Полина Осетинская: Я играю с гениальными людьми
Искусство

Полина Осетинская: Я играю с гениальными людьми

Она отправила русскому писателю четырнадцать писем. А затем безответная переписка обрывается... Пианистка Полина Осетинская и актриса Ксения Раппопорт воплотили рассказ Ивана Бунина «Неизвестный друг» в лирическом и трогательном спектакле, который вскоре увидят в Швейцарии. А сегодня Полина Осетинская рассказывает читателям schwingen.net о музыке «Неизвестного друга» и о себе.

— «Неизвестный друг» — один из самых коротких и нежных рассказов Бунина. Как возник замысел спектакля?

Придумал и поставил спектакль мастер сценической речи, легендарный педагог, доктор искусствоведения Валерий Николаевич Галендеев. У него учились и продолжают совершенствовать мастерство многие замечательные артисты, в том числе и Ксения Раппопорт. Когда-то рассказ «Неизвестный друг» был студенческой зарисовкой. Режиссерский талант Галендеева развил замысел в спектакль. Ксения играет бунинскую героиню, женщину, писавшую письма.

— А откуда возникла музыка?

Из рассказа — сейчас объясню. Духовная жизнь героини выражается через письма. В них она делится размышлениями об искусстве, пишет о своих чувствах и желаниях, жалуется на одиночество и «страшную пустоту мира». Неизвестная, она придумывает тексты и шлет их известному человеку. У этой женщины есть семья, она сопровождает мужа в обществе и заботится о детях. И регулярно в утренние часы дает дочери уроки музыки. Так абсолютно органично в спектакль приходит музыкальная тема.

Музыка рассказывает о судьбе длиною в жизнь. Потому что маленькая девочка, которая сначала тычет в клавиатуру одним пальчиком, учится, взрослеет, становится известной пианисткой и перерастает мать в стремлении творить. Музыка развивается, растет в каждый миг сценического времени параллельно драматургической линии и совершает трансформацию от позднего XIX к XXI веку. С моим персонажем происходят те же метаморфозы, что и с чувствами людей, попавшими под очарование бунинского слова.

— Премьера «Неизвестного друга» состоялась на Международном скрипичном фестивале в Санкт-Петербурге. Как это связано?

Опыт подсказывает, что синтез разных видов искусства привлекает новых зрителей в академические залы. Поэтому скрипичный фестиваль в Санкт-Петербурге стал катализатором продюсерской энергии для нашего спектакля и ему принадлежала честь первого показа «Неизвестного друга». А продюсер фестиваля Вячеслав Зильберборд одновременно стал продюсерам и нашего спектакля.


image description
image description

— «Детский альбом» Чайковского называют источником вдохновения для детского творчества, в нем 24 пьесы. Какие выбраны для спектакля и почему?

Пьеса «Болезнь куклы» олицетворяет ребенка, его душу, чувства, огорчения. С этой музыки обычно начинается детский репертуар, ученики младших классов её часто играют в музыкальных школах. Моя юная героиня начинает с гамм, потом переходит к несложным детским пьескам. Она любит музыку, стремится постичь секреты мастерства, и ей это удается.

А вот пьеса «Сладкая грёза» исполняется в момент, когда мать девочки просит и умоляет своего визави об ответе и погружается в сладкие мечты.

Полина Осетинская: Я играю с гениальными людьми

— Форе и Дебюссии, Рахманинов и Равель. Эту музыку могли слушать Бунин и его героиня, а теперь она прозвучит для публики в Вашем исполнении в начале октября в спектакле «Неизвестный друг» в Цюрихе и Женеве. Это как взгляд на столетие назад?

Музыкально и драматургически спектакль движется от эпохи Бунина к нашим дням. Галендеев предлагал символизировать современность через корифеев минимализма Джона Адамса и Стивена Райха. Я дружу со многими, среди них композиторы Павел Карманов и Антон Батагов. Сыграла их музыку на репетиции, и Валерий Николаевич согласился, что это на уровне мировых образцов. Так сложился спектакль – от «Детского альбома» Чайковского и рассказа русского писателя о переписке с русской эмигранткой через игру русских актрис к современной русской музыке.

— А чем интересна для Вас музыка Карманова и Батагова?

У Антона музыка необычайно созерцательная. На мой взгляд, он человек довольно отрешенный от внешнего, почти абсолютный интроверт, не любит громкие звуки, шумные копании. А Павел больше экстраверт, его музыка бывает и удивительно драматичная, и очень радостная. Я люблю играть пьесы, которые мне нравятся, и разделяю мнение, что музыка способна дать утешение, когда слова бессильны. Зрители услышат музыку на спектакле и поймут сами.

— Ваша героиня на глазах публики овладеет искусством игры на рояле. Почему важно на музыкальном инструменте правильно играть с малых лет?

Основы развития мелкой моторики закладываются на уровне рефлексов. Способность к освоению музыкальных навыков связана с этим напрямую. Опыт говорит, чтобы достичь хороших результатов, лучше обучаться правильно с самого начала. Умение правильно использовать тело, грамотно чередовать расслабление и напряжение – залог долгой профессиональной деятельности и хорошего здоровья любого человека. Поэтому очень важно с малых лет настроить аппарат будущего музыканта так, чтобы в последствии, когда ребенок будет расти и станет взрослым, не возникало ни физиологических, ни психологических проблем.

— А какую роль в судьбе будущего музыканта-виртуоза играют талантливые родители?

Печально, если родители пытаются воплотить свои мечты через ребенка. К сожалению, нередки случаи, когда человек вбивает себе в голову идею фикс, под которую начинает подгонять всё вокруг. Ослепленные идеей, родители не способны адекватно оценить возможности отпрыска. Идея застит им глаза, средства оправдывают цель, и ребенка начинают губить. Мой совет всем родителям независимо от степени их одаренности: реализуйтесь сами, не трогайте детей. А ваши дети пусть находят себя в том, что интересно им.

— С того мгновения, как авторитетный голос выносит вердикт: «девочка талантлива, но надо заниматься», что еще нужно, чтобы из никому неизвестного одаренного малыша вырос известный музыкант?


image description
image description

Самое главное – способности и желание самого ребенка. Вот где пригодится родительский талант: рано разглядеть дарование; найти хорошего педагога; ставить адекватные цели взвешенно и деликатно. Бесконечное разнообразие эффективных с точки зрения педагогики мотиваций, которыми детей можно привлекать к занятиям без угроз и насилия, помогут развить привычку к дисциплине и труду. Потому что работать придется много. Лично я не знаю виртуозов, которые бы овладели мастерством без ежедневного, кропотливого труда. Любовь к музыке и инструменту помогает преодолеть трудности и творит чудеса.

 

 

— А как измеряется виртуозность?

Очень просто. Виртуоз должен уметь очень быстро и громко играть – шутка. А если серьезно… Техника может быть разная — мелкая или крупная, хороший музыкант владеет ею безукоризненно. Надо быть физически выносливым, чтобы десять минут подряд играть аккорды, октавы в бешеном темпе обеими руками; закручивать трели, фиоритуры, пассажи, штрихи, нюансы… Но и этого мало. Потому что музыку пишут и играют не ради звуков, а ради смыслов и чувств. Возможности наделять звук оттенками настроений бесконечны. Способность выбрать из бесконечности наиболее органичное и выразительное, наверное, можно назвать одной из мер виртуозности.

— Несколько лет назад вы создали Центр поддержки профессионального здоровья музыкантов. Что это за проект?

Люди артистической профессии легко ранимы, а физические и психологические проблемы тесно взаимосвязаны у каждого человека. Среди профессиональных заболеваний музыканта можно назвать, например, расстройства опорно-двигательного аппарата, боязнь сцены, эмоциональный стресс, другие. Наш центр объединил высококлассных специалистов для оказания консультативной помощи, большое внимание уделяется и теме профилактики таких заболеваний. Проект по большей части социальный. Сейчас он нуждается в финансовой поддержке, мы ищем спонсоров.

— Слава и востребованность. Какой смысл для Вас в этих словах?

Чтобы прославиться, талантливым и трудолюбивым быть необязательно, достаточно иметь много денег. Известность можно купить, правила те же, что и в политике или шоу-бизнесе. Востребованность – совсем другое дело. Потому что можно не обладать сверхгромким именем, но при этом быть нарасхват. Пример – музыкальный педагог не может взять ни ученика, ни пол-ученика, потому что к нему едут со всего города. Он востребован, хотя известным на весь свет его не назовешь.

— В последнее время Вы часто выступаете в концертах вместе со знаменитым скрипачом Максимом Венгеровым. Расскажете об этом?

Я очень люблю играть в концертах с Максимом Венгеровым. Мне кажется, у нас есть взаимное чувство музыки. Потому что мы прекрасно понимаем друг друга с полувзгляда без лишних слов. Я играю на рояле с пятилетнего возраста, в шесть уже дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии, и за более чем три десятка лет мне посчастливилось общаться и работать со многими талантливыми людьми, гениальными. Могу сказать, что подобные случаи музыкального и человеческого совпадения и взаимодействия на сцене редки. Игра с Максимом счастье для меня. Понимание и доверие между нами такое, что мне не страшно с ним прыгнуть в открытый космос без подстраховки.

— Будут ли такие концерты в Швейцарии?

Недавно по приглашению дирижера Иона Марина я была в Бухаресте. Маэстро Марин живет в Швейцарии, а Максим Венгеров преподает и выступает по всему миру, в том числе и в Швейцарии. Надеюсь, что наши совместные концерты в будущем порадуют жителей этой замечательной страны, где любят и ценят музыку.

— В одном из Ваших интервью прочла: «Если не буду играть на пианино, стану писательницей». На Ваш взгляд, играть в слова так же интересно, как играть музыку?

Я много писала и пишу для периодических изданий и блогов, а в 2008 году в издательстве «Лимбус Пресс» вышла моя книга воспоминаний «Прощай, грусть!». Так что я на собственном опыте знаю, что писательство трудоемко и требует мастерства, но очень увлекательно.

— Может быть поэтому пишут известным людям?

Может быть. На этот вопрос многие искали ответ, не только Бунин, но и Фрейд. Да и каждый зритель ответит по-своему.

— Большое спасибо за интервью и удачи Вам в жизни и творчестве!

#

Текст: Марина Охримовская

Фото: (© Станислав Левшин) предоставлены продюсером гастролей – агентством Alpha FG Music

 

«Неизвестный друг»

Спектакль по произведению Ивана Бунина

4 октября, четверг в 20:00 – Цюрих – Alte Landstrasse 24, Horgen

5 октября, пятница в 20:00 – Женева – Rue de la Servette 2, Genève

Приобретение билетов: www.afgmusic.ch

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику