Маэстро Урюпин: после Чайковского бис невозможен
Люцернский летний фестиваль, «Музыка для будущего». Российским национальным молодежным симфоническим оркестром руководит Валентин Урюпин. Сергей Догадин исполняет партию скрипки. 10 августа 2021 г. (© Peter Fischli / Lucerne Festival)
Искусство

Маэстро Урюпин: после Чайковского бис невозможен

«Шестая симфония потрясла пленительной горячкой жизни. А Концерт Чайковского для скрипки окрасился блистательными современными штрихами», - делились впечатлениями почтенные меломаны.

В Люцерне до 12 сентября Летний международный фестиваль классической музыки. Мировые и молодые звезды приглашают на различные концерты — за четыре недели их будет более ста. Традиционно пройдут тематические дискуссии и академические мастер-классы. Нынешнее событие приобретает особый символизм. Потому что привычные ритмы жизни возвращаются с прекрасной музыкой.

Открытия происходят прямо сейчас: в первый фестивальный день в программе «Музыка для будущего» играл Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО). Это второе выступление нового коллектива за пределами России. Первое было в июне в Золотом зале венского Музикферайна. И будут новые в России и за рубежом.

Оркестр

РНМСО создан при Московской филармонии в 2018 году. Проект поддержан Фондом президентских грантов и Министерством культуры РФ. В коллективе более ста одаренных юношей и девушек из 42 российских регионов. Средний возраст музыкантов 25 лет. С ними работают наставники из ведущих оркестров России, Франции, Нидерландов, Швейцарии, США, Израиля, Германии, других стран.

Оркестр с успехом выступает в разных залах России. Так с августа прошлого года сыграно четыре десятка концертов в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, других российских города. Планировались гастроли в Париже, Люксембурге, Мюнхене, Франкфурте, но, к сожалению, по известным причинам их пришлось отложить, как это происходило с подобными событиями во всем мире.

А концерт в Люцерне состоялся. И зрители после него устроили овацию. Очень приятно, что Швейцария и Россия нашли возможность, и юный российский симфонический оркестр сыграл на всемирно известной сцене Люцернского фестиваля, который ведет историю с 1938 года. Открывшийся в 1998 году концертный зал имеет почти 1900 мест и прославился превосходной акустикой.


image description
image description

Чайковский

Вечером 10 августа в этом великолепной зале российские музыканты исполнили произведения Петра Ильича Чайковского: Концерт для скрипки с оркестром и Симфонию N 6 «Патетическую». Национальным молодежным оркестром дирижировал Валентин Урюпин. Партию скрипки играл Сергей Догадин.

Несколько слов о шедеврах великого русского композитора.

Петр Ильич написал Концерт для скрипки с оркестром в швейцарском селении Кларан близ Монтрё, где он восстанавливался после депрессии. Знатоки музыки предполагают, что вдохновению 38-летнего сочинителя служило общение с хорошими людьми и прекрасные швейцарские виды. Концерт называют среди лучших творений русского музыкального искусства.

Строгий на концерте симфонический оркестр на репетиции выглядит более многоликим. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром руководит Валентин Урюпин. Концертный зал Конгресс-центра в Люцерне. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)
Строгий на концерте симфонический оркестр на репетиции выглядит более многоликим. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром руководит Валентин Урюпин. Концертный зал Конгресс-центра в Люцерне. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)

А «Патетическая» впервые была исполнена в Санкт-Петербурге 28 октября 1893 года. Дирижировал сам автор. А далее последовала щемящее сердце трагедия: через девять дней Чайковский скоропостижно скончался, вероятно, от холеры. Память об этом обостряет восприятие бессмертного произведения, а его возвышенная патетика продолжает исцелять и вдохновлять.

Скрипач

Сергей Догадин родился в 1988 году в семье музыкантов. На скрипке занимается с пятилетнего возраста. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, брал мастер-классы у Захара Брона, Вадима Репина, других выдающихся педагогов. В 2014-м с отличием окончил Концертную аспирантуру Высшей школы музыки в Кёльне. Продолжает обучение у Бориса Кушнира в Венском университете музыки и исполнительских искусств. Победитель многих конкурсов, Догадин выступает с концертами по всему миру, сотрудничает со знаменитыми музыкантами и оркестрами.

Дирижер

Валентину Урюпину 35 лет. Он изучал игру на кларнете и оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории, ассистировал Валерию Гергиеву и Владимиру Юровскому. Как кларнетист выиграл более двадцати конкурсов, много выступал в разных странах и все более увлекался дирижированием. Работал с оркестром musicAeterna, который основал Теодор Курентзис. С 2015 года руководил симфоническим оркестром в Ростове-на-Дону, а в 2017-м победил на Международном конкурсе дирижеров сэра Георга Шолти.

Урюпин сотрудничает с Новосибирским театром оперы и балета, Государственным симфоническим оркестром России имени Евгения Светланова, симфоническим оркестром Московской филармонии, оркестрами Женевы, Брюсселя, Турина, Пекина, Праги, Минска, Алма-Аты и многими другими. С этого сезона Валентин Урюпин — главный дирижер и музыкальный руководитель московского театра «Новая опера». А 21 и 24 июля и 1 августа 2022 года маэстро будет дирижировать оперой Умберто Джордано «Сибирь» в Фестшпильхаузе Брегенца (Festspielhaus Bregenz).

Репетиция

Мне выпал уникальный шанс присутствовать в Люцерне на репетиции Российского национального молодежного симфонического оркестра. Музыканты вышли на сцену и заняли свои места: скрипки и альты, виолончели, контрабасы, флейты, фагот и гобой, валторны, трубы и тромбон, литавры и барабан… Они расположились полукругом, чтобы хорошо видеть дирижера, и чтобы он видел их.

После чего музыканты стали как бы договариваться со своими инструментами, проверять их самочувствие, настраивать на правильный лад. Дирижер на сцене похож на мага. По его воле проявлялись, расцветали во времени и угасали музыкальные фрагменты. Люди словно будили музыку, вызывали шаманством из партитур, инструментов. Деликатнее, мрачнее, отчетливее… и музыка постепенно просыпалась, вздыхала, вскрикивала и всхлипывала, оживала, готовясь открыть миру свои тайны.

Успеху навстречу

После репетиции мы побеседовали с маэстро Урюпиным о музыкантах и музыке.

— Вы выступаете с легендарными оркестрами на прославленных сценах разных стран, работаете со многими именитыми артистами, в том числе Теодором Курентзисом и Робертом Уилсоном. Что для Вас значит участие в Люцернском фестивале?

«Для меня это большое и приятное событие, думаю, как и для каждого артиста», — ответил российский дирижер. И пояснил, что это всегда так — в Люцерне, Лондоне, Москве, Магнитогорске или Хабаровские, встреча со зрителями волнительна для музыканта. Потому что есть ответственность перед людьми, у которых определенные ожидания. А предвкушение творческой радости от концерта — особенное чувство.


image description
image description

Далее Валентин Урюпин рассказал, что Российским национальным молодежным симфоническим оркестром он впервые руководил более года назад. С тех пор вместе сыграно много разного репертуара. Будущее талантливого коллектива тоже выглядит привлекательно. Он состоит из лучших молодых российских инструменталистов, старательно трудится и растет не по дням, а по часам.

Волнующая свежесть

Концерт Петра Ильича Чайковского для скрипки с оркестром прославил многих музыкантов. Он исполняется часто, входит в программу Международного конкурса имени Чайковского. В 2019 году скрипач Сергей Догадин награжден на этом престижном музыкальном соревновании в Москве I премией и золотой медалью. Виртуозный Концерт в его исполнении сохраняет волнующую свежесть.

Так происходит, если музыкант играет произведение с любовью. «Я тоже впервые услышал знаменитый Концерт на конкурсе Чайковского. Мне тогда было около восьми лет, — вспоминает Урюпин. — С тех пор слушаю его часто, сам играл неоднократно как оркестрант, дирижировал, и всегда чувствую благоговение от прикосновения к музыке высочайшего полета».

Люцернский летний фестиваль, «Музыка для будущего». В Российском национальном молодежном симфоническом оркестре играют музыканты не старше тридцати лет. 10 августа 2021 г. (© Peter Fischli / Lucerne Festival)
Люцернский летний фестиваль, «Музыка для будущего». В Российском национальном молодежном симфоническом оркестре играют музыканты не старше тридцати лет. 10 августа 2021 г. (© Peter Fischli / Lucerne Festival)

Время раскрывать замыслы

— На международных фестивалях программа «Музыка для будущего» дарит бесценный опыт талантливой молодежи из разных стран. У Российского молодежного оркестра богатый репертуар. Почему для Люцернского фестиваля выбраны именно Концерт для скрипки с оркестром и Шестая симфония Чайковского?

«Это канонические произведения русского репертуара, — пояснил дирижер. — Далее, когда оркестр дебютирует, тем более на мировой сцене, важно, чтобы музыканты чувствовали себя свободно, уверенно. А Концерт и Шестую симфонию Чайковского оркестр играл неоднократно».

Артисты рады поделиться лучшим из своего репертуара. Однако Концерт Чайковского для скрипки с оркестром публика впервые услышала в 1878 году, а «Патетическую» в 1893-м. С тех пор искусство успело в космос слетать и вернуться на землю. Насколько эстетика и правила игры конца XIX века близки началу века XXI? Ведь записей тех лет нет.

Для музыкантов связь традиции и интерпретации широкая тема. Что касается великих дирижеров середины XX века, например, Мравинского, Светланова, Кондрашина, из объяснений маэстро Урюпина следует, что их интерпретации актуальны и сегодня. Тогда как, например, эстетика исполнения Бетховена или Моцарта в последнее время меняется. Оказалось, что авторский замысел способен раскрываться со временем.

Новые знания и смыслы

К наследию у общества традиционно большое внимание. Эксперты кропотливо изучают бесценные свидетельства. И новые знания помогают глубже и точнее понять замысел композитора. Одновременно свобода самовыражения позволяет сохранить простор для интерпретации. Так возникает гармония между авторской идеей и сегодняшним взглядом.

Интересно было бы понять, как, например, менялись темпы? Стали ли музыканты играть в среднем быстрее? Всё-таки сегодня многие инструменты получили новые качества.

Именно поэтому музыка Шумана, Шопена, Мендельсона (вторая четверть XIX века, — прим. ред.), не говоря о более ранней, часто исполняется на исторических инструментах. Это позволяет нам приблизиться к звучанию музыки тех времён.

На фестивале классической музыке в Люцерне этим летом будет сыграно более ста концертов. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)
На фестивале классической музыке в Люцерне этим летом будет сыграно более ста концертов. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)

А если говорить о Рахманинове, Шостаковиче, Стравинском, то инструменты за последний век изменились, может, и не так сильно, но заметно выиграли в качестве. Например, теперь музыканты могут играть на духовых с отличной интонацией. Наверное, это одна из главных примет современного исполнения по сравнению с премьерным: то, что касается ансамбля, интонации и класса духовиков в частности.

То есть сегодня музыка Чайковского исполняется на более совершенных инструментах, чем полтора века назад. А мастерство артистов и современные знания наделяют искусство новыми смыслами.

Невидимые струны

На концерте видно, что дирижера и музыкантов как бы связывают невидимые струны. Руководитель оркестра словно наделяет исполнителей своей энергией, увлекает и ведет за собой, по-новому интерпретируя давно и хорошо знакомое. Полифония дает простор воображению: мажор может быть очень трагическим, минор светлым. А настроения музыки, музыкантов, зрителей связаны не напрямую. И в этом тоже залог ошеломляющей новизны.

— Будет ли оркестр играть на бис?

«После Шестой симфонии Чайковского бис мне представляется невозможным», — ответил Валентин Урюпин.

Задаваясь вечными вопросами, исторические шедевры собирают тысячные залы, воодушевляют и окрыляют многих. А какие темы занимают современных композиторов? Назовем несколько имен: Йорг Видман, Джон Кулидж Адамс, Леонид Десятников, Стивен Райх и многие другие пишут сегодня интересную музыку для больших оркестров.


image description
image description

В репертуаре Российского национального молодежного симфонического оркестра немало современных произведений. И есть надежда, что будут новые концерты, в том числе и в Швейцарии. Пожелаем молодым музыкантам удачи!

#

Марина Охримовская

Спасибо музыкальному менеджеру и драматургу Маркусу Вилеру (Markus Wyler) за помощь в подготовке материала.

Изображения:

Люцернский летний фестиваль, «Музыка для будущего». Российским национальным молодежным симфоническим оркестром руководит Валентин Урюпин. Сергей Догадин исполняет партию скрипки. 10 августа 2021 г. (© Peter Fischli / Lucerne Festival)

Строгий на концерте симфонический оркестр на репетиции выглядит более многоликим. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром руководит Валентин Урюпин. Концертный зал Конгресс-центра в Люцерне. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)

Люцернский летний фестиваль, «Музыка для будущего». В Российском национальном молодежном симфоническом оркестре играют музыканты не старше тридцати лет. 10 августа 2021 г. (© Peter Fischli / Lucerne Festival)

На фестивале классической музыке в Люцерне этим летом будет сыграно более ста концертов. 10 августа 2021 г. (© Schwingen.net)

# Lucerne Festival 

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику