Федерико Феллини в Цюрихе. От рисунка к фильму
«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

Федерико Феллини в Цюрихе. От рисунка к фильму

Сначала он рисовал их цветными фломастерами на бумаге. А затем после серии метаморфоз живёхонькие и здоровёхонькие герои и сцены фильмов появлялись на киноэкране. Об этом выставка «Федерико Феллини. От рисунка к фильму» в Кунстхаусе Цюриха.

Изобразительное искусство лучше всего смотреть самому. А «Швейцария для всех» расскажет коротко, почему это интересно. Тем более, когда еще представится такая возможность? Ведь предыдущая выставка Феллини в Цюрихе была в 1984-м еще при жизни мастера. Он умер в Риме в 1993 году. Больная раком лёгких Джульетта Мазина пережила мужа на пять месяцев.

От рисунка к фильму

Федерико Феллини родился в 1920 году в Римини, на побережье Адриатического моря. В 17 перебрался во Флоренцию, через год в Рим. Снял дешевое жилье рядом с вокзалом, зарабатывал карикатурами для прессы, текстами для варьете, рекламы, радио. В радиостудии и встретил актрису Джульетту Мазину. В 1943-м они поженились и прожили вместе 50 лет…

«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich
«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

Будучи заядлым рисовальщиком, Федерико сначала придумывал своих персонажей и сцены. Затем рисовал их на бумаге цветными фломастерами, шариковой ручкой или маркерами. После чего фантазии мастера приобретали реальные очертания на съёмочной площадке. Далее следовало сакраментальное «Мотор!» и кинокамеры начинали наматывать сотни метров кинопленки.

И послал корабли

Кроме самой жизни, кино, сцен и декораций, Феллини интересовали главным образом киногерои. Рисование стало для него, сценариста и режиссера, одним из способов развития их характеров. Вот, например, гротескный Великий Герцог на бумаге, а вот персонаж-маска собственной персоной в исполнении актера Фьоренцо Серра в кинофильме «И корабль плывёт…» (E la nave va).

Экран на 138 минут скрестил комедию, драму, фарс и гротеск. И послал на дно два корабля — мировую культуру и Австро-Венгерскую империю. Загадочная символика нацелилась на события 1914 года, когда 19-летний боснийский серб Гаврило Принцип застрелил в аннексированном шестью годами раньше у Боснии и Герцеговины Сараево эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда и его жену.


image description
image description

Через месяц Австро-Венгрия объявила Сербии войну. За четыре года её участниками стали 38 стран. В Первой мировой погибли почти 10 миллионов военных и приблизительно столько же мирных людей. Эту войну, неурожай 1918 года и экономический кризис история видит среди причин Русской революции и распада Австро-Венгерской империи. Похоже, что пули-дуры той войны достали наше время.

Шесть дней в неделю

Сегодня в Швейцарии о войне России против Украины рассказывают телевизор, радио, газеты, украинские беженцы, число которых в стране превысило 60 тысяч. Ожидается, что к концу года их может стать вдвое больше, потому что жестокая война станет еще ужаснее. Также звучат обещания, что к концу осени 2022-го ситуация на российско-украинском фронте будет определеннее.

А пока что лето. Под мирным небом Цюриха в двух дворцах музея на Heimplatz шесть дней в неделю открыты выставки изобразительного искусства. И среди них до 4 сентября — волшебный мир «Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Билет также позволяет взглянуть на постоянную коллекцию. А по средам доступ к сокровищам культуры бесплатный для всех посетителей!

Почти 500 экспонатов

Расположенная на верхнем этаже нового здания Чипперфильда экспозиция занимает площадь 600 квадратных метров и выглядит роскошной по форме и содержанию. Быстрые наброски, по всей вероятности, помогали Феллини ориентироваться в творческом пространстве. Он также использовал их, чтобы наглядно объяснять свои идеи съемочной группе.

«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich
«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

Свидетельством тому — почти 500 экспонатов: рисунки, фотографии, письма, костюмы и реквизит, афиши и трейлеры фильмов. Вот, например, на снимке 1974 года 54-летний маэстро в Риме на правах умудренного сединами указывает 42-летнему Андрею Тарковскому направление взгляда. Тот выглядит пораженным.

Подбор помнящих Феллини предметов призван помочь пролить свет на творческий метод прославленного итальянца. Большинство уникальных экспонатов-рисунков временно переместились в музейные залы из коллекции Якоба и Филиппа Киил (Jakob and Philipp Keel).

С 1950 по 1990 годы режиссер и сценарист Федерико Феллини создал два десятка кинокартин. С тех пор прошло треть века, изменилось многое, а киношедевры по-прежнему будят мысли и воображение талантов и поклонников. Причем большое прошлое кинематографа, как и столетие назад, сохраняет актуальность и смотрит в будущее.

Взгляд в будущее

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — фразу в разных вариантах приписывают фюреру Русской революции Владимиру Ленину. Якобы в 1922 году он так и сказал первому наркому просвещения Страны Советов Анатолию Луначарскому. Причем технологии давно сделали «важнейшее» искусством массового поражения. А интернет еще добавил силы. Чем во всю пользуется и пропаганда.

«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich
«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

В чём же особенность долговременной творческой тайны Феллини? Наверное, каждый видевший его кинофильмы отвечает на этом вопрос с точки зрения собственного опыта. А выставка в Цюрихе «Федерико Феллини. От рисунка к фильму» лишь обращается к нам языком вещей, чтобы зритель мог сам дорисовывать вчера и сегодня и получить возможность заглянуть в завтра.

«Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1960), «Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1973), «Город женщин» (1980) и другие легенды кинематографа, сменяя черно-белый или цветной кадр 24 раза в секунду, изобразили на мировом киноэкране галерею карикатур на время. Они не только про Италию, но и о западных ценностях века. И нашего века тоже.


image description
image description

И рухнут старые стены

В 1984 году Феллини на вершине славы. 4 «Оскара», 2 «Серебряных льва», «Золотая пальмовая ветвь», 5 «Серебряных лент» и другие награды. А вышедший в 1983-м «И корабль плывёт…» получил четыре премии «Давид ди Донателло»: за лучший фильм, сценарий, операторскую работу, лучшую работу художника. На вернисаж, посвященный творчеству Феллини, в Цюрих приезжает Федерико собственной персоной.

«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich
«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

Почти тогда же в Киеве был фестиваль Феллини. В один из дождливых дней в маленьком кинотеатре старого города показывали «Репетицию оркестра». «Ужасное везение», — смеялся мой приятель, хоровой дирижер, знаток церковных песнопений. Он понимал, что говорил. Потому что в конце под ударами чугунного шара для сноса зданий на экране рухнула стена старого храма.

Через треть века этот огромный тяжелый шар прилетит ко мне в Цюрихе. И на нем будет раскачиваться легкая и нежная обнаженная Майли Сайрус в «Трех сестрах» режиссера Тимофея Кулябина. И далекая «Репетиция оркестра», близкая песня Майли, талант актеров новосибирского театра «Красный факел» и обыкновенное чудо в очередной раз разрушат четвертую стену между мной и не мной.

…А моего певчего спутника из кинотеатра за промокшими стенами старого Киева я пережила. Он уже тридцать лет поет на небе.

Марина Охримовская

Изображения:

«Федерико Феллини. От рисунка к фильму». Вид на выставку. Kunsthaus Zürich, 2022 Foto © Franca Candrian, Kunsthaus Zürich Werke © 2022, ProLitteris, Zurich

Феллини, сластолюбец: от рисунка до фильма он изображал женщин и мужчин со вкусом и иронией. Werke © Sammlung Jakob und Philipp Keel © Kunsthaus Zürich

При подготовке публикации использованы материалы © 2021 Kunsthaus Zürich

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Марина Охримовская

Комментарий Стаса Домбровского. Он украинский актёр и блогер, пропагандист борьбы со СПИДом, ВИЧ-инфекцией и наркотической зависимостью. Вообще-то Стас живет в Одессе. А сейчас из-за войны России против Украины находится в Швейцарии.

«Как мне нравится вспоминать, ещё больше, чем жить, впрочем, особой разницы нет», — говорит Иво Сальвини, персонаж последней снятой Федерико Феллини притчи Голос Луны. Побывавшему на выставке графических работ Маэстро Феллини в Кунстхаусе — будет что вспомнить. К примеру — себя. Объяснюсь: на верхнем этаже Кунстхауса, «совсем как луна, она и есть луна», между прозрениями Ван Гога, любовью Моне и Дега к счастью, угловатой истиной Пикассо и бесконечно короткими влюбленностями Модильяни, живет история жизни одного отдельно взятого Гения. Имя ему Федерико Феллини.

Но что такое Гений спросите вы? Имеет ли право так называться тот или иной человек и чем это обременительное прозвище заслуживают? Я думаю, в ответе на этот вопрос все до невозможного просто: в случае с Феллини он не возникает и не стоит, как вопрос в принципе. Это вам не солдат у виселицы. Это аксиома, она больше напоминает акт о помиловании.

Любой, кто посмотрел хотя бы одну экранизированную притчу Мастера, этого вечного мальчика с побережья Адриатического моря, влюблённого в цирк и единственную женщину, знает: Чудак жил собой, жил для всех, был счастлив сам и подарил это счастье другим. Он был свободен, честен, максимально реализован при жизни, его любили и ненавидели так же искренне, с такой же силой таланта, с какой он имел смелость обнажать свою душу.

Это ли не Гений в полноте? В конце концов, ощущение мира, свойственное лично маэстро, было настолько индивидуальным и захватывающим, что само по себе создало уникальный стиль в кинематографе, специальное обозначение для которого «Felliniesque, феллиниевский».

И ещё: у Федерико была настоящая совесть, которая работала до поступка, а не после него. В каждой картине Феллини, сквозь феерию и не лишённый абсурда смысл, виден точный расчёт, конечная цель, вывод, суть художественного повествования: «То, что я делаю есть конец духовной бедности»

Да уж, Маэстро заставлял своими произведениями прозреть слепого и взмолиться подонка.

Не все фильмы Феллини классика, но все его творения чистилище для души. Его стоит смотреть, когда тебе хочется жить вечно и особенно когда жить вечно ты устал. Выставка, к которой я привёл вас, своими наивными сентенциями и скоропостижными выводами — обладает харизмой Гения. Вот почему я описываю не ее, а то о чьём она внутреннем мире, да что там мире — Вселенной.

Как объяснить своему другу, товарищу, знакомому почему ему стоит посмотреть «Восемь с половиной»? Как после просмотра «Сладкой жизни» ответить на вопрос «а о чем фильм»? Так и с этой выставкой в Кунстхаусе Цюриха. Чем больше слов, тем меньше смысла.

Вот вы заходите, се Человек, вы внутри его мировоззрения. Здесь его рисунки, костюмы, смыслы, схема архитектуры храма, его судьба, его Любовь, вся его жизнь. Четко сконструированная структура путешествия видна невооруженным глазом, вы начнете за упокой, окончите за здравие. Выставку готовил человек явно «в теме».

Выходя, обязательно вернитесь в одиночество Ван Гога, любовь Моне и Дега к счастью, угловатой истине Пикассо и бесконечно коротким влюбленностям Модильяни, по соседству с которыми, буквально — среди этого, словно экранизация всего вышеперечисленного — уместно поместился мальчик с берега Адриатического моря, влюблённый в искусство, как в одну единственную женщину, имя которой Жизнь.

Федерико Феллини жив, значит, жив и я. С этим ощущением вы покинете мир Гения, но Гений оживет и поселится в Вас самих.

Критики не любили Феллини. Зато Феллини любил критиков. Маэстро остался любим, имена критиков нам не знакомы. Хороший пример для оборачивающихся на лай. Федерико было что отдавать, он продолжает это делать и после физической смерти. Он ждёт вас там, между… А теперь приходите на выставку. Приезжайте в Цюрих и любите Швейцарию в себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.