В фокусе кинокамеры от нацизма до наших дней. Praesens-Film AG
Пионеры швейцарского кинематографа - Герман Халлер (Hermann Haller), Леопольд Линдберг (Leopold Lindtberg), Эмиль Берна (Emil Berna), Франц Влазак (Franz Vlasak) (v.l.n.r.). Egon Priesnitz. (© Cinémathèque suisse)
Искусство, Общество

В фокусе кинокамеры от нацизма до наших дней. Praesens-Film AG

Швейцарская кинокомпания Praesens-Film AG отмечает столетний юбилей. Её кинопродукция оказалась особо востребованной в 1930-е и 1940-е. Про что снимали тогда истории в Швейцарии и как они перекликаются с нашими роковыми?

С тех пор, как в 1895 году Луи и Огюст Люмьер объявили об изобретении синематографа, кинокамера записывает время. В Цюрихе об этом рассказывает выставка в Национальном музее «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». Запомните имена пионеров швейцарского кинематографа: Лазарь Векслер и Вальтер Миттельхольцер. Их судьбы удивительны.

Мостостроитель и кинодеятель

Лазарь Векслер (Lazar Wechsler) родился в 1896 году в польском городе Пётркув, который относился к Российской империи. Через месяц после 18-летия юноши началась Первая мировая война. Мать с двумя сыновьями находилась в Швейцарии. У них было австрийское гражданство, и опасаясь войны, они остались в нейтральной стране. После окончания Высшей технической школы Цюриха (ETH) Лазарь работает инженером в мостостроении.

В 1923-м он получает швейцарский паспорт, после чего в 27 лет радикально меняет судьбу. 19 марта 1924 года Лазарь Векслер вместе с Вальтером Миттельхольцером основали в Цюрихе кинокомпанию Praesens-Film AG. Швейцария тогда была медвежьим углом кинематографа. Зато уже к концу 1930-х, благодаря успехам Praesens-Film, обрела достойную репутацию среди творцов важнейшего из искусств. Векслер прожил 85 ярких лет и скончался в Цюрихе в 1981-м. А Praesens-Film жива.

Авиатор и кинооператор

Уроженец Санкт-Галлена Вальтер Миттельхольцер (Walter Mittelholzer) на два года старше своего товарища Лазаря. Сын пекаря, он после школы учился на фотографа. Когда парня призвали в Швейцарскую армию, то направили в ВВС. Первым практическим заданием юного авиатора стал полет на французском биплане Farman за 6,5 километров из Дюбендорфа в Клотен и фотосъемка с высоты 1000 метров.

Потом было много таких задач в небе Швейцарии. Вальтер исправно служил до 1918-го. Далее, получив лицензию на гражданские полеты, он занимается пассажирскими рейсами и пилотажными экспедициям, в частности, при его участии были сделаны первые аэрофотоснимки полярного Шпицбергена. С 1920-го он является директором и главным пилотом швейцарской авиакомпании Ad Astra Aero, которая затем стала национальной компанией Swissair.

Вальтер Миттельхольцер, около 1918 г. (Die Schweiz von damals, Flugaufnahmen von Walter Mittelholzer, Weltbild-Verlag, Olten 2005)
Вальтер Миттельхольцер, около 1918 г. (Die Schweiz von damals, Flugaufnahmen von Walter Mittelholzer, Weltbild-Verlag, Olten 2005)

В 1928-м Миттельхольцер на немецком Юнкерсе F13 сделал более 100 аэрофотоснимков над западным Средиземноморьем. 8 января 1930 года он первым пролетел над высочайшей африканской горой Килиманджаро, к тому же сделал с высоты около 6200 метров аэрофотоснимки кратера Кибо, которые вызвали фурор после публикации в журналах.


image description
image description

В 9 000 полетах над Европой и Африкой отважный летчик сделал более 100 000 аэрофотоснимков — сегодня это документальная история. Он погиб 9 мая 1937 года вместе с двумя альпинистами при восхождении на гору Хохшваб (Hochschwab) в Австрии. В 2013-м ему установили в Клотене памятник. Но это все еще будет. А пока вернемся в 1924 год, когда Вальтер с другом Лазарем основали в Цюрихе кинокомпанию Praesens-Film.

Самая запрещенная история

Стартовали с капиталом 10 000 швейцарских франков, запомните эту цифру. Киноиндустрия Швейцарии тогда была почти на нуле. Потенциальные режиссеры выбирали Германию, где кино было супермодно и востребовано, либо театр. Praesens-Film договорилась о прокате с сотней швейцарских кинозалов и стала снимать рекламу модной одежды, мыла, швейцарских видов. Вкладывались и в продвижение собственных черно-белых движущихся картин. Вскоре дела пошли в гору.

Эдуард Тиссе (Eduard Tissé), Сергей М. Эйзенштейн (Sergej M. Eisenstein), Лазарь Векслер (Lazar Wechsler) на пляже в Цюрихе, Валлисхофен, 1929 г. (© Cinémathèque suisse)
Эдуард Тиссе (Eduard Tissé), Сергей М. Эйзенштейн (Sergej M. Eisenstein), Лазарь Векслер (Lazar Wechsler) на пляже в Цюрихе, Валлисхофен, 1929 г. (© Cinémathèque suisse)

В 1929-м Векслер приглашает в Швейцарию выстреливших советским «Броненосцем Потемкиным» (1925 г.) и «Октябрем» (1928 г.) режиссера Сергея Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссе. Сценарий пишет Григорий Александров. Полудокументальная кинокартина «Женская беда — женское счастье» (Frauennot – Frauenglück) заранее рекламируется «как самая запрещенная в истории», потому что выступает против запрета абортов, агитирует за роды, как лучшую альтернативу, и впервые показывает в кино кесарево сечение. Несмотря на истерики ханжей и ряда церковников, прогрессивная новинка покоряет экраны Европы, США, Бразилии.

В те годы Европа тяжело набухает тоталитарными идеями, мир движется ко Второй мировой войне. Национальная оборона на повестке повсюду, и в Швейцарии тоже. Praesens-Film откликается на это в 1938-м. Художественный фильм «Стрелок Випф» (Fusilier Wipf) разворачивает действо среди швейцарских долин и гор между 1914 и 1918 годами, в нём есть и смех, и слёзы. Превращение помощника парикмахера в достойного защитника швейцарской границы посмотрел каждый третий житель Швейцарии. После чего «Жильберта де Куржене» (Gilberte de Courgenay) в 1941-м стала другим кассовым успехом на ту же тему.

Черно-белый цветной мир

Кинопленка фиксирует светлые и темные стороны жизни. И теперь прошлое смотрит на нас в том числе с экранов Национального музея в Цюрихе. И мы тоже вглядываемся в него, пытаясь понять, почему сегодняшнее выглядит так, а не иначе. Фильм «Мария-Луиза» (Marie-Louise) в 1946-м награжден «Оскаром» за «Лучший оригинальный сценарий». Как и «Стрелка Випф», его снял в 1943-м режиссер Леопольд Линберг, который в 1933-м бежал из Германии от национал-социалистов в Швейцарию. Хотя и на Швейцарии есть коричневые пятна — фашистский Национальный фронт и его последователи (1930-1943) маршируют в ногу с гитлеровцами.

О чем же новый шедевр режиссера-эмигранта?

Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)
Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)

Юная Мария-Луиза пережила бомбардировки Франции во время Второй мировой войны. Красный Крест привез её и других детей на несколько месяцев в Швейцарию для поправки здоровья (за годы Второй мировой швейцарские семьи на время приняли около 60 000 таких ребятишек). Фильм среди прочего показывает противоречие между желанием помочь и необходимостью возвращать детей обратно под бомбы. Часть кинокритиков видит в «Марии-Луизе» «приятное развлечение, поставленное без пафоса и сентиментальности». Тема остается актуальной: войны в мире идут постоянно, а жестокое нападение 24 февраля 2022 года России на Украину с новой силой мотивировало швейцарскую гуманитарную традицию.

Последний шанс

За два года уже новейшей истории Швейцария временно приняла более 85 тысяч переселенцев из Украины. Конца нынешней войне пока не видно, и беженцы надеются, что их не выгонят из Швейцарии под российские ракеты и бомбы. А 85 лет назад было иначе. В 1945-м Линберг выпускает на Praesens-Film историю беженцев и солдат союзников Второй мировой войны, которые пробирались через снега в Швейцарию, показывает депортацию — для власти тема деликатная. «Последний шанс» (Die letzte Chance) называют самым известным швейцарским фильмом за более чем 100-летнюю историю кинематографа: ничто так не подогревает любовь к жизни, как холод смерти. Реалистичный и душераздирающий «Последний шанс» отмечен в 1946-м Гран-при в Каннах, другими наградами, международным триумфом.

Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)
Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)

После войны зрителям хотелось более-менее светлых зрелищ. Две сентиментальные истории о швейцарской девочке Хайди (экранизация идиллических произведений швейцарской писательницы Йоханны Спири) предлагают побег в мир иллюзий. В 1952-м фильм «Хайди» (Heidi ) щедро раскрашен восторгами черно-белых швейцарских видов и мелодиями Роберта Блюма (Robert Blum). Внушительный бюджет в 600 000 швейцарских франков окупился с лихвой. Однако через три года цветное продолжение «Хайди и Петер» (Heidi und Peter) не дало шанса собрать кассу.

На исходе 1950-х швейцарское коммерческое кино плохо покрывало растущие затраты производства. До сих пор стабильный творческий союз Praesens-Film распался. Векслер ищет новые таланты, пробует разные жанры в стране и за рубежом. Итог сомнительный: детективы по сценариям швейцарского классика Фридриха Дюрренматта «Это случилось средь бела дня» (Es geschah am hellichten Tag) и «Женитьба мистера Миссисипи» (Die Ehe des Herrn Mississippi) особо публику не впечатлили.

Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)
Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)

Художественный простой затягивается, а конкуренция после того, как в 1940 году в Цюрихе учрежден новый кинопроизводитель Gloriafilm AG, продолжает расти. Плюс федеральная власть с 1963-го субсидирует именно новых кинодеятелей. В том числе и по этой причине через три года пионер швейцарского кинематографа Praesens-Film фактически отказывается от собственного производства в пользу распространения фильмов других компаний.


image description
image description

Сто лет и один фильм

За столетие разные фильмы Praesens-Film получила два десятка наград в Венеции, Берлине, Триесте, Барселоне, Цюрихе, два «Оскара», несколько номинаций на «Оскара». Согласно фильмографии, с 1926 по 2023 годы на экраны вышли более 60 кинолент. У прошлого есть один недостаток и одно достоинство: в нём ничего нельзя изменить. Рассказывая о кинематографе, наводя фокус на людей и события, выставка в Национальном музее в Цюрихе предлагает задуматься о словах и поступках XX века. И ответственности за настоящее, которое является суммарным итогом минувшего.

И в заключение — про один из важных «Оскаров» нынешнего года. «Лучшим документальным полнометражным фильмом» Американская академия кинематографических искусств и наук 10 марта назвала кинофильм украинского режиссера и военного корреспондента Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». Этот украинский кинодокумент уже стал значимым явлением истории XXI века.

«Это первый «Оскар» в истории Украины, благодарю. Но, наверное, я буду первым режиссером на этой сцене, который хотел бы не делать такой фильм, — заявил Мстислав Чернов на церемонии в Лос-Анджелесе. — Я хотел бы обменять эту награду на то, чтобы Россия никогда не нападала на Украину, никогда не оккупировала наши города, чтобы россияне не убивали десятки тысяч моих сограждан в Украине. Я отдал бы эту награду, чтобы освободить всех пленных, наших солдат и мирных граждан из российских тюрем. Я не могу изменить прошлое. Но мы вместе можем сделать так, что правда победит. Чтобы погибшие жители Мариуполя и их защитники никогда не были забыты. Потому что кино формирует воспоминания, а они творят историю. Поэтому спасибо всем, спасибо Украине! Слава Украине!»

Марина Охримовская

Изображения:

Пионеры швейцарского кинематографа — Герман Халлер (Hermann Haller), Леопольд Линдберг (Leopold Lindtberg), Эмиль Берна (Emil Berna), Франц Влазак (Franz Vlasak) (v.l.n.r.). Egon Priesnitz. (© Cinémathèque suisse)

Вальтер Миттельхольцер, около 1918 г. (Die Schweiz von damals, Flugaufnahmen von Walter Mittelholzer, Weltbild-Verlag, Olten 2005)

Эдуард Тиссе (Eduard Tissé), Сергей М. Эйзенштейн (Sergej M. Eisenstein), Лазарь Векслер (Lazar Wechsler) на пляже в Цюрихе, Валлисхофен, 1929 г. (© Cinémathèque suisse)

Вид на выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино». (© Swiss National Museum)

Дополнительно:

Выставку «Крупный план. Создавая историю швейцарского кино» (Close-up. Eine Schweizer Filmgeschichte) можно увидеть в Швейцарском Национальном музее в Цюрихе до 21 апреля этого года.

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику