Пианист Андрей Гаврилов: в начале была музыка
Искусство

Пианист Андрей Гаврилов: в начале была музыка

Андрей Гаврилов – всемирно известный пианист и дирижёр. Родился и вырос в Москве. В Московской консерватории был среди любимых учеников Льва Наумова. В 18 лет Андрей выиграл Первую премию на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. В том же 1974 году он играл на Зальцбургском фестивале вместо захворавшего Святослава Рихтера.

Исполнительскую манеру юноши назвали гениальной.

А далее — музыка длинною в жизнь. В последние годы Андрей Гаврилов живет в уютном доме вблизи Цюриха. Под ногами земля. Над головою — Небо. Рядом только самые близкие — жена, сын, друзья. Детское сердце эмоции, глубинные секреты преодоления человеком собственной сущности отрываются в размышлениях о развитии философии музыки. И воплощаются в гармониях звуков и знаков.

Мы заранее условились, что Андрей Гаврилов ответит письменно.

Наше время – время синтеза

— Андрей, в Библии можно прочесть, что в начале было слово. Или все-таки музыка?

Андрей Гаврилов: Разумеется — музыка. Это же очень просто. Слово воспринимается с помощью логики. Даже если оно произнесено до появления пространства. Музыка и интонация воспринимаются еще до окончания самого короткого «слова». Логика включается потом. Поэтому — музыка первична, слово вторично.

— Ваша автобиографическая и философская книга «Чайник, Фира и Андрей» переведена на несколько языков. Почему решили выразить себя в слове?

А. Г.: Музыкальный язык недостаточен для нашего времени, как недостаточен и язык литературный. И тот, и другой имеют серьезные ограничения как носители информации. Наше время — время синтеза. Мы расширяемся, соответственно, чем больше языков использует творец, тем полнее картина познания и выражения современного мира и человека.

 

 

Обнять космос человека

— Вы уехали на Запад в 1985-м. К выбору свободы, кажется, чуть ли ни Горбачев причастен. Какое музыкальное произведение ближе памяти тех событий? Может быть, Мусоргский? Почему?


image description
image description

А. Г.: Да, Михаил Сергеевич стал одним из самых близких членов моей семьи с тех самых пор.

Наиболее близки мне те сочинения, где сочетаются глубокая философия, новаторские музыкально-художественные идеи и сила гуманизма. Таких произведений для фортепиано очень мало. Среди них «Картинки с выставки» Мусоргского, сумевшего обнять космос русского человека от дохристианской эпохи до пророческого видения будущего.

Музыка во времени и вне его

— В начале 2000-х — триумфальная встреча с другой Москвой. Что тогда определило выбор концертных программ? И… насколько XXI веку близки Гендель и Бах?

А. Г.: Я никогда не «выбираю программы» в отрыве от моего внутреннего процесса развития в музыке. Только моя духовная жизнь определяет программы выступлений.

Гендель принадлежит времени. Его сочинения интересны и ценны как воплощение в музыке менталитета и мировосприятия героического, «царственного» характера индивидуальности высшего европейского света эпохи барокко.

Бах не принадлежит времени, он космичен и вневременен, что ставит его в отдельный музыкально-философский космос, где он один. Как «пятый евангелист», выразивший христианство музыкальным языком, равно, как и мировоззрение глубочайшей души светского европейского человека христианского мира эпохи барокко.

(Из личного архива Андрея Гаврилова)
(Из личного архива Андрея Гаврилова)

— Ещё через десятилетие — турне по городам России и Украины. Воды немного утекло, а настроения другие. Так чем отличается, скажем, Рахманинов тогда и сегодня?

А. Г.: «Отличается» не Рахманинов, а растущий человек-исполнитель. Пришло время, когда я обнимаю всех прекрасных композиторов (их не так много, к сожалению), как собственных детей. Тогда они начинают звучать свободно, глубоко, адекватно. Больше рост и глубина исполнителя — адекватнее идеям творцов звучат их материализованные в звуке музыкальные мысли.

Философия музыки и жизни

— С музыкой в Вашем исполнении мировые студии записали более 70 дисков. Многие CD вошли в «Золотые коллекции», часто их называют эталонными. У «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха на музыкальном сервисе Spotify миллионы прослушиваний. Почему для записи «тут и сейчас» из музыкальной Вселенной Вами выбираются «Картинки с выставки» Мусоргского, «Симфонические этюды» Шумана, Соната си минор Листа? Как это происходит? И что дальше?

А. Г.: Глубоких философских опусов трагически мало в фортепианной литературе. Самые яркие среди них, выразившие почти утопические задачи, как художественные, так философские и технические, это «Картинки с выставки» Мусоргского, Симфонические этюды Шумана и Соната си минор Листа. Они выразили во всей полноте картину сознания их творцов. Со всей, выстраданной и высказанной ими философией жизни каждого автора.

Последние три года жизни я отдал этим произведениям, которые по сей день не были расшифрованы в их философской, литературно-поэтической, художественной глубине, не были исполнены в их утопической, идеалистической, футуристической красоте, в предельно сложном, почти «невозможном» для человека, техническом выражении.

Живая душа музыки

— Вы играете в Тонхалле Мааг Цюриха 12 и 13 апреля в сопровождении Филармонического камерного оркестра Берлина под управлением Михаэля Цукерника. Вас и этот коллектив можно услышать на сценах Швейцарии и Германии. Чем музыка пожелает поделиться с миром в Цюрихе в Пасхальные дни?

А. Г.: Сочинение становится великим, когда композитору удается выразить в нем наиболее полно свое сознание. Даже всю картину подсознания. Петр Ильич в Первом концерте высказал себя во всей полноте, со всеми потаёнными мечтами, страданиями, радостями, даже предвидением собственного конца. Предсказал трагическую развязку своей жизни.

Первый концерт Чайковского — это не фортепианный концерт, а сам Петр Ильич. Поэтому каждый раз, исполняя это произведение, мы вызываем в мир живую душу композитора и проживаем с ним его жизнь. Это редкое, всегда уникальное, неповторимое переживание, дающее много сил, пищи для «ума и сердца».

— Спасибо большое за интервью. Удачи Вам в творчестве и жизни!

#

Публикацию подготовила Марина Охримовская

Фотографии из личного архива Андрея Гаврилова

Видео: Культурный Канал Андрея Гаврилова, YouTube

Osterkonzert

Die Moldau, Tschaikowsky 1. Klavierkonzert, Dvořák 9. Sinfonie «Aus der Neuen Welt»

Philharmonisches Kammerorchester Berlin Michael, Zukernik Leitung

Andrei Gavrilov, Klavier

So, 12.04.20, 16:00 Uhr (продажи приостановлены, даты будут уточнены после решений Confédération Suisse)

Mo, 13.04.20, 15:30 Uh (продажи приостановлены, даты будут уточнены после решений Confédération Suisse)

Tonhalle Maag — Zahnradstrasse 22, 8005 ZÜRICH

Veranstalter Concert Media

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику