Будь проклята война. Украинский спектакль в Швейцарии
Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)
Искусство, Общество

Будь проклята война. Украинский спектакль в Швейцарии

«Хочешь на фронт? - спрашивает женщина и с горькой иронией отвечает: Кто же не хочет на фронт? Все хотят!». Таким настроениям сегодня трудно в Украине. В России за подобное тюрьма. В мирных странах иначе. В минувшем году спектакль режиссера Тамары Труновой показали в европейских городах. И в Цюрихе тоже.

Что же особенного в «Плохих дорогах»? Разобраться поможет предыстория.

В 2015-м драматург Наталия Ворожбит поехала на Донбасс, чтобы увидеть людей войны. Из рассказов свидетелей получилась пьеса на русском языке «Плохие дороги» (Поганi дороги) для Лондонского театра Royal Court, где спектакль вышел на английском в 2017-м. А на следующий год в столице Украины режиссер Тамара Трунова поставила его с актерами Киевского Левобережного театра.

К тому времени по меньшей мере для мировых СМИ тема войны «на задворках Российской империи» перестала быть сенсацией. Людям свойственно уставать и привыкать, в том числе к войне. Однако в Украине был фронт и продолжалась прифронтовая жизнь. В таких обстоятельствах в 2018-м «Плохие дороги» стали одним из первых высказываний на большой украинской сцене о войне, которая шла на востоке страны с 2014 года.

 

Спектакль имеет награды. В 2019-м как «Лучший драматический» на Фестивале-Премии ГРА. В минувшем году «Плохие дороги» получили Национальную премию имени Тараса Шевченко — самую высокую в Украине. Звездную постановку показали в 2022 году в театрах Риги, Вильнюса, Клайпеды, Праги, Мюнхена, Берлина. Я посмотрела «Плохие дороги» в Цюрихе 20 декабря. О чём они?

Состоит спектакль из шести фрагментов, драматургической основой им послужили шесть независимых новелл. При желании можно разглядеть связи. Так, например, уже знакомая зрителю по предыдущему эпизоду школьница упоминается в последующей истории среди солдат в блиндаже. А приключение с погибшей под колесами проезжего автомобиля курицей служит героям предшествующей сцены, чтобы оценить возможные потери человеческих жизней.

В каждом фрагменте стрелки сценических часов движутся со скоростью 60 секунд в минуту. Зрителю остается догадываться, насколько события близки, потому что условное время и место по большому счету не определены. Из реплик вычленяются координаты «Донецк», «Дебальцево», «Попасная», однако по мере развития сюжетов становится ясно, что они несущественны. Потому что местом и временем является Проклятая Война.

Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)
Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)

Шестизначная мозаика в итоге складывается в цельную, вызывающую лично у меня оторопь, испуг, отвращение к войне картину. Сюжеты склеивают в единое, как это делается, например, в черной культовой комедии Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (1994). Возможно, так и задумывалось 7 лет назад, когда писалась пьеса. Во всяком случает эпизод, в котором жестоко обыгрывается безразмерная жадность двуглавой нелепой сельской парочки, откровенно тяготеет к фарсу.


image description
image description

Это могло бы, наверное, даже рассмешить год назад. Мне же на 300-й день жестокой войны России против Украины в театре Schauspielhaus в Цюрихе было больно и страшно. В другой сцене обезумевшая от леденящего порыва смерти женщина предлагает военнослужащему-попутчику заняться сексом, чтобы согреться, или хотя бы устроить костер на обезглавленном трупе её фронтового любовника, который они вместе везут жене погибшего.

Старшеклассницы хвалятся подарочками, которые дают им солдаты «за нежности». Грубая серость прифронтовых будней «невест войны» окрашена алой кровью губной помады. А на дворе, похоже, юный месяц апрель, и, хотя детство кончилось когда-то, «крылатые качели летят, летят… и только небо, только ветер, только радость впереди». Но не для всех.

Журналистку интересуют бои за Донецкий аэропорт и мучает жажда крепких мужских объятий. Чтобы было наверняка понятно, что женщина охотится за военным, на актрисе костюм в стиле порно-шик. Оказывается, страсть может сублимироваться в патриотизм. Это чрезвычайно сильное и в равной мере обесцененное пропагандой понятие упоминается на протяжении более чем двухчасового спектакля однократно.

Потому что «Плохие дороги» о другом. О чём? О том, что военные «такие же люди», только наделены властью карать и миловать. Палачи и жертвы в одном лице (что заметил еще Гомер в «Илиаде»), герои спектакля истерзаны войной. В потемках израненной души, может быть, еще и теплится свет. Возможно ли посреди дороги войны раздуть почти мертвое до безопасного исцеляющего огня?

Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)
Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)

Конечно, в театре вряд ли говорящий по-руzzки выродок в ватнике и нелепых семейных трусах стал бы по-настоящему выкалывать глаза украинской заложнице-пленнице. А кровь холодела. Массовые убийства мирных украинских жителей, пытки, военные преступления, которые исчисляются сегодня десятками тысяч, умножили эпизод на одиннадцатый месяц тяжелой войны России против Украины.

У меня на спектакле «Плохие дороги» останавливалось сердце от ужаса и отвращения к войне. Уютная плюшевая раковина швейцарского театра оказалась небезопасной для журналистки, которая родилась и выросла в Украине, треть жизни провела в России и давно зарубежом. Из горла рвался крик: «Нет войне!». По-моему, такие спектакли очень важны для усмирения агрессии, чтобы не маячила даже тень «можем повторить».

Отдельно о языке, которым пользовались персонажи: украинском, русском, смешанном из этих двух суржике. Оправдано ли многоязычие драматургически? Если режиссеру приходится это объяснять после спектакля, видимо, осталась недосказанность. Наверное, это правильно и хорошо. Потому что плохо, когда театральное или другое искусство оставляет людей безразличными.

Только безразличие не для «Плохих дорог». Постановка с большим разбором насыщена метафорами и приёмами, бьющими под дых. Так военнослужащих от гражданских отличают в основном содержание, растр, накал реплик. Сниженная высокоградусная лексика накрыла девятым валом из закулисья — плохим выражениям не место в хорошем обществе. Затем святая сила живой воды-любви очистит, обнажит человека, снимет с него войну.

У «Плохих дорог» есть своя музыка. Песни пройдут справа налево по авансцене пародийными гимнами гибельному абсурду войны. И как бы анонсами — заезженный миллионами ртов милитаристский поп: аллегровский «лейтенант, мальчик молодой, все хотя потанцевать с тобой», «идёт солдат по городу» Шаинского и Танича, пугачевский «ах, какой был мужчина, настоящий полковник» и другие.

Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)
Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)

Будят воображение декорации и предметы: движется темная ночь перед лобовым стеклом; стоит остов автомобиля; пылают в руках артистов гвоздики, как символ любви и жертвы. Новейшая металлоконструкция напоминает ветхозаветную лестницу Иакова — дорогу с Земли на Небо. Сценическое действо то и дело выплескивается за настоящую решетку и условную «четвертую стену», разделяющую артистов и зрителей. Так океанский прибой неукротимо наступает на берег, грозит поглотить человека…


image description
image description

Искусство на современные темы очень уязвимо. Думается, вызывая глубокое отвращение к вселяющему животный ужас чудовищу войны, «Плохие дороги» хороши, жизненно необходимы, целительны в мирной жизни. Когда же человеку угрожает опасность, когда надо защищаться от нелюдя, который ворвался в мирный дом, чтобы грабить и убивать, понадобятся другие смыслы и настроения.

В антивоенном искусстве Украины видится убедительное доказательство того, что это миролюбивая, неагрессивная нация и страна. Украина не хотела воевать, не была угрозой своей восточной соседке, как об этом трубит с 2004 года после Оранжевой революции путинская пропаганда. До тех пор, пока российские войска, следуя безумной политике Кремля, не напали своей армадой на Украину 24 февраля 2022 года.

Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова вторая слева. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)
Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова вторая слева. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)

И теперь у войны на востоке Европы одна дорога: Украине — к победе, России — к поражению. Утечёт сколько надо воды, и, надеюсь, «Плохие дороги» и другое антивоенное искусство станет широко доступно и жителям нынешней российской территории. Они ведь тоже рождены в муках людьми, а не исчадиями ада. И это значит, что человеческое им близко: осознание, покаяние, прощение.

Скоро весна. Когда закончится война, пока неясно. Зато известно, что в мае бывший художественный руководитель Киевского академического театра на левом берегу Днепра Станислав Жирков (работает в Vilniaus mažasis teatras с января) представит в театре Schauspielhaus Цюриха новую версию «Антигоны» Софокла.

Древнегреческий идеал родственной любви и самопожертвования сегодня близок многим, кто защищает и помогает защищать свободу и независимость Украины.

Марина Охримовская

Изображения:

Спектакль «Плохие дороги» (Поганi дороги) по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. В зале Schauspielhaus Цюрих, 20 и 23 декабря 2022 г. (© Київський академічний театр драми і комедії на лівому березі Дніпра)

 

«Плохие дороги»

Недавно шесть антивоенных новелл Наталии Ворожбит напечатало под одной обложкой издательство во Львове, ссылка на книгу «Поганi дороги».

В 2020 году на основе пьесы «Плохие дороги» режиссер и сценарист Наталия Ворожбит выпустила одноименный художественный фильм. Его мировая премьера состоялась на Фестивале в Венеции в программе «Международная неделя критиков», фильм получил поощрительную «Награду веронского киноклуба». В украинский ограниченный прокат антивоенная драма вышла в мае 2021 года.

Интервью с режиссером Киевского левобережного театра Тамарой Труновой на немецком: «Если бы поджигатели не прославляли войну, как бы они её оправдывали?» (Würden die Kriegstreiber den Krieg nicht glorifizieren, womit könnten sie ihn dann noch rechtfertigen?)

Сайт www.dramox.com.ua дает возможность посмотреть спектакль «Плохие дороги» по одноименной пьесе Наталии Ворожбит. Режиссер Тамара Трунова. Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра.

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Марина Охримовская

Разговор со зрителями после спектакля «Плохие дороги» 20 декабря 2022 г. в Цюрихе, перевод с украинского.

Мы живем в совершенно измененной реальности, не претендуем на то, чтобы изменить чью-то реальность, но хотим показать наши изменения. Наталия Ворожбит — одна из ведущих украинских драматургов создала пьесу «Плохие дороги» после поездки на Донбасс в 2015 году. Это и было начало войны России против Украины [20 февраля 2014 – оккупация Россией Крыма]. Война шла на восходе страны и была для многих далеко. Ворожбит собирала истории у свидетелей, и так они обрели голоса на сцене лондонского театра Королевский двор. После премьеры в Великобритании была премьера на родине войны — в Украине.

Когда артисты собираются после спектакля, то желают друг другу, чтобы он быстрее потерял актуальность. Но реальность убеждает, что этот спектакль социально необходим. Нашей убежденности в этом недостаточно, важно также и мнение зрителей. Я [говорит Тамара Трунова] развиваю в последнее время идею театра интимной дипломатии, чтобы рассказать о российском вторжении в Украину. Интимного в том смысле, что театр сегодня приближается к зрителю максимально. Говорят, мировоззрение – это то, что находится у человека между ушами. Это тот центр, через который мы хотим взаимодействовать со зрителем, делиться чувствами и мыслями, чтобы убедиться, что мы услышаны.

Пьеса написана по документальным материалам, герои говорят на том же языке, на котором говорят люди. В спектакле можно услышать украинский, русский язык и суржик, не все языки, на которых говорят в независимой Украине, можно услышать на спектакле. Сегодня в тех условиях, в которых мы находимся, мы точно не будем защищать русский язык, но мы будем защищать украинцев, которые защищают Украину и имеют право говорить на том языке, на котором говорят. Агрессор заявляет, что на этой войне он защищает русскоязычных украинцев. В это самое время русскоязычные украинцы защищают Украину от агрессора.

Например, мне было тяжело смириться с моим отрицательным [говорит один их актеров], я думал, что я не смогу собрать вновь эту историю, но, наверное, говорить о людях-жертвах телевизора, пропаганды и, наверное, недостаточного образования важно и нужно, и показать, что в таких людях можно все же добраться к тому ребенку, который не по своей вине в какой-то час повернул не в ту сторону, к сожалению, не все враги, прошедши эти девять лет в обратном направлении, смогут измениться. Но об этом следует говорить.

В Украине война с 2014 года, но одно знать о войне, и другое чувствовать войну на себе. Мы жили в Киеве, знали о войне, о жестокостях, которые происходят на Донбассе, но 24 февраля это стало происходить рядом, за окном, естественно это вскрыло в спектакле новые пласты, и воспринимается и чувствуется теперь иначе. Человеческое и актерское воображение отличается от того, что ты видишь и чувствуешь с реальной жизни. Можно сочувствовать, и мы сочувствовали всему, что там происходило, но, когда ты сам 24 часа в сутки слышишь, видишь, чувствуешь взрывы, знаешь, что жертвы каждый день, это проявилось совершенно иначе.

Почему такая большая разнице между тем, [говорит Тамара Трунова] как изображается война, и реальной войной. Возможно, мир есть жертвой пропаганды и культурной пропаганды в том числе, которая представляет войну, песнями, спектаклями, картинами, кино, и это идеализирует, придает войне сакральные черты, делает из нее далекий арт-объект. И тут же мы говорим об ответственности тех, кто считает себя вправе говорить о войне со сцены, экрана и так далее, возможно, творцы таким образом защищаются, ставят между собой и прошлой войной стену, и тем самым они берут на себя ответственность за высказывание. Сейчас многие говорят о том, имеют ли право украинские художники говорить о войне, если она еще не закончилась, должны ли мы остановиться, отрефлексировать, чтобы затем понять, что и как говорить. Когда у тебя болит, ты говоришь об этом, но, когда перестает болеть, ты уже не можешь об этом рассказать. Уверена, что опыт украинских художников может быть использован во всем мире в миротворческих целях. Например, в Германию сейчас приглашают польского художника ставить спектакль с немецкими артистами про украинскую войну. Это небезопасная безопасность, которая может иметь отложенный эффект.

При каких условиях [говорит зритель] спектакль может быть показан на российской территории?
Воспринимаю вопрос [отвечает Тамара Трунова] как жестокую шутку.

Реагируют на спектакль в Украине и за рубежом различно. Например, у нас был летом гастрольный тур в 6 городах Европы, мы ехали со своими инфантильными ожиданиями, стереотипами о стране, в которую едем. И были абсолютно очарованы тем, как по-человечески нас везде принимали. Мы хорошо понимаем, что мы специфические гости и наши гастроли чрезвычайные, и мы едем с этим спектаклем тоже со специфическими ожиданиями. Это точно не ожидание, пусть тебе будет так же больно, как мне, это ожидание: почувствуй и пойми мою боль. Для нас очень важно, если отклик аудитории станем миротворческим деепричастием.

Израненное общество, социальные раны, эту войну будут помнить и мои дети, и внуки, что можно сделать, чтобы выжить в масштабах нашей жизни?

Думаю, нам придется столкнуться с психологическими проблемами после победы, после войны, реабилитации тех, кто пострадал от агрессии, был участником военных столкновений, и это очень сложный вопрос, который еще нас ожидает. Уже сейчас мы имеем статистику беды, война — такая ситуация, когда психика не готова выстраивать какие-то защитные системы и работает, как может, она не способна вести себя толерантно. Есть потребность в максимальном количестве агрессии, потому что надо защищать свою землю, границы, семью и собственную жизнь. И думаю, нам еще предстоит принять и осмыслить, что с нами произошло. Возвращение горячих психологических линий, фондов психологической помощи для тех, кто побывал в зонах боевых действий, если вся страна будет заинтересовано в том, чтобы помочь своим гражданам, мы сможем это пережить. Все проходит, и это пройдет.

Каждый украинец, который в стране или за границей – протагонист нашей Украины [говорит актриса]. Наша обязанность – раскрыть глаза на тут страну-агрессора, которая хочет завоевать «всех». И если наши предки боролись с этим, но в какой-то момент снова вернулись в этот ад, мы должны рассказать своим потомкам, что ни в коем случае идти на уступки нельзя, мы сильные, мы все можем, мы должны говорить, кричать, и вы имеете право знать правду, поэтому, наверное, должны быть такие встречи и спектакли.

Эмоциональные качели, всем тяжело, не запрещайте себе радоваться, есть маленькие радости, улыбайтесь, радуйтесь, сохраняйте в себе добро, не позволяйте врагу захватить вашу душу. Стремитесь жить и видеть вокруг себя добро, которое есть всегда. Сохраняйте надежду в душе.

Зеленский не видел спектакль, и мы Зеленского тоже не видели. Спектакль получил премию имени Шевченко в 2022 году – это высшая награда в Украине. Будет победа Украины, мир и время для таких встреч.

Рассказать историю так, чтобы не навредить [говорит зритель]. Как общаться и сближаться в условиях небезопасной безопасности. Сначала всё кричало во мне: нет, не делайте это с нами, не делайте нам больно. И затем другая реакция – такого не должно быть!

Добавить комментарий для Марина Охримовская Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику