Lemanika: Кирилл Светляков расскажет в Женеве и Лозанне о современном искусстве
Как художники придумывают более современное искусство? Что такое культурные страхи и как их преодолеть? Об этом, а также о швейцарском искусстве и культурных кодах ХХ века пойдет разговор на двух вечерах в клубе Lemanika.
Гость клуба интеллектуального досуга Lemanika — главный специалист Третьяковской галереи по современному искусству, писатель, исследователь, автор и куратор множества выставок Кирилл Светляков. Поклонники и знатоки искусства в Швейцарии помнят его увлекательные лекции, экскурсии по музеям Фрибурга, Базеля, легендарной ярмарке современного искусства ArtBasel.
Новая хорошая возможность для развития «специального зрения» — умения смотреть и понимать contemporary art — появится в последний четверг января и первую субботу февраля 2020 года.
Искусство и культурные страхи
Итак, 30 января в Женеве встреча начнется в 19:30 по традиционному адресу в Fonction: Cinéma (Maison des Arts du Grütli 16, rue du Général Dufour). Зарезервируйте три часа — они пролетят незаметно, зато интересные и полезные знания могут стать заметным приобретением.
Прежде всего несколько слов о новой книге Кирилла Светлякова «Виталий Комар и Александр Меламид. Сокрушители канонов» (она вышла в 2019 году в издательстве Breus, серия «Новые классики»). Почему?
А потому, что в неофициальном советском искусстве 1970-х отцы-основатели соц-арта Комар и Меламид стали буквально первыми художниками с новым постмодернистским мышлением. И это хороший пример для разбора проблемы производства искусства внутри современной индустриальной культуры и масс-медиа, а также понимания фигуры автора как придуманного «я», начиная от эпохи модернизма до современности.
Дело в том, что сегодня институт авторства сохранился, но пережил значительные трансформации. Так опыт Бэнкси (английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра, чья личность долгое время не была установлена) показал, что фигура автора уже практически номинальна: она сводится к имени, но за этим именем не обязательно должна стоять личность с индивидуальной историей и судьбой.
Потому что уже на рубеже 1960-1970-х теоретики постмодерна осознали, что современный субъект расщеплён, фрагментирован и вынужден проживать двойную жизнь в ситуации, когда реальность медиа-пространства и времени подменяет собой реальность привычную.
Таким образом при тотальном господстве массовой культуры обострилась проблема идентичности, и если художники 1960-х стремились найти себя, то в следующих десятилетиях им предстояло себя придумать. То есть за сброшенной маской не было лица, и это лицо нужно было нарисовать.
Также на примере творчества Комара и Меламида Кирилл Светляков расскажет о том, чем отличаются друг от друга модернистское и постмодернистское мышление, и где проходят границы культурных эпох в современном искусстве.
Еще одна тема встречи — преодоление культурных страхов, которые есть практически у каждого зрителя и художника. Это может быть страх перед культурными авторитетами и иерархиями; страх непонимания и страх забвения; боязнь себя и своих вкусовых предпочтений.
Эта лекция особенно рекомендуется тем, кто когда-то был испуган классикой или авангардом, а также тем, кто стесняется собственного вкуса и предпочитает молчать о нем. Дополнительная информация по ссылке на Facebook.
https://www.facebook.com/login/?next=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fevents%2F543231972904350%2F
Швейцария и культурные коды ХХ века
1 февраля в Лозанне слушатели узнают о швейцарском искусстве от модерна до арт-брют. Интересными и важными знаниями Кирилл Светляков поделится на лекции в L’Imprimerie — théâtre et centre culturel (Chemin de Malley 12), начало в 17:30. А некоторые подробности сообщим читателям прямо сейчас.
Вполне естественно, что за творческими направлениями — конкретные имена. Назовем несколько: художник-модернист Фердинанд Ходлер (1853-1918), первый независимый куратор Харальд Зееман (1933-2005), эзотерик, ясновидящий, философ и социальный реформатор, австрийец Рудольф Штайнер (1861-1925).
А теперь вопрос: с чем чаще всего ассоциируется Швейцария? Правильно — с банками. Однако вместе с финансовым влиянием Конфедерация существенно повлияла и на культуру ХХ века. Живописные ритмы Фердинанда Ходлера нашли отзвук во всей Европе. А другой швейцарский художник и график Феликс Валлоттон (1865-1926) в своих работах максимально приблизил искусство к психоанализу.
А вы знаете, что на рубеже веков в Швейцарии базировалось антропософское общество Рудольфа Штайнера? Идеи этического индивидуализма вдохновляли широкие круги художников, музыкантов, хореографов, начиная от представителей стиля модерн и немецкого экспрессионизма до Уолта Диснея и создателей бродвейских мьюзиклов. Творчество Фердинада Ходлера, Пауля Клее, Альберто Джакометти многое значат для эпохи модернизма.
И конечно же — дада — анархическое художественное движение, которое зародилось в Цюрихе в годы Первой мировой войны и атаковало традиционные представления о художественных ценностях и об искусстве в целом.
Новый весомый толчок к осмыслению художественных практик дал Музей искусства аутсайдеров (музей Арт-Брют) в Лозанне, основанный французским художником и скульптором Жаном Дюбюффе (1901-1985). Кроме того, в 1960-е годы швейцарец Харальд Зееман стал первым в мире куратором в современном понимании этой профессии.
Таким образом в историческом обзоре будут отмечены основные художественные события ХХ века, которые имели место в Швейцарии и определили культурные коды и проблемы ХХ века. А ясное понимание проблемы становится первым шагом к её решению. Больше подробностей по ссылке на Facebook.
https://www.facebook.com/login/?next=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fevents%2F2228534933913224%2F
#
Текст: Lemanika.com и schwingen.net
Изображения: (© schwingen.net)
На ярмарке современного искусства с клубом Lemanika и искусствоведом Кириллом Светляковым, 15 июня 2018 года.
Кирилл Светляков: «Продвинутые галереи торгуют концептуальным искусством».
Кирилл Светляков: «Коллекционирование требует от коллекционера интеллектуальных усилий».
Сумасшедшие коды XX века
Многие знакомые посещают творческие кружки: пишут картины, танцуют в ансамбле, поют в хоре, играют в театре и так далее. Мне тоже такое по вкусу. Похоже, человеку приятно думать, что через искусство он может символически выразить разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, восторг и тому подобное. И что это способно помочь гармонизации личности.
Наверное, Музей Арт Брют в Лозанне (Collection de l’Art Brut Lausanne) понравится поклонникам арт-терапии. Основа его коллекции собрана художником Жаном Дюбюффе (1901-1985). Он долго увлекался направлением «ар-брют» — «грубым» искусством, близким к живописи детей, самоучек, душевнобольных, которое не признает общеизвестных норм и берет как материалы что под руку попадется.
В 1971 году Дюбюффе подарил 5000 экспонатов своей коллекции «ар-брют» городу Лозанне. И через пять лет в Château de Beaulieu открылся музей. Среди его жемчужин работы швейцарца Адольфа Вёльфли, долго жившего с диагнозом «шизофрения», американки Джудит Скотт с синдромом Дауна, пациента советской психбольницы Александра Лобанова, его соотечественницы Розы Жарких…
В том числе и о музее Арт Брют говорил 1 февраля Кирилл Светляков, искусствовед, куратор Третьяковской галереи, автор книг. В Lemanika (# Natasha Reznikova) он частый и желанный гость. Лекция «Швейцарское искусство и культурные коды XX века» собрала в уютном зале Театра L’Imprimerie в Лозанне завсегдатаев клуба интеллектуального досуга и новичков. Помнится, заслушивалась не только я. В том числе выяснилось, что творчество душевнобольных было по душе многим сюрреалистам, примитивистам, авангардистам…
Так вот в каких храмах искусства черпал сумасшествие прекрасный XX век!