Городской пейзаж Марии Помянской: искусство как игра
Книга «Мария Помянская: 100% Ренессанс» вышла в швейцарском издательстве Tria и рассказывает об архитектуре одного из районов Цюриха – Züri West.
В красивом полноцветном альбоме — фотографии картин художницы Марии Помянской и тексты нескольких авторов. Статья Вадима Левина стала основой рассказа для schwingen.net.
Архитектура как мотив
Откуда Ренессанс в третьем тысячелетии? Почти семь веков назад итальянские живописцы создавали дополнительное пространство, изображая на стенах дворцов и храмов элементы городского пейзажа. Фрески Джотто ди Бондоне (1267-1337) дали импульс «арифметизации пространства». Архитектурные мотивы украшали и рукописные манускрипты.
В 1445 году первый топограф Европы Иоганн Гутенберг запускает печатный пресс. Постепенно печатные книги и эстампы приходят во многие дома. От выступления богослова Мартина Лютера 31 октября 1517 года в Виттинбергском университете берет отсчет Реформация. Его коллеги Жан Кальвин в Женеве и Ульрих Цвингли в Цюрихе развивают новое вероучение…
Об этом написаны библиотеки. Благодаря интернету доступ к ним простой. Поэтому наметим значимое для нас.
Город-мечта
Эпоха глобального значения выплавляется в Европе в «огне войн и эпидемий» приблизительно с XIII по XVII века. Дерзкие мысли о новом, более совершенном мироустройстве, мечты об идеальном городе-государстве захватывают философов и деятелей искусств. Идеи выражаются в новой эстетической доктрине. Урбанистические фантазии стимулируют архитектурные открытия.
Шаг за шагом формулируются основные законы перспективы, ее оптическая и математическая теория. А значит художники и архитекторы получают необходимый инструментарий для отображения архитектурных проекций на плоскостях. Замыслы становятся реальностью. И городской пейзаж начинает развиваться как полноценное художественное направление.
Создание «города-мечты» становится самостоятельным жанром. Альберти, Браманте, Микеланджело… Европейская городская среда обретает новые великолепные черты во Флоренции, Риме, Париже, Кёльне, других урбанистических доминантах Ренессанса. К этому времени техника масляной живописи эволюционировала и совершенствовалась столетиями.
Когда мгновение остановилось
Двадцатый век стал переломным: изобретение и распространение фотографии и кинематографа полностью изменили роль живописи, освободив старинное искусство от игры в необходимость отображать быстротекущие мгновения. А время закономерно предложило игру в новые философские задачи. Назову только одно имя.
Малевич. Он начинал чертежником. Строгая красота технического рисунка способна очаровать многих. Особенно в ранних работах Малевича легко увидеть чертежи и схемы, лишенные глубокой смысловой нагрузки. Именно игра в бессмысленность и беспредметность увлекала художников-авангардистов начала минувшего столетия.
А вскоре миру является «Черный квадрат». И теперь уже ясно, что картины Малевича и ряда его современников окончательно и бесповоротно повлияли на искусство и в том числе архитектуру XX века.
Водовороты смыслов
Прошло сто лет. Сейчас современный художник просто обязан погрузить зрителя в бесконечный поток и водоворот смыслов. Марии Помянской это удается вполне: по информационной насыщенности ее картины можно сравнить с новейшей литературой. Они играют цитатами. Умейте только читать.
Подобно полотнам старых мастеров, индустриальные пейзажи Марии Помянской несут закодированные послания современникам и потомкам. Расшифровку можно начинать с простого: «WOW», «Springer», «OTICF» и так далее… Сложное — алгебра, геометрия, музыка мегаполиса XXI века — пространства для жизни, работы и любви — в линиях, формах, цвете.
В итоге мы наблюдаем диалог с традицией, поп-культурой, современными классиками. А среди авторов, особенно повлиявших на стиль художницы, хотелось бы назвать Ричарда Дибенкорна (Richard Diebenkorn), Уэйна Тьебо (Wayne Thiebaud), Пита Мондриана (Piet Mondriaan).
Метод — реализм
Истоки направления искусства Помянской надо искать в реализме. И в первую очередь, вероятно, социалистическом. Коренная москвичка, представитель художественной династии Помянских в третьем поколении, она выросла в Советском Союзе. Но пафос социалистического реализма Марии глубоко чужд. Зато в её палитре — роскошь доброй иронии.
Именно хорошее чувство юмора, крылатое чувство свободы от идеологических оков, штампов, подтекстов позволяют художнице легко и весело играть со многими живописным «измами» XX-го века: кубизмом, абстракционизмом, поп-артом, минимализмом и так далее. И притом оставаться в рамках проверенного временем реализма.
Москва — Тель-Авив — Цюрих
А что подсказывает живопись? В советской России было две главные живописные школы: московская и «питерская» или ленинградская. Мария Помянская закончила легендарное Московское академическое художественное училище памяти 1905 года и является ярким представителем именно московской школы.
Смелая пастозная манера, гармоничная цветовая гамма, яркие пятна открытого цвета — характерные черты живописи Помянской. Увлекательная игра с рисунком и классическими законами перспективы добавляет работам уникальной выразительности.
Выпускница Иерусалимской академии искусства и дизайна и Цюрихской высшей школы искусств Мария Помянская много посвятила видео-арту. Поклонники этого искусства знают её работы «Очки», «Мытье головы», «Железные глаза», «Нос» и другие. Занимают художницу и эксперименты с абстрактным, беспредметным. Продолжается экзистенциальный поиск: кто я, где, зачем?
Шифры на каждом шагу
Таким образом появление альбома «Мария Помянская: 100% Ренессанс» совершенно логично в творчестве художницы. Ведь что есть современное искусство? Не вечная ли игра в имиджи* и смыслы? Удача в ней любит улыбаться тому, кто придумывает новые правила. Кто находит свой уникальный путь среди проторенных дорожек и преград.
И часто ходы игры под названием «искусство» зашифрованы в окружающей реальности. Нужно только присмотреться.
#
Основой публикации послужила статья Вадима Левина «Городской пейзаж Марии Помянской: искусство как игра» для книги «Maria Pomiansky: 100% Renaissance», фото картин тоже из этой книги.
- Городской пейзаж Марии Помянской: искусство как игра - 5 октября 2020
- Картонная магия художника Вадима Левина - 13 июля 2020
Авторы фотографий: © Эстер Матис (Esther Mathis), Йон Еттер (Jon Etter), Миклош Клаус Роча (Мiklós Кlaus Рózsa), Вадим Левин
Под редакцией Schwingen.net
*Имидж (от англ. Image) — образ, изображение, отражение.
Maria Pomiansky
https://mariapomiansky.wordpress.com/
«Maria Pomiansky: 100% Renaissance»
240×335 mm 188 pages, thread stitching German, English, Russian
Editor: Maria Pomiansky, Antonie Angerer, Ann-Viktoria Eschbach, Sonja Zagermann
Design and typesetting: Sonja Zagermann tria publishing platform, Zurich-Beijing, 2018 ISBN 978-3-906899-04-6
https://www.tria.ch/
Поделитесь публикацией с друзьями