«Йоханнес Паули, ты убийца и преступник… и ты мой дедушка!»
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Искусство, Общество

«Йоханнес Паули, ты убийца и преступник… и ты мой дедушка!»

Приверженец национал-социализма Йоханнес Паули за военные преступления отсидел в швейцарской тюрьме восемь лет и давно умер. А его потомки живы. Надо ли ворошить прошлое? Можно ли, меняя отношение к былому, влиять на настоящее и будущее? И какая тут связь с Россией и Украиной?

Два метода — одна история

Разрушенные Второй мировой войной города давно отстроены, мало кто из свидетелей дожил до наших дней. О трагедии напоминают музеи, мемориалы, произведения искусства, семейные истории. Одну из них независимо друг от друга исследовали ученый и художник. Разные методы пересеклись на судьбе гражданина Швейцарии и Германии Йоханнеса Паули (Johannes Pauli).

Историк и научный сотрудник Фрайбургского университета имени Альберта и Людвига Мориц Фейст (Moritz Faist) в 2020-м защитил диссертацию «Преследование швейцарских нацистских военных преступников после окончания войны в 1945 г.». А через два года кинорежиссер и пастор реформатского прихода вблизи Цюриха Лукас Цюнд (Lukas Zünd) выпустил документальный фильм «Третье и четвертое поколение».

Кто такой Йоханнес Паули?

Этот человек родился в 1900 году в тогдашней Нижней Силезии в семье эмигранта из Берна и матери-немки, потому и получил двойное гражданство. До поры Швейцария его не занимала. В отличие от армии. Юношей Паули ушел на Первую мировую, затем служил в полиции. В 1920-х женился. Был штурмовиком, в 1933-м примкнул к национал-социалистам. Во Вторую мировую в составе вермахта воевал во Франции и Украине.

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

Наверное, его тяготил такой образ жизни: архивы сохранили, что Йоханнес был горьким пьяницей.

Из-за алкоголизма в 1944-м его перевели в СС и назначили комендантом концлагеря под Балингеном (Balingen) на юго-западе Германии. То была система лагерей в Эльзасе, где узники добывали сланец и перерабатывали его в топливо для вермахта. Дело не шло. Положение заключенных было катастрофическое, к концу войны от голода, холода, болезней погибли тысячи людей, почти 1200 из них в Бизингене (KZ Bisingen), где несколько месяцев командовал Йоханнес Паули.

Тому глаз вон

После войны жители окрестных деревень помалкивали о прошлом: кто старое помянет, тому глаз вон. Однако у времени свои счеты с памятью. Местные настроения изменились через 40 лет. Еще через 10 лет открыли мемориал: Museum Bisingen, историческую тропу, интернациональное кладбище бывших узников концлагеря. В 2003-м основали ассоциацию мемориала концлагеря Бизинген. Памятное место ежегодно посещают около тысячи человек, в основном студенты.

И мы тоже отправимся туда вместе Сильвией Хесс-Паули (Silvia Hess-Pauli), героиней документального кинофильма Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение».

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

На киноэкране местность утопает в буйной зелени. Женщина в монашеском облачении ест яблоко, опершись на автомобиль. Так и Ева в Эдемском саду вкушала запретный плод древа познания добра и зла. Камера прослеживает направление взгляда монахини: по дороге, ковыляя, удаляется сгорбленный старик. Символика более чем прямолинейна: то уходит прошлое. Действительно — навсегда?

Сильвия Хесс-Паули

Она родилась в Базеле в 1964-м. Имя её отца Вильгельм Паули (Wilhelm Pauli), а её дед Йоханнес Паули уже четыре года как вышел из Базельской тюрьмы, проведя там 2/3 первоначально положенного срока (после восьмилетнего расследования его приговорили в 1953-м к 12 годам «за неоднократные продолжающиеся убийства»). Отбыв наказание, Йоханнес вернулся в Германию, где и умер в Гамбурге в 1969 году.

Об этом не принято было говорить, кое на что закрывали глаза. Хотя люди, конечно, знали. Спустя почти полвека Сильвия Хесс-Паули, в то время диаконисса сообщества Diakonissenhaus Riehen, открывает для себя страшные секреты своей семьи. Жизнь пишет сценарии, которые нам и снились. В 2014-м на экскурсии «Страсти Винтертура» наша героиня знакомится с кинорежиссером Лукасом Цюндом и предлагает ему снять про неё ролик.

Лукас Цюнд

Вырос в многодетной семье в Восточной Швейцарии. В 15 лет унаследовал от своего деда аналоговую камеру. В последствии изучал кинорежиссуру в Академии кино, телевидения и театра в Лодзи, Польша. Снял несколько короткометражек. Также изучал богословие, стал пастором реформатского прихода в Беретсвиле, кантон Цюрих. «Третье и четвертое поколение» — дебют Цюнда как независимого продюсера и режиссера.

После некоторых колебаний тот соглашается с условием, что это будет полноценное документальное кино, и начинает с покупки камеры Digital Bolex. Они понятия не имели, во что ввязались. Три года съемок, плюс монтаж разноцветных кадров в единый стройный сюжет, минус 20 тысяч франков личных средств — производство обошлось без обычных в таких случаях субсидий кино или телевидения.

От Ньона до Одессы

И дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже. Прежде всего, это был увлекательный творческий поиск, командная работа, потребовались согласованные усилия и талант разных людей, чтобы «Третье и четвертое поколение» стало полнометражным дебютом кинорежиссера Лукаса Цюнда, независимого художника и священника из швейцарской коммуны Беретсвиль.

В 2022 году новый фильм увидели в Ньоне на европейском кинофоруме Vision du Réel. Отметили среди лучших на онлайн-фестивале Shoham в Израиле. В ноябре показали в Лодзи на кинофестивале «Человек в опасности» (Człowiek w zagrożeniu). А затем — под угрозой российских обстрелов на фестивале Ukrainian Dream Film Festival в Одессе.

Швейцарская премьера состоялась в январе в Пфеффиконе (Pfäffikon). Там, в переполненном зале, я и познакомилась с создателями и героями «Третьего и четвертого поколения». Чтобы чувствовать и думать самостоятельно, любое произведение искусства лучше открывать самому. Привлеку ваше внимание к деталям, которые считаю существенными.

Что дальше?

Кино Цюнда крутится вокруг Сильвии Хесс-Паули. Её биография, горести, надежды и разочарования в фокусе режиссерского замысла. С первых кадров мы наблюдаем Сильвию в образе монахини, то есть женщины, отрекшейся от мирского ради служения религиозному идеалу. Когда и почему она выбрала связанный с религиозной моралью путь и шла по нему более 30 лет?

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

Далее, стремясь к умиротворению, зачем Сильвия заглядывает в черную дыру трагического прошлого? Что ожидает найти там? И как келейное монашество согласуется с желанием сниматься в кино? Каким образом проявляются взаимоотношения души и тела? И главное, что с внучкой нациста будет дальше? Чтобы узнать ответы, смотрите кинокартину Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение».


image description
image description

Запретное, казалось бы, призвано манить человека, зрителя: дети XXI век далеки от монастырей. Впрочем, монастырские двери в фильме Цюнда едва деликатно приоткроются. И мы увидим Сильвию, которая гладит монашеское платье — и, кажется, чувствуешь горячечный контакт раскаленного утюга и ткани. В другой раз руки женщины моют мяту — символ целомудрия — в холодной проточной воде. А вот она сама входит в реку — и тут цитата про Иордан и крещение.

Внутренний мир Сильвии постепенно раскроется через её монологи, разговор с отцом о деде Йоханнесе Паули или с подругой о пережитом в детстве насилии, через старые фотографии и видео, а также благодаря артистизму самой героини, которая читает стихи, поет и танцует на камеру. И Лукас тоже появится на экране, а его закадровый голос обращается к зрителям в течение всего фильма.

И ты мой дедушка!

Казалось бы, темное прошлое нациста, военного преступника Паули могло бы окрасить «Третье и четвертое поколение» в мрачные тона. Однако этого не произошло. Кинопортрет получился лирическим, эмоционально чувствительным и напряженным. Живописные кадры пейзажной съемки, красивые крупные планы, музыка Дэна Бюшлена (Dan Büschlen) задают 58-минутному повествованию светлый колорит.

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

Жизнь способна на метаморфозы. И не только потому, что Сильвия в музее концлагеря Бизинген говорит, обращаясь к фотографии своего предка в третьем поколении: «Йоханнес Паули, ты убийца и преступник… и ты мой дедушка!» Что-то более значительное, чем новые даты, события и смыслы, случилось с этой хрупкой женщиной, пока она делилась своими страстями с видеокамерой…

В фильме Цюнда много отсылок к Библии. Названию тоже послужил стих Ветхого Завета: «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Анахронизм или откровение? Наверное, редко кому нравятся жалобы и нравоучения. Зато судьба человека всегда интересна.

Живая история

И здесь мы сделаем круг, вернемся к началу — исследованию Морица Фейста о преследовании швейцарских нацистских военных преступников после 1945 года.

Когда закончилась Вторая мировая война, Йоханнес Паули оказался в зоне французской оккупации. В 1945-м его арестовали по подозрению в военных преступлениях. И вскоре… отпустили из-за отсутствия доказательств — нацисты успели уничтожить свидетельства. Тут Паули и вспомнил о швейцарском гражданстве, запросил паспорт и вид на жительство в Швейцарии, но ему отказали.

Тогда в 1946-м он нелегально перебрался в Базель, чтобы начать «нормальную жизнь». Планы сорвал запрос в полицию Базеля о розыске «Hans Pauli», совершившего преступления в концлагере Бизинген. В ходе расследования Паули несколько раз задерживали и отпускали за недостатком улик. Суд стал возможен, потому что подозреваемый неожиданно весной 1951-го сам признался в двух расстрелах в Бизингене в декабре 1944-го, притом настаивал на своей невиновности…

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)
Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

Военный преступник и убийца Йоханнес Паули, отбыв наказание, умер более чем полвека назад. Но память поколений жива. Жива внучка своего деда Сильвия Хесс-Паули. И она хочет быть свободна и счастлива, как и каждый здравомыслящий человек. Возможно ли это? И почему удел одной женщины из Швейцарии может быть интересен многим?

И придет время

Война России против Украины продолжается уже 9 лет. По данным Генпрокуратуры Украины с 24 февраля минувшего года на территории страны зарегистрировано более 70 тыс. преступлений агрессии и военных преступлений. На 18 февраля 2023 года погиб 461 ребенок, 923 ранены, 347 пропали без вести. 16 207 украинских детей депортированы в Россию.

Придет время, и злодеяния будут расследованы и осуждены. Хочется верить, что многие преступники искренне раскаются. Другие до конца своих дней будут упорствовать как Йоханнес Паули. Кто-то избежит карающего меча Фемиды. И будет продолжаться жизнь. Должны ли потомки отвечать за преступления предков, как происходит с Сильвией? Согласно истории, без этого исцеление человека и общества вряд ли возможно.

Марина Охримовская

Изображения:

Кадр из кинокартины Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение». (© 2023 Lukas Zünd, Die dritte und vierte Generation)

Герои кинофильма Лукаса Цюнда «Третье и четвертое поколение» говорят по-немецки, есть английские и французские субтитры, а здесь — русские. Смотреть фильм по ссылке:

https://www.diedritteundviertegeneration.ch/

24 февраля 2023: год террора в Украине

Pour soutenir l’Ukraine après 1 an d’agression Russe, une manifestation est organisée à Berne près de l’ambassade de Russie vendredi 24 février 2023 dès 14h00. Venez avec les couleurs Ukrainiennes et des bougies pour honorer les victimes de cette barbarie…

Щоб підтримати Україну після 1 року російської агресії, у п’ятницю, 24 лютого 2023 року, о 14:00 у Берні організовують демонстрацію біля посольства Росії. Приходьте з українськими кольорами та свічками вшанувати жертв цього варварства…

Чтобы поддержать Украину после года российской агрессии, в пятницу, 24 февраля 2023 года, в 14:00 в Берне Франк Лабуре (Franck Labourey) организует демонстрацию возле посольства России в Швейцарии. Приходите с украинскими символами и свечами почтить жертв этого варварства…

24 февраля 2023 14:00 Brunnadernrain 3006 Bern: https://fb.me/e/2ObbMdfQG

To support Ukraine after 1 year of Russian aggression, a demonstration is organized in Bern near the Russian Embassy on Friday February 24, 2023 from 2 p.m. Come with Ukrainian colors and candles to honor the victims of this barbarism…

Um die Ukraine nach 1 Jahr russischer Aggression zu unterstützen, wird am Freitag, 24. Februar 2023 ab 14.00 Uhr in Bern in der Nähe der russischen Botschaft eine Demonstration organisiert. Kommen Sie mit ukrainischen Farben und Kerzen, um die Opfer dieser Barbarei zu ehren…

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику