторического лектория, посвященного этой эпохе.

Все секреты новой афиши и экспертов не будем раскрывать. Весеннюю программу откроет музыкально-поэтический вечер «Письма эмигрантки» с главной героиней Евгенией Вожакиной — это артистичный монолог о внутреннем разломе, любви, эмиграции, ностальгии.

4 марта в камерном зале мэрии Cologny (Женева) прозвучат песни из репертуара Александра Вертинского, Аллы Баяновой, романсы на стихи Марины Цветаевой, Иосифа Бродского.

О замысле программы и о себе Евгения Вожакина рассказала в интервью для клуба Lemanika, который продюсирует вечер.

Кто вы по образованию и как начали петь?

Я закончила московскую английскую спецшколу, всегда была творческим ребенком, писала рассказы, стихи, училась в музыкальной школе. Занималась классическим балетом, ходила на сценарные курсы ВГИКА. К сожалению или к счастью, в 1990-е продолжить художественное образование мне не удалось. Я закончила с золотой медалью Военный университет Министерства обороны (Бывший Институт Военных Переводчиков / ВИЯ) по специальности «юрист со знанием английского и немецкого языков». Вооруженные силы нашей родины я покинула в 23 года в звании «капитана юстиции».

Воспоминания об учебе – самые светлые: армия выработала характер и дисциплину. Мы прошли там школу жизни, за что я ей и благодарна. По юридической специальности я работала лишь три года: стремление к творчеству перекрыло все юридические навыки, я начала брать уроки вокала и писать тексты песен. Именно в тот момент появилось чувство, что я делаю именно то, что и будет всей дальнейшей моей жизнью, чего я не могу не делать. Моя внутренняя наполненность, наконец, нашла свой выход.


image description
image description

Как родилась программа «Письма эмигрантки» и кому адресована?

Программа «Письма эмигрантки» – внутренний крик человека, покинувшего по разным обстоятельствам свою Родину. Тема мне близкая, можно сказать, больная. Особенно точно она раскрывается, как мне кажется, в поэзии и музыкальном материале начала ХХ столетия. Расцвет русской литературы, поэзии, искусства этого времени был прерван страшными революциями и массовыми эмиграциями. Эпоха разлома, искалеченные судьбы, тоска по прошлому и ностальгия по России, белая эмиграция – все это нашло выражение как в литературе, так и в музыке того времени: и любимый мною Вертинский, и великолепная Баянова, и гениальная Цветаева, и Бунин, и Набоков… Все они отразили то время в своих произведениях.

Я изучила массу документов, писем, эссе, художественных произведений, вокруг них уже выстраивалась программа. Поэты, музыканты, балерины и многие творческие люди в ту эпоху делали одно великое дело: старались сохранить русскую культуру, русскую речь, русский дух, русскую душу. «Я спасся от растворения в иностранщине только тем, что подвижнически замкнулся в святости русского слова и русской песни. Жизнь моя стала служением русскому искусству и ничему более», – писал Александр Вертинский. То же могу без высокомерия сказать о себе: то, чем я занимаюсь на сцене, – мое служение и мое спасение.

Что вошло в программу, как она меняется с течением времени?

Каждая песня – письмо из прошлого. Музыка, переплетенная с письмами и стихами: скорее музыкальный спектакль, чем концерт. Эпиграф к программе – слова Цветаевой: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда». Обреченность, надломленность, поиск смысла, съедающая все нутро ностальгия, испепеляющая дотла любовь – все это в каждой песне. Я стремлюсь сохранить атмосферу салонов того времени, некое черно-белое кино. Программа «Письма эмигрантки» будет звучать впервые.

Lemanika. Письма эмигрантки. Музыкальный ретро салон с Евгенией Вожакиной

Название программы – принципиальная позиция лирического героя, решившего не возвращаться, или скорее определение ее образного строя?

Эмиграция – особый пласт людей, которые находятся как бы «между». Вроде уже не тут, но еще и не там. В этом есть боль, как мне кажется, любого человека, покинувшего Россию, покинувшего мир своего детства, все самое прекрасное и беззаботное. Конечно, лучше исполнять такие произведения с передачей всех чувств, зная, о чем ты поешь. Для меня театр (а наш жанр – некое театрально-музыкальное действо) – средство познания себя и жизни.

Кто Ваши аккомпаниаторы, планируете ли расширять состав?

Я уже несколько лет работаю с дорогим мне музыкантом: гитаристом и пианистом, потомственным французом Николя Мерлем. Мы делали с ним много программ, включая роковые и джазовые.

Какие у Вас планы на будущее?

В данный момент мы работаем с Николя над музыкой к моим стихотворениям, репетируем параллельно две программы: на русском – песни из кинофильмов (опять же, стремление в детство, в атмосфере которого были песни под гитару) и мой любимый джаз; еще очень хочу сделать программу военных песен. Планов немало – у меня еще много того, о чем я бы хотела рассказать людям. А 4 марта приглашаю всех на свою сольную программу «Письма эмигрантки», в ожидание премьеры которой я работаю многие месяцы.

Текст: Илья Овчинников

Иллюстрации предоставлены Lemanika.com

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику

Молчание наотмашь. Михаил Шишкин — о будущем русской культуры

Молчание наотмашь. Михаил Шишкин — о будущем русской культуры

Предположим, заговор «Валькирия» 20 июля 1944 года удается. Полковник Штауффенберг взрывает Гитлера. Новое военное правительство останавливает войну. Условием мира союзники...