«Сицилийская вечерня» между ужасом и гротеском в Цюрихе
Театральный режиссер Каликасто Бийето в «Сицилийской вечерне» Джузеппе Верди фокусируется на проблеме сексуализированного насилия женщин в условиях войны. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

«Сицилийская вечерня» между ужасом и гротеском в Цюрихе

Испанский театральный режиссер Каликсто Бийето (Calixto Bieito) прославился радикальными интерпретациями классических опер. Почему контрасты «Сицилийской вечерни» Джузеппе Верди в Цюрихском оперном театре показались «Швейцарии для всех» чрезвычайными?

Премьера «Сицилийской вечерни» была в 1855-м в Париже. А мрачные события, послужившие сюжету, случились шестью веками ранее. В 1282-м на исходе марта в Палермо под вечерний колокольный звон свободолюбивые сицилийцы восстали против гнета французских оккупантов. Разъярённая толпа прикончила за ночь 2000 захватчиков. Затем поднялась вся Сицилия, повстанцы перебили или заставили бежать агрессоров и вернули себе независимость от французской короны.

Политическая опера итальянского композитора Джузеппе Верди говорит «нет» тирании, славит стремление человека к свободе. А либретто французских драматургов Эжена Скриба и Шарля Дюверье крутится в основном вокруг сложных отношений отца и сына. Интрига в том, что жестокий правитель, француз Гвидо де Монфорт (Куинн Келси / Quinn Kelsey) неожиданно узнает: молодой бунтарь Арриго (Сергей Романовский) — его внезапно обретенная родная кровь, сын сицилийской женщины, которую он когда-то изнасиловал.

Бунтовщик Арриго (тенор Сергей Романовский) в футболке цвета хаки противится уговорам внезапно обретенного отца (баритон Куинн Келси) - тирана, который когда-то изнасиловал его мать. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)
Бунтовщик Арриго (тенор Сергей Романовский) в футболке цвета хаки противится уговорам внезапно обретенного отца (баритон Куинн Келси) — тирана, который когда-то изнасиловал его мать. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

Влюбленный в прекрасную герцогиню Елену (Мария Агреста / Maria Agresta), порывистый и впечатлительный сицилийский юноша отказывается признавать во французском тиране родного отца. Но страдающий от одиночества Монфорт проявляет терпение и настойчивость. Затем череда событий заставляет Арриго изменить поведение. В многоугольнике напряжений важная роль у заговорщика и вождя повстанцев Прочиды (Александр Виноградов), который поднимает отважных на национально-освободительную борьбу.

«Сицилийская вечерня» играется в символических декорациях, дающих широкий простор фантазии. Вместе со сценой по ходу сюжета вращаются выкрашенные белой краской прямоугольные параллелепипеды, оборудованные лестницами, мостками, подмостками, системой разных дверей и задвижек, которыми артисты периодически манипулируют в течение трехчасового действа, открывая публике проёмы, глубину и содержание шестигранников, отсылающих воображение к инфраструктуре контейнерного порта.

Среди важных предметов, призванных надоумить зрителя разгадать жесткие метафоры: настоящие морды диких кабанов — их можно надевать на голову; напоминающие интерьеры супермаркета белые решетчатые клети для наказания дерзких пленников; черный ящик, видимо, источник электроэнергии, и система проводов с клеммами для пыток несговорчивых током; схожий с фрагментом дешевой сборной мебели полый белый ящик; подобный гробу с крышкой белый ящик с веревочкой, который можно возить и носить по сцене под музыку и пение.

В большом дуэте Арриго (тенор Сергей Романовский) и Елены (сопрано Мария Агреста) мольбы юноши и гневные женские реплики сменяются лирическим согласием. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)
В большом дуэте Арриго (тенор Сергей Романовский) и Елены (сопрано Мария Агреста) мольбы юноши и гневные женские реплики сменяются лирическим согласием. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

«Сицилийская вечерня» в Цюрихе как бы доходит до пределов черного и белого. Из палитры выбивается футболка цвета хаки Арриго. По мере развития сюжета возникают ассоциации с Испанской революцией и гражданской войной 1936-1939 годов, похищением джихадистами 276 девочек-школьниц в 2014-м в Нигерии, кровопролитной и разрушительной войной России против Украины, которая идет одиннадцатый год, жестоким вторжением вооруженной группировки ХАМАС в Израиль в минувшем октябре и другими трагедиями.


image description
image description

Под декоративно-живописную музыку Верди в «Сицилийской вечерне» в Цюрихе семейный и социальный конфликт, тема неизбежности восстания против тирании развиваются на фоне весьма реалистично изображаемых сцен сексуализированной агрессии мужчин против женщин. Оркестровые композиции (дирижер Иван Репушич / Ivan Repušić), хоры и сольные партии попеременно дышат скорбью, сдержанным лиризмом, гневом, жаждой мести. Где и когда происходят события, сказать трудно. Судя по видеопроекциям Аиды Ленор Гауди (Aida Leonor Guardia), это может быть Европа первой половины прошлого века.

Спектакль начинается с ужаса и оплакивания жертвы сексуализированного насилия. Изображает сексуализированное насилие мужчин над женщинами в одной из центральных сцен. И ближе к финалу наглядно прорисовывает картину похищения сабинянок римлянами. «Сицилийская вечерня» в Цюрихе богата на излюбленные рубенсовские женские формы, что вместе с типичными мужскими движениями после того, как «дело сделано», придает повествованию гротескность, характерную для преувеличений Феллини. И вряд ли режиссер Каликсто Бийето сознательно стремился к этому.

«Чтобы оправдать изнасилование сицилийских женщин, французские оккупанты в опере обращаются к мифу «Похищение сабинянок» прямо в либретто, — объясняет Бийето в интервью для MAG. — Как оккупанты, они считают, что имеют на это право, и что женщины являются их собственностью. Сексуализированное насилие используется как оружие во всех войнах. Но это происходит и в так называемой мирной жизни. В последнее время я много узнал о групповых изнасилованиях в разных странах, например, в Индии, Испании. Я считаю это невероятно жестоким и примитивным».

«Сексуализированное насилие в условиях войны можно заказать, — говорит правозащитница и врач Моника Хаузер (Monika Hauser) журналистке MAG в другом интервью. — Такое насилие часто называют «оружием» войны, потому что оно может специально применяться для достижения определенных политических или военных целей, например, для террора или изгнания населения, или даже его истребления, как было, например, в Боснии и Герцеговине, Руанде или на севере Ирака. Когда становится известно, что вражеские солдаты насилуют женщин, это может привести к бегству целых деревень.

«Помоги, пожалуйста, мне страшно». Фильм Хелены Шмид и Яны Андерт

Сексуализированное насилие наблюдается и независимо от войны. Его причины кроются в патриархальных пережитках нашего общества, которые дискриминируют, обесценивают, вредят женщинам. Поэтому подобная агрессия повсеместно распространена не только во время войн. Стремясь к достижению определенных целей, война применяет сексуализированное насилие как метод, военное руководство может поощрять такие действия своей армии, тем более, что когда государство и право подчинены войне, это обычно позволяет военным преступникам избежать наказания».

Моника Хаузер родилась и выросла в Швейцарии. Получила медицинское образование в Австрии и переехала в Германию. В 1993 году она основала в Кельне женскую правозащитную организацию Medica Mondiale e. V., которая по всему миру защищает права девочек и женщин, пострадавших от сексуализированного насилия. В 2008 году за работу с травмированными женщинами из кризисных регионов Хаузер получила премию «Правильный образ жизни» (Right Livelihood Award), известную как альтернатива Нобелевской премии. В том же году в Швейцарии создали Фонд Medica Mondiale для финансовой поддержки Medica Mondiale e. V. и просвещения людей, которые защищают права женщин.

Кровь и страдания жертв взывают к отмщению, народный вождь Джованни да Прочида (бас Александр Виноградов) поднимает восстание под звон колоколов к вечерне. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)
Кровь и страдания жертв взывают к отмщению, народный вождь Джованни да Прочида (бас Александр Виноградов) поднимает восстание под звон колоколов к вечерне. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

«В Германии каждые два-три дня партнер или бывший партнер убивает женщину, — приводит пугающую статистику Моника Хаузер. — Мы видим это повсюду, независимо от этноса, религии или культуры. Есть международное законодательство, которое признает сексуализированное насилие во время войны военным преступлением и призывает страны, которые входят в ООН, расследовать и наказывать за такие злодеяния. К сожалению, на практике это работает плохо, часто не хватает политической воли, человеческих и финансовых ресурсов. Слишком мало медицинских, психосоциальных и юридических услуг, в которых нуждаются выживших после насилия женщины. Это касается Германии, Швейцарии и других стран».

Если предположить, что каждая третья женщина в Германии и Швейцарии подверглась сексуализированному насилию, как утверждает Моника Хаузер, то пережившие это были и среди зрительниц в Цюрихском оперном театре, и среди артисток на сцене. Чрезвычайно преувеличивая и доводя до крайностей, играя с историей, мифом, политикой, «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди в постановке Каликсто Бийето обличает, взывает к состраданию и решительному действию.

Марина Охримовская

Изображения:

Театральный режиссер Каликасто Бийето в «Сицилийской вечерне» Джузеппе Верди фокусируется на проблеме сексуализированного насилия женщин в условиях войны. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

Бунтовщик Арриго (тенор Сергей Романовский) в футболке цвета хаки противится уговорам внезапно обретенного отца (баритон Куинн Келси) — тирана, который когда-то изнасиловал его мать. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

В большом дуэте Арриго (тенор Сергей Романовский) и Елены (сопрано Мария Агреста) мольбы юноши и гневные женские реплики сменяются лирическим согласием. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

Кровь и страдания жертв взывают к отмщению, народный вождь Джованни да Прочида (бас Александр Виноградов) поднимает восстание под звон колоколов к вечерне. (© Herwig Prammer / Verdis «I vespri siciliani» am Opernhaus Zürich)

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику