Музыка времени — «Рэгтайм» Милоша Формана
Литклуб, Охрантология

Музыка времени — «Рэгтайм» Милоша Формана

Первые билеты на первый киносеанс были куплены более ста лет назад. С тех пор кино стало не только самым популярным развлечением уже ушедшего тысячелетия, но и весьма своеобразным видом искусства. Предлагаю взглянуть на проблемы современности глазами кинозрителей. На экране - «Рэгтайм» Милоша Формана. 

Есть мнение, что среди обязательных примет суперфильма — искренность, исповедальность. Создавая такое кино, режиссер как бы «примеряет» чужую судьбу на себя.

Милош Форман и Пражская весна

Милош Форман родился в Чехословакии в 1932 году. С начала 50-х профессионально занимается кино. После послабления чешской идеологической удавки режиссер и сценарист Форман буквально упивается творческой свободой. Высмеивая коммунистический режим, он соединяет фарсовую комедию, жесткий реализм, приемы из практики французской «новой волны». Итог «чешского периода» — сатирическая лента «Бал пожарных».

На крыльях «пражской весны» в 1967-м Форман эмигрирует в США, в Голливуд. Не пройдет и четыре года, как фильм «Отрыв» принесет ему признание Международного кинофестиваля в Каннах.

К середине 1970-х годов в Америке сложилась крайне угнетенная атмосфера. В основном это было вызвано поражением во вьетнамской войне и отставкой президента Никсона после уотергейтского скандала. Мрачные настроения американцев отразились во впечатляющих фильмах. «Разговор» (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, «Китайский квартал» (1974) Романа Полански, «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) Милоша Формана и «Таксист» (1976) Скорсезе стали историей второго «золотого века» Голливуда.

В 1975-м Форман впервые вошел в пантеон оскароносцев — «Пролетая над гнездом кукушки» покоряет вершину кинематографической славы. Через девять лет коллекцию Милоша пополнит новый «Оскар» — за ленту «Амадей». Вышедший на экраны между этими триумфами  «Рэгтайм» (1981) не столь известен и не увенчан блистательной мировой славой. Фантазия Формана в этом фильме оттолкнулась от художественной идеи одноименного романа американского писателя Эдгара Лоренса Доктороу. Панорамное повествование и поэтика «ретро», воссоздающие социальные драмы Америки начала ХХ века, воплощены посредством кинематографа.


image description
image description

Очередное «американское чудо»

Это была эпоха очередного «американского чуда». В начале века США выходят на первой место в мире по объему промышленной продукции, техническому оснащению предприятий, производительности труда.

В 1901-м американским президентом становится видный республиканец Теодор Рузвельт. Он считал, и история подтвердила его правоту, что государство должно регулировать отношения между трудом и капиталом. Рузвельт проводит реформы, ставшие началом так называемой «прогрессивной эры». Во внешних отношениях США ориентируются на политику, названную в последствии политикой «большой дубинки».

Следующий президент Уильям Тафт экономические реформы продолжил. Что же касается внешней политики, то «большая дубинка», вызвавшая недовольство в странах Латинской Америки и самих США, заменена «дипломатией доллара».

Рождение Голливуда

Приблизительно в это же время небольшая киногруппа чикагской фирмы У. Зелигера приезжает для натурных съемок фильма «Граф Монте-Кристо» в Калифорнию, в местечко Голливуд. Вскоре здесь появляется первая студия. В начале 1910-х сюда стекаются многие мелкие кинопредприниматели. Их привлекают яркое солнце круглый год, богатая и разнообразная натура, удаленность от всесильного монополиста и киномагната Томаса Эдисона. Через десять лет Голливуд становится признанной фабрикой кинозвезд, столицей мирового кино и символом американского процветания.

Однако Америка с ее красотами и контрастами не главный герой «Рэгтайма». Подобно Чехову и Достоевскому Доктороу, а за ним и Форман обращаются к большой трагедии «маленького человека», и… разрушают блистательный американский образ.

Именно страсти и пороки

Именно земные человеческие страсти, пороки, чувство собственного достоинства, сомнения, похоже, и есть главный предмет исследования в «Рэгтайме». Это, видимо, и продолжение темы, так выпукло и ярко разработанной в «Пролетая над гнездом кукушки». И все же «Рэгтайм», пусть даже не менее трагичный и может быть даже более «социально-значимый», если говорить о проблеме терроризма вообще, а для Америки и нынешней России в частности, смотрится менее пронзительным, чем его звездный предшественник.

Постер к фильму «Рэгтайм». Источник: Dino De Laurentiis Company. Автор и правообладатель: Dino De Laurentiis Company. (Используется в данной статье для рекламы фильма)
Постер к фильму «Рэгтайм». Источник: Dino De Laurentiis Company. Автор и правообладатель: Dino De Laurentiis Company. (Используется в данной статье для рекламы фильма)

«Рэгтайм» — это фильм о… Убил — отомстил. Око за око. Зуб за зуб. Судьба, конечно, обманет. Что же, так и будет бесконечно продолжаться эта страшная, бессмысленная, невероятно правдоподобная история среди роскошных декораций?

Очарование модернизма

Декорации, «вещи» в «Рэгтайме» тоже участники сюжета. Изысканный столовый мебельный гарнитур, великолепный, блестящий так, что кажется чувствуешь его бензиновый запах, автомобиль, безумно ценная библиотека с ее уникальной коллекцией… Следуя традициям модернизма, очаровывая миром совершенных и прекрасных вещей, Форман как бы околдовывает зрителя атмосферой срежиссированных самой жизнью коллизий на грани политического гротеска и «черного» юмора.

Опьянение успехом, иллюзия предчувствия счастья чернокожего пианиста-виртуоза беспардонно и жестоко разрушаются. Он этого не вынес, погиб. Сколько еще судеб сломает одуряющая зависть к чужому благополучию?

Экран не сверкает «звездными» именами. Разве вот только невысокий, плотно сбитый, рыжеватый Джеймс Кэгни, корифей голливудского гангстерского кино и сосед Формана по Голливуду. Когда-то Кэгни «работал» на экране напористо и энергично, этакий комок насилия (история свидетельствует, что фильмы с его участием очень уважал «гангстер» Иосиф Сталин). У Формана ныне уже покойная 82-летняя «звезда» появился в небольшой роли комиссара полиции.


image description
image description

Вперед и вспять

Что касается откровенных примет Америки 80-х, то они в «Рэгтайме» в глаза не бросаются. Разве только общее состояние тревоги и «несправедности жизни» после просмотра фильма?

…В 1980-м президентский пост получает бывший губернатор штата Калифорния и голливудский актер Рональд Рейган. Это был поворот к консерватизму во внутренней и внешней политике. Чтобы очухаться от политического и экономического кризиса, США проводят жесткий курс сокращения расходов и сбалансированного бюджета. «Отпускаются» цены, с предпринимателей снимаются ограничения, установленные законами об охране окружающей среды.

Во внешней политике США преобладает конфронтация. Ситуация усугубляется после начала советской военной операции в Афганистане, введения военного положение в Польше и размещения ракет СС-20 в ряде социалистических стран Юго-Восточной Европы и в западных районах СССР. США в свою очередь размещают в Западной Европе крылатые ракеты и ракеты средней дальности. Новая фаза гонки вооружений грозит перенестись в космос…

«Рэгтайм» — фильм психологический, философский. Он метафоричен и в то же время погружен в повседневный быт времени. Экранное действие рождается и умирает под музыку джаза. Наверное, трудно найти более точный образ времени, текущего сразу вперед и вспять…

2002 г.

#

Текст: Марина Охримовская

Иллюстрации:

В качестве титульного фото использован кадр из кинофильма «Рэгтайм» Милоша Формана

Постер к фильму «Рэгтайм». Источник: Dino De Laurentiis Company. Автор и правообладатель: Dino De Laurentiis Company. (Используется в данной статье для рекламы фильма)

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику