Пережить потерю с музами театра «Synthese»
Актеры поют и танцуют в спектакле под страстную музыку Астора Пьяццоллы, что добавляет повествованию пряных красок. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Пережить потерю с музами театра «Synthese»

Вам знакомо чувство утраты? Потери разрушают привычную жизнь, губят надежду и причиняют нам горе. А переживая его, человек создает новую картину мира и вновь обретает надежду.

Многоликая потеря

Искусство вглядывалось в утраты, кажется, от сотворения мира. Древнегреческая Антигона теряет мать, отца и двух братьев, а затем и сама ценою жизни расплачивается за право предать земле родного по крови человека. Потеряв отца, шекспировский Гамлет, натворив бед, прощается с жизнью. А, например, король Лир теряет власть и прозревает — ему открываются простые человеческие истины.

Потеря многолика и разнообразна. Герои чеховского «Вишневого сада» теряют старую Россию, Россию Раневских и Гаевых. Череда лишений сопровождает булгаковских Мастера и Маргариту в иной мир. Надо полагать, что похожие переживания испытали и те, на чью долю выпало исчезновение СССР, когда советский строй канул в Лету. Чувство потери привычного образа жизни хорошо знакомо и эмигрантам.

И сейчас современники войны России против Украины становятся свидетелями новых тяжелых, невосполнимых утрат.

О переживании потери и знаменитая пьеса «Брошенные музы» драматурга Мишеля Марка Бушара. Рецензия не откроет секрет, бережно сохранит интригу, потому что спектакль надо смотреть.

Три сестры и брат «разыгрывают» перед зрителями семейную историю, каждый исполняет определенную роль из прошлого. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)
Три сестры и брат «разыгрывают» перед зрителями семейную историю, каждый исполняет определенную роль из прошлого. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Итак, четверо взрослых, которые, естественно, из детства, потеряли когда-то родителей. И хотя события происходят в захолустной канадской глубинке, Вторая мировая война дотянулась и до этих богом хранимых мест.

История вымышленная, а координаты — конкретные.

Нам для счастья надо

В Квебеке, в полутысяче километров от Монреаля, где живет почти два миллиона человек, среди лесов, озер и рек затерялся городок Сен-Людже-де-Мило (Saint-Ludger-de-Milot). Сейчас там около 650 обитателей. А полвека назад было немногим больше. Школа, почта, торговая лавка, церквушка с органом, живописные окрестности и вести с большого света. Что еще для счастья надо?


image description
image description
Виталий Манский: «Русским на войне» не место на красной дорожке»
| Искусство, Общество

Виталий Манский: «Русским на войне» не место на красной дорожке»

«Русские на войне». Документальный фильм Анастасии Трофимовой появился в программе Цюрихского кинофестиваля (Zurich Film Festival) девятнадцатого сентября. Через неделю дирекция...


Такие крошечные селения, где каждый чих на виду, есть в любой стороне. Немало их и в Швейцарии. Тесные связи всех со всеми предлагают обитателям укромных уголков свою мораль и шаблоны поведения. Глубинке нравится крепко держаться за «приметы старины», не бросаться в объятия новомодного. Вот в таком пространстве закручивается и развивается сюжет на жёстком поводке отношений.

В пьесе действие «Брошенных муз» происходит в 1965 году, в последний день Великого поста — Великую субботу — накануне дня, когда Христос воскрес из мёртвых. Спектакль «Synthese» сохраняет единство места и времени. Мы останемся в стенах уединенного дома на протяжении полуторачасового действа с антрактом. Однако война отодвинута на 10 лет, режиссер помещает героев в 1975-й.

Наше представление о себе и то, что другие думают о нас, может быть различным. Истина где-то рядом. Насколько мы готовы узнать её? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)
Наше представление о себе и то, что другие думают о нас, может быть различным. Истина где-то рядом. Насколько мы готовы узнать её? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Казалось бы, треть столетия утекло, как вода реки, навсегда. И вроде бы новый добрый мир давно построился: у каждого героя нашей истории своя судьба. Единственная и неповторимая. Хотя и искалеченная ранним сиротством. Понятно, люди недаром говорят: время лечит. А если в прошлом страшная тайна? Насколько она может влиять на настоящее и будущее человека?

На русском языке

Впервые к «Брошенным музам» создатель и режиссер швейцарского театра и студии «Synthese» Анжелика Оберхольцер-Смирнова обратилась в 2010-м. Тогда спектакль вышел в Швейцарии на немецком. А 22 июня 2022-го три сестры и брат в поиске ответов на вопросы из изувеченного лишениями прошлого заговорили в зале «Weisser Wind» в Цюрихе по-русски.

Театр испокон века пытается объяснить необъяснимое. Наводит оптический прицел на людские чувства и поступки. Показывает, что они могут иметь гораздо большее значение, чем мы думаем. Например, старшая в семье Катрин (Анжелика Оберхольцер-Смирнова), казалось бы, не покладая рук заботится о младших. А что получается? Куда заводит героев лабиринт желаний, чувств, заблуждений?

Люк наряжается в женское платье, воссоздавая в воображении свою мать. Куда ведут фантазии? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)
Люк наряжается в женское платье, воссоздавая в воображении свою мать. Куда ведут фантазии? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

И действительно ли Мартина (Анна Магард) и Люк (Антон Жерздев) освободились от домашних химер, перебравшись в другой город или даже на другой континент? Или они продолжают холить и лелеять «ласковых и нежных зверей» из детства, которое всегда рядом? И не потому ли возникает впечатление, что праздник идет мимо? Хотя сестре, кажется, всё же удается держаться за землю, в отличие от брата.

То ли дело — Изабель (Мария Ренч). Она взахлеб, с блеском в глазах, раскачивается на качелях противоречивых чувств. В четверке самопровозглашенных изгоев жизни эта половозрелая малышка поначалу выглядит наиболее отверженной и, одновременно, наиболее естественной и свободной. К концу спектакля, когда тайное станет явным, именно с ней произойдет существенная метаморфоза.

Под тяжестью легкокрылого слова

Открывая всему миру большую сказку маленькой канадской семьи, Бушар словно повторяет вслед за Библией: «Первые станут последними, а последние — первыми». И получается, что извращенная, сконструированная истина может в мгновение ока рассыпаться от легкокрылых слов, за которыми следуют поступки, привычки, характеры и судьбы.

Создатель театра и студии «Synthese», режиссер Анжелика Оберхольцер-Смирнова поместила психодраму канадского драматурга в декорации пылающей страстью музыки аргентинца Астора Пьяццоллы. Современный сценический танец объединил разные стили. Что позволило выразить через пластику чувства и эмоции персонажей, переплетая элементы джаза, драматического и традиционного танца.

Неопределенное прошлое предлагает настоящему как любовь и прощение, так и ловушку взаимных зависимостей. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)
Неопределенное прошлое предлагает настоящему как любовь и прощение, так и ловушку взаимных зависимостей. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Актеры русской студии театра «Synthese» талантливо рассказали необыкновенную историю, в которой нить человеческой жизни подвешена на утрату, тайну, заблуждение, веру, надежду, любовь. После спектакля, как и положено в хорошем театре, остаются вопросы. Судья ли я прошлому моему? Оно ли судья мне? Могу ли изменить к нему отношение?


image description
image description
Виталий Манский: «Русским на войне» не место на красной дорожке»
| Искусство, Общество

Виталий Манский: «Русским на войне» не место на красной дорожке»

«Русские на войне». Документальный фильм Анастасии Трофимовой появился в программе Цюрихского кинофестиваля (Zurich Film Festival) девятнадцатого сентября. Через неделю дирекция...


И главное. Могут ли люди построить более чистосердечное, разумное, гуманное общество? По-моему, театр в это верит, стремится к такому будущему. А что думаете вы?

И в заключение большое спасибо помощнику режиссера и звукотехнику Марине Мурашко, светотехнику Георгию Давыдочкину, художнику по свету Веронике Степановой. Потому что у света и звука в театре тоже роли большие.

Марина Охримовская

Спектакль русской студии театра «Synthese» «Брошенные музы» («Les Muses orphelines») по пьесе Мишеля Марка Бушара можно посмотреть этим летом — 30 июня и 1 июля — в зале Weisser Wind, Zürich (CH). Начало в 19:30. Больше информации — на сайте театра.

Изображения:

Актеры поют и танцуют в спектакле под страстную музыку Астора Пьяццоллы, что добавляет повествованию пряных красок. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Три сестры и брат «разыгрывают» перед зрителями семейную историю, каждый исполняет определенную роль из прошлого. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Наше представление о себе и то, что другие думают о нас, может быть различным. Истина где-то рядом. Насколько мы готовы узнать её? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Люк наряжается в женское платье, воссоздавая в воображении свою мать. Куда ведут фантазии? Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

Неопределенное прошлое предлагает настоящему как любовь и прощение, так и ловушку взаимных зависимостей. Русская студия театра «Synthese». Цюрих, 22 июня 2022 г. (© Ekaterina Rubtsova)

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику