Как чёрт в Базеле месяц украл
Искусство, Школа

Как чёрт в Базеле месяц украл

«Ночь перед Рождеством» нарядилась в Швейцарии в венок закарпатских песен. Режиссер Мария Тхоржевская поставила гоголевскую Диканьку на подмостках Базельского университета.

Бывает же такое

Сказку о том, что не так страшен чёрт, как его малюют, Николай Васильевич сочинил два века назад. Книжка вышла в Санкт-Петербурге в 1832 году. А описываемые события случаются где-то в 1775-м. Времечко было еще то. Российская империя зализывает раны после крестьянской Пугачевской войны, порушится казацкая Запорожская Сечь… Так то история, а это искусство. В нем, как в жизни, всё проходит, а ночь перед Рождеством вечна.

Звёзды на небе ходят по кругу и при царе Горохе, и при цифровых технологиях. Диканька не исключение. Украинский посёлок с таким названием есть в Полтавской области и ныне. А впервые он найден в летописи за 1658 год. Хотя раскопки говорят, что люди там селились и ранее. Обычно это были казаки и крестьяне с Правобережной Украины. От Диканьки до Сорочинец – рукой подать. Тут в 1809-м и родился Гоголь.

Предание гласит, что он из старинного казацкого рода. Как нередко бывает с будущими классиками, в детстве Гоголь жил-поживал с семьей в сельской местности. Затем набирался ума-разума в Полтаве и Нежинской гимназии. В стольный град Санкт-Петербург он перебрался в 1828 году. Где, засев за литературные труды, и описал один предпраздничный факт из жизни кузнеца Вакулы.

Подумать только!

В отличие от Гоголя, режиссер Мария Тхоржевская родилась и выросла в городе на Неве в творческой среде. Среди её близких и друзей – музыканты, артисты, поэты, переводчики, художники. В 1984-м Мария окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Пять лет служила актрисой в Молодежном театре на Фонтанке. Приехала в Швейцарию и встретила актёра Дана Винера. Они поженились и создали театр двух актёров.

За полтора десятка лет театр Марии Тхоржевской и Дана Винера рассказал о многом. Высокое мастерство, психологизм, органичная легкость интерпретации, комедийный талант тандема воплотились в спектакли по творчеству Хармса, Аверченко, Тэффи, Лескова, Чехова, Булгакова, других авторов. Часто это становилось культурным открытием для местного зрителя. Очень повезло и студентам Базельского университета. Почему?

(© Мария Боброва)
(© Мария Боброва)

А потому (Песталоцци тому порукой), что с театром трудные гуманитарные (и другие) науки грызть легче, веселей. Режиссер Тхоржевская начиная с 2004 года поставила в университете студенческие спектакли на русском языке: «Мандат» Эрдмана, «Чайка» Чехова, «Бесы» Достоевского, «Пиковая дама» Пушкина, «Обыкновенная история» Гончарова, «Снежная королева» Шварца, «Ностальгия» по воспоминаниям Тэффи. А теперь белый свет увидел «Ночь перед Рождеством».


image description
image description
Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине
| Искусство, Общество

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине

Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам. «Швейцария для всех» рассказывает о швейцарском...

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны
| Новости, Общество

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны

Россия систематически нарушает Женевские конвенции. «Московские конвенции» по форме напоминают международный оригинал, но отличаются по содержанию. Документальная книга свидетельствует о...


Вот те и на!

Необычное таится за углом пришедшей к нам из средневековья улицы. В уютном дворике под звездным небом – бюст Пушкина. Бронзовый подарок Союза писателей России швейцарскому народу установлен здесь осенью 2016-го. Таким образом «Солнце русской поэзии» как бы приветствует хозяев и гостей славянского семинара старейшего в Швейцарии храма просвещения. Сей уголок в воскресный зимний вечер отнюдь не пустовал.

(© Мария Боброва)
(© Мария Боброва)

Приключения продолжились в декорациях векового швейцарского здания. Крепкие стены грубой побелки, камни и дерево эпохи славного рыцарства, зацелованные временем лестницы и арочные проемы с большим удовольствием превратились в непрочную мазанку – щедро прокрашенный известью сельский дом из камыша и глины. Табуреты, сундук-лавка, пляшка, стопка, икона Богоматери на столике под узорной скатеркой – эскизом фольклорные черты.

Чудеса случаются

Спектакль начался с улыбок. Лихо оседлав метлу на пару, ведьма и заклятый враг рода человеческого безобразничают в небе: «вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете!».

(© Мария Боброва)
(© Мария Боброва)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные клубятся. Но парубкам и девчатам метель не страшна! В Диканьке озорство, резвость, шутки, прибаутки и небылицы. И звенят песни. Живые и неповрежденные, они будут ярко, мелодично расцветать всю «Ночь перед Рождеством», бередить и радовать душу. «Это народные песни Закарпатья. Я нашла их в сборнике «Закарпатськi народнi пiснi» за 1962 год в нашей домашней библиотеке», – призналась мне после Мария Тхоржевская.

Девчата рассказывают святочные байки. Красивые костюмы Наталии Цайзер и актерское мастерство органично преображают обитателей условного мира. И перед заколдованными зрителями возникают кузнец и маляр Вакула, быстроглазая красавица Оксана, рассудительный казак Чуб, великолепная Солоха, вертлявый Дьяк, таинственный знахарь Пузатый Пацюк, легкомысленный кум Панас, напыщенный Голова, вредная кумова жена, степенные запорожцы и другие гоголевские персонажи.

Удивительное дело

Время и пространство «Ночи перед Рождеством» устроено так, что становится ясно, есть сферы более-менее просчитываемые, предсказуемые, и другие – стихийные, которые арифметике и физике не по зубам. При этом цари и нечистые наделены властью исключительно, когда они находятся в строго очерченном верхнем пределе. А на земле сильная человеческая душа способна укротить злой дух. Что и делает влюбленный юноша.

А ведь могло быть и иначе. Например, доктор Фауст, появившийся по прихоти Гёте почти в те же времена, соблазнился щедрыми посулами коварного Дьявола. А зря! Теперь все знают его поучительную биографию и сколько горьких бед из-за этого вышло. Но не таков наш кузнец! Его сильная творческая личность хватает Чёрта крепко за хвост и решительно ставит на место, а именно – на службу добру. А вы знали, что на чёрте можно хорошо и выгодно поездить, свесив ножки?

(© Мария Боброва)
(© Мария Боброва)

Артисты, режиссер и сам Гоголь с наслаждением подшучивают над своими героями. И раз за разом хохочут зрители. Тут есть над чем и посмеяться, и подумать. Судите сами. Например, туфелька западноевропейской Золушки свалилась под ноги Принцу случайно, как снег на голову, без всяких с его стороны усилий. Что было дальше? Ну, бегали, изобличали с её помощью ногу будущей невесты. Ни дать ни взять уголовно-процессуальные действия со сказочным концом.

Совсем не то у Гоголя. Его Величества туфли наш добрый молодец, не ожидая милостей от природы, добывает собственными руками, проявляя при этом смелость, смекалку, хорошие лидерские качества. Каждому бы такое резюме и веру в собственные силы! При этом мудрый кузнец не лезет на рожон. А как нормальный герой идет в обход. Он починил кибитку запорожцам, когда они проезжали осенью через Диканьку. И те платят ему добром за добро – берут с собой во дворец.


image description
image description
«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны
| Новости, Общество

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны

Россия систематически нарушает Женевские конвенции. «Московские конвенции» по форме напоминают международный оригинал, но отличаются по содержанию. Документальная книга свидетельствует о...

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине
| Искусство, Общество

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине

Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам. «Швейцария для всех» рассказывает о швейцарском...


Мать честная!

А там царица в кринолине и одноглазый Потёмкин в трико. Будущая императрица Всероссийская родилась и выросла в языковой среде Королевства Пруссия, где носила имя София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. А теперь, обратившись в православие, Екатерина II Алексеевна усердно учит русский язык. И светлейший князь ей подсказывает: «Черевики — die Schuhe». Потому что Вакуле нужны не жезл, не держава, чтобы миром управлять, не золотой венец из каменьев самоцветных, а вещь утилитарная – красивая женская обувь, в которой хорошо на земле стоять, а не в облаках витать.

Вот какой молодец! Как он этого добивается?

В отличие от бунтаря Шевченко, призывавшего «рвать кайданы», лоялист Гоголь уповает на послушание. За что первому запретили письмо и рисование и в 33 года сослали на десять лет в глухомань в солдаты. А второго одарили визой за границу, потому что проповедовал, мол, добродетелями и покорностью вымощена дорога в Рай. Именно поэтому бравый парень из Диканьки отважно укрощает нечистую силу, но смирно падает ниц перед царицей-мамой и получает, что хочет. Затем, включив форсаж, умчит его Чёрт к отчему дому.

(© Мария Боброва)
(© Мария Боброва)

А тем часом на земле… А на земле всяк радуется, потому что «Сын Божий народился!».

Широка страна родная, много в ней лесов, полей и рек. Только на чёрте и объедешь. Плюс суровый климат… Если верить хронистам, которые, как и журналисты, из достоверных источников знают всё, но не точно, сама Екатерина Великая оправдывала самодержавие природными явлениями. Но даже и при мракобесии проблескивало: лучи демократии пробьются после падения империи. Кто прав, кто нет, судить не нам, да только воз и ныне там.

Вот так штука!

И еще трюк. Заметили? Вакуле вручается не удочка, а рыбка. Ведь мог же он овладеть ремеслом и начать сам тачать красивую и удобную обувку. Наладил бы бизнес… Ан нет – Гоголь дарует хлопцу две штуки спецодежды для дамских ног, а не профессию. Хотя артефакты и хорошо сохраняются (особенно, если ими не пользоваться), у знания – большая сила. Кроме того, как вскоре выясняется, царицыны черевики прелестнице до лампады. Потому что она полюбила достойного человека за большую душу, а не за деньги и прочее.

«Ночь перед Рождеством» приготовила секреты. Например, правильный христианин от всего сердца лупит Чёрта, незлобиво ругая его, неправильного: «немец проклятый!». Почему? А потому, что в приснопамятные времена в тех краях «немцем называют всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец». Потому как славяне слова имеют, а немые «немцы» – нет.

Или другое на злобу дня. Можно ли честному человеку грешить? Отвечает «Ночь перед Рождеством»: да, можно, главное, чтобы Богородица не увидела.

Добрая сказка скоро сказывается – весело было на сцене, в зале, на грешной земле и в мироздании святого искусства. И каждый обрел счастье. Влюбленные соединились. Правители и сверхбогатые облагодетельствовали, как всегда, свой народ. Чёрт отпущен на волю: проказы его, в сущности, не жестоки.

А зрителям достались отличное настроение, приятные встречи, новые знакомства, сладости и прочие хорошие сюрпризы «Ночи перед Рождеством».

#

Текст: Марина Охримовская

Фото: Спектакль «Ночь перед Рождеством» был показан в Базельском университете 29 ноября – 1 декабря 2019 года по адресу Nadelberg 6. Режиссер Мария Тхоржевская. (© Мария Боброва)

# Maria Thorgevsky

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Марина Охримовская

Vladislav Kamenskyi, Facebook

Vladislav Kamenskyi Швейцария для всех schwingen.net

Бог в помощь… Русский язьік єто очень интересно далеко от России. И, я как Вьі наверное заметили, совсем не против Хотя, вьібор произведения для изучения русского язьіка , мне лично кажется спорньім Меня побудили вьісказаться две темьі, а именно идея противопоставления Шевченко и Гоголя и созданная Гоголем картина падения ниц перед царицей запорожцев (Бог с ним с кузнецом). Последняя тема часто и с удовольствием єксплуатировалась советским кинематографом….Тут я против. Среди запорожцев європейских и украинских аристократов бьіло предостаточно. А, также, по тогдашним правилам (еще не забьітьім) — козак имел право сидеть в присутствии и гетмана. Екатерина бьіла действительно великой, но не думаю, что Гоголь бьіл исторически точен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику