«Бессмертный полк». Что в памяти тебе моей?
«Бессмертный полк». Что в памяти тебе моей?
Новости, Общество

«Бессмертный полк». Что в памяти тебе моей?

«Бессмертный полк» - движение, возникшее в 2012 году в провинциальном Томске, поддержано в России многими и широко шагнуло за границу. Что объединяет разных людей? Желание сберечь память ради мира? Или что-то иное? Предлагаем поразмышлять об этом.

Марши «Бессмертного полка», когда люди 9 мая идут колоннами по улицам с фотографиями умерших предков, уже вошли в историю. В этот день Россия ежегодно отмечает «праздник победы Красной армии и советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Мероприятие активно освещается СМИ. Есть тут и другое, негромкое направление.

Напиши свою историю

О нем можно узнать на сайте «Бессмертного полка». Здесь создают народную летопись «поколения Победителей». Как это делается? Людям предлагается рассказать о родственниках, умерших и выживших на фронте и в тылу в период с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го (независимо от конфессии, этничности, политических взглядов и т. д.). Это могут быть как участники сражений, так и мирные граждане, взрослые и дети. Можно опубликовать документы, фотографии, воспоминания.

Имеет значение выбор региона. Потому что конкретная семейная история вначале попадает к региональному координатору, он одобряет публикацию. Автор может свою запись редактировать. Читать и смотреть – любой. Отдельное направление – поиск. Здесь подскажут как и где искать сведения об «участниках Великой Отечественной войны (Второй мировой), воевавших против немецко-фашистских захватчиков и их союзников, не вернувшихся с войны».

Где искать людей из прошлого?

Например, Минобороны РФ выложил в интернет 425 тысяч архивных документов Красной Армии на сайте «Память народа» и другую информацию. Обобщенный банк данных «Мемориал» (тоже при участии Минобороны) хранит почти 17 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях и 20 млн именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне. Международная служба розыска «Arolsen Archives» опубликовала 13 млн документов из концентрационных лагерей, другие сведения о преступлениях национал-социализма. А на сайте «Бессмертный барак» — свидетельства репрессий, более 1,8 млн имен людей, репрессированных в СССР с октября 1917-го по 1991 гг.

Что в этих именах?

На 5 сентября текущего года в летописи «Бессмертного полка» более 90 «регионов» в разных местах планеты и более 450 тысяч имен. Что за цифрами? Посмотрим, например, с точки зрения населения СССР. Перепись 1939 года насчитала 170,6 млн советских граждан. Если допустить, что на сайте начиная с 2012 года публиковались в основном их потомки, то это четверть процента. Надо полагать, эти рассказы – ценный источник сведений для тех, кто изучает общество, стремится понять, о чем хотят помнить и сказать люди.

(© Florian Wiedemann)
(© Florian Wiedemann)

Зарегистрированное в 2015 году движение «Бессмертный полк России» имеет сходные цели. На ресурсе с логотипом «Сбербанка» собираются данные о ветеранах Великой Отечественной войны и их потомках. Напоминается, что к событию причастны почти 34,5 млн людей, из которых 25 млн погибли, попали в плен или пропали без вести. Тут же можно посмотреть снимки 1941-1945 гг. от сайта «История России в фотографиях» и получить памятное видео, заполнив профиль.


image description
image description

Похожие по названиям «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России» объединяют заявленное стремление сохранять память поколений и участие в мемориальных маршах 9 мая. И если в интернете семейные истории и, например, открытые архивы Минобороны доступны только пользователям виртуального пространства, а газеты и книги – уединенным любителям чтения, то публичные демонстрации потомков с портретами предков реально видны многим. Что за ними?

Освободительный контекст

На одно и то же явление люди могут реагировать по-разному. Закономерно и марши «Бессмертного полка» вызывают различные чувства и мысли. Чтобы сформулировать собственные, наверное, самое правильное – думать и чувствовать самому. Общее, тем не менее, складывается из частного. Так и история, независимо от величины, пишется конкретными именами. Мы тоже внесли лепту. На Schwingen.net недавно вышла статья «Бессмертный полк. Впечатления швейцарского студента».

https://schwingen.net/bessmertnyj-polk-vpechatlenija-shvejcarskogo-studenta/

 

Настоящий текст стал продолжением темы. Итак, «Бессмертный полк» проходит 9 мая по России многотысячными маршами и более чем в 80 государствах за рубежом. А идее нет и 10 лет. Быстро набирает популярность то, что нужно людям. Особенно быстро – если это совпадает с интересами государства, тем более, если оно стремится, как сегодня в России, все контролировать. В 2012-м «полк» начинался с гражданской инициативы. Уже на следующий год он был поддержан во многих российских городах.

Могло ли это остаться без внимания власти? Тем более, без внимания российской власти? Даже рутинное соблюдение мер безопасности в местах массового скопления народа требует присутствия государства. Что уже говорить о почине, который по своей сути содержит национальный, общественно-политический, читай, освободительный контекст. Естественно, что российское государство его возглавило. И в 2015 году с портретом отца-фронтовика Путин шагает впереди Московского «Бессмертного полка».

Многоликая правда

Итак, есть признаки, что власть поддерживает идею сохранения личной памяти людей. И если, например, в западных странах – Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, других – это дело обычное, то для России – новое. Государство, для которого недавно многоликий народ был сырьем в топке паровоза к гипотетическому вперед, как бы поворачивается к людям человеческим лицом. Приоткрывается еще вчера совершенно секретное. И маленькое, семейное, личное тоже оказывается бесценным для большой истории страны. Хотя бы так – с портретом раз в году.

(© Florian Wiedemann)
(© Florian Wiedemann)

А теперь вопросы. Все ли так как выглядит? Действительно ли российские граждане и российское государство 9 мая становятся ближе друг другу? Насколько искренне власть печется о написании объективной истории военного поколения? В самом ли деле ей интересна та правда, которая у людей на душе? Их чаяния? Разочарования? Или государственный интерес преимущественно в том, чтобы соблюдались приличия? Чтобы показать, мол, в России есть определенные обычаи и порядок? Никто и не спорит — есть. И есть неочевидное.

На службе рекламы

Из-за чрезвычайной политизированности и деликатности темы – Вторая мировая война (Великая Отечественная) ранила в России, как и на иных бывших советских и других территориях, многие миллионы семей – для иллюстрации наших субъективных рассуждений привлечем работу «Официальная политика памяти в современной России: юридическое измерение», А. А. Дорская и А. Ю. Дорский, «Вестник Санкт-Петербургского университета» за 2018 год.

Для исследования формальной политики памяти авторы применяют бесстрастный научный метод. То есть умозаключения делаются на основе анализа наблюдаемых и измеряемых вещей — официальных документов: нормативно-правовых актов и решений органов исполнительной власти, которые формируют политику памяти в РФ. И хотя предмет изучения, как говорится, на злобу дня, подход заведомо обеспечивает уважение к чувствам людей и нахождение в правовом поле. Каким образом?

(© Florian Wiedemann)
(© Florian Wiedemann)

А таким, что изучаются поступки органов власти, в частности, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 26.09.2015 по 26.09.2017 (юридические лица в отличие от физических чувствами не одарены). Так вот, госорган проверял безобразия в рекламе. Зафиксировано 103 эпизода распространения рекламы с, возможно, оскорбительными образами. Ученые все проанализировали и отобрали то, что относится к истории: 1) Великой Отечественной войне; 2) Октябрьской революции и Гражданской войне (1917-1922); 3) более ранним годам (источник здесь).


image description
image description

«Родина-мать зовёт!»

Остановимся на фактах, как современные россияне используют в рекламе образы, связанные с 1941-1945 гг. Если государству такое поведение не нравится, оно извещает людей через законы и подзаконные акты, судебные решения, другие официальные заявления. И что же? Оказывается, больше всего коммерсанты любят использовать в рекламе плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». С этим госслужба разбиралась в Твери, Ярославле, Челябинске, Краснодаре, других городах.

За два года Родина-мать призывала сдавать металлолом, путешествовать за границей, делать ремонт, устанавливать газовое оборудование, покупать одежду, пить пиво, короче, заплатить деньги и жить хорошо и лучше. А ФАС это не очень нравится. Аргументы разные. В Твери, например, провели опрос на сайте: большинство ответивших (51%, 491 голос) решили, что такое применение плаката обидно. Другие чиновники доверяли личной интуиции и практике.

Оскорбительные образы

Как образец – фрагмент решения Омской ФАС: «Использование в рекламе… изображения, сходного с описанием Родины-матери, дискредитирует саму идею единения народа в Великой Отечественной войне… является оскорбительным как по отношению к памяти, так и к ныне живущим ветеранам … превращает знаковый символ эпохи Великой Отечественной войны в искаженный образ, использованный в продвижении услуг конкретной турфирмы».

А волгоградский завод «Пивовар» рекламировал пенный напиток с помощью известного монументального образа Родины-матери Е. Вучетича и георгиевской ленточки. Непорядок. Антимонопольная служба решила, что «используется оскорбительный образ, который принижает значимость идеи, вложенной в создание памятника «Родина-мать зовет!» и георгиевской ленты, а также может оскорбить ветеранов Великой Отечественной войны».

Памяти ничто не чуждо

Рекламодатели не прочь также использовать изображения ордена Отечественной войны, медали «Золотая звезда», портреты персон, похожих на маршала С. М. Буденного, генералиссимуса И. В. Сталина, образы нацисткой символики. Так обнаружив на рекламе юридических услуг портрет рейхсминистра Й. Геббельса, Кемеровская ФАС назвала это «оскорблением советского народа и памяти жертв Великой Отечественной войны, популяризацией идеи нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений».

(© Florian Wiedemann)
(© Florian Wiedemann)

О чём это говорит? Видимо, о том, что личная память живая и ей ничто не чуждо (грусть, достоинство, самоирония, глупость, пафос). Подведем итоги. Советский период истории важен для россиян. Бизнес уверен, что исторические образы способны вызывать у человека сильные эмоции и желание покупать товар или услуги. А государству неприятны попытки рынка призвать советское на службу коммерции. Применение «не по назначению» образов, которые важны для формирования официальной коллективной памяти, власть решительно объявляет оскорбительным.

Лучше быть гордым

И получается, что стремление человека к прибыли (благополучию) «заведомо унижает идеалы героического прошлого». То есть, как нас учили в СССР: лучше быть бедным, но гордым. А если по современному: «отношения купли-продажи рассматриваются как уничтожающие идеи воинской славы, дискредитирующие идеалы патриотизма и противоположные чувству гордости за свою родину… идеалы можно воспринимать только с крайней степенью серьезности, никакие элементы комического в их отношении недопустимы».

Таким образом государство канонизирует советские исторические образы, наделяет священным смыслом, побуждает молиться на них. Параллельно сам российский народ объявляется «хранителем памяти и продолжателем дела ветеранов Великой Отечественной войны». При этом официальная политика памяти в России не столько охраняет воспоминания о пережитом, сколько конструирует необходимый государству образ прошлого. В таком положении Великая Отечественная война оказывается противопоставленной Второй мировой.

Что помнить, что забыть

Подчеркнем, что мнением самих ветеранов никто не интересовался. Да их уже почти и нету среди живых. За ветеранские переживания выдается представление чиновников об этих чувствах. А в случае, если отношение людей к историческим событиям не вписывается в казенные стандарты, то это решительно пресекается или игнорируется. Поощряется только то, что совпадает с политикой государства, что, по его разумению, продвигает цели власти. За идеалы мирного времени преподносится патриотизм войны.

(© Florian Wiedemann)
(© Florian Wiedemann)

Относительно коммерции, «Бессмертный полк» и сам твердо возражает против такого использования. А политика, похоже, вне компетенции стоящих у истоков движения. Потому что российская власть «лучше знает», что людям положено помнить, а что забыть. Что же касается мемориальной летописи, лично я думаю, что человеческие судьбы важны для понимания истории. Несмотря на угрозу насильственной гибели, люди продолжали любить друг друга и во время войны, из-за чего и родились наши матери и отцы и тот, кто пишет и читает эти строки.

История пишется людьми

Хорошо, что люди рассказывают свои семейные истории. Хорошо, что есть те, кто помогает их сберечь. Думается, Нобелевская премия Светлане Алексиевич этому подтверждение. Технический прогресс подарил нам возможность хранить и обрабатывать огромные объемы информации. Немыслимое вчера, реально нынче. И нет никаких оснований сомневаться, что наши поступки, характеры, судьбы сформируют завтра. А пропагандистская ложь и политический заказ померкнут в свете закона больших чисел. Потому что время всегда на стороне мира.

Потому что в России, Украине, Беларуси, Польше, Израиле люди пишут свои истории. Пишут их жители стран-участников Антигитлеровской коалиции (Великобритания, США, Франция, Австралия, Канада, другие). Пишут в странах бывшего нацистского блока (Германия, Италия, Япония, другие). Потому что память важна для человека, а во Второй мировой войне участвовали 62 государства (80% населения планеты). И 2 сентября 1945 года люди договорились о мире. И победили войну. Строго говоря, поколение Победителей — все жители земного шара. На май 2019 года нас уже более 7,7 млрд.

#

Текст: Марина Охримовская

Фото: Флориан Вайдеманн (© Florian Wiedemann), студент Цюрихского университета, преподаватель — доктор филологических наук Ольга Буренина-Петрова. Снимки сделаны в Санкт-Петербурге 9 мая 2018 года.

Литература:

Дорская, Александра А., Дорский, Андрей Ю. 2018. «Официальная политика памяти в современной России: юридическое измерение». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 2: 124–138. https://dspace.spbu.ru/handle/11701/10306

Дополнительно:

https://www.moypolk.ru/ustav-polka
https://pamyat-naroda.ru/about/
https://arolsen-archives.org/ru/
https://bessmertnybarak.ru/
https://obd-memorial.ru/html/?utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net&utm_referrer=https%3a%2f%2fschwingen.net
https://www.polkrf.ru/

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику