Режиссер Кулябин поместил «Нору» в сеть. Что получилось?
Искусство

Режиссер Кулябин поместил «Нору» в сеть. Что получилось?

"Нора, или Кукольный дом". Артистов и публику разделяет стекло. В игре света и тени люди узнают себя в зеркальном отражении.

Российский режиссер Тимофей Кулябин поставил в Цюрихе спектакль по пьесе Генрика Ибсена. Премьера состоялась в середине ноября в Драматическом театре Цюриха (Schauspielhaus Zürich). На сцене Schiffbau/Box зрители увидели разное. Поделюсь своим впечатлением.

Ибсен написал пьесу «Кукольный дом» в 1879 году. Тогда же она была поставлена в Королевском театре Копенгагена. Для своего времени революционная, «Нора» задавалась вопросом «свободы личности в обществе». Тема эпохальная, а история обыкновенная.

Живут женщина и мужчина почти десять лет одной семьей, детей воспитывают. Вдруг выясняется, что жена все эти годы потихоньку обманывала мужа, тянула деньги из семьи, чтобы расплатиться за что-то там в прошлом. Пусть это она сделала один раз и во благо, но обманывала-то долго, много раз.

Такие новости не очень просто пережить. Предвидеть, что будет дальше – сложно. И это театр, Ибсен. И если в первом акте главный герой бреется, то во втором откроется его истинное лицо.


image description
image description

Похоже, что мужчина-служащий банка за полтора века не очень изменился. Педант, подтянут, деловит. Костюм, галстук, бассейн. Характер твердый. Выполняет супружеский долг аккуратно: «Время для детей 20:30-21:15». С женой вежлив, не скуп, готов потакать женским шалостям. Таким предстает перед зрителем Торвальд Хельмер в исполнении актера Fritz Fenne.

А роль женщины в обществе теперь другая – ей все по плечу, все дороги открыты. Она сама может стать директором банка. А может остаться домоправительницей. Выбор Норы – семейный очаг. Мы видим милую, скромную женщину с грудным ребенком на руках, порой сумасбродную, немного угловатую и несчастную. Талант актрисы Lisa-Katrina Mayer создает персонаж с большим теплом на грани шаржа.

Современные декорации и костюмы, будто вчера из соседнего супермаркета, придуманы Олегом Головко. Сценография вынуждает зрителя как бы подглядывать, возникает иллюзия присутствия, восприятие обостряется. Сценическое пространство часто перестраивается, как кубик Рубика. Там, где Ибсен сохраняет триединство места, времени, действия, Кулябин добавляет другие измерения.

Чтобы заставить людей пользоваться мобильниками, их надо разлучить, поместить в определенные обстоятельства. И возникают новые места: кафе, офис, танцзал, кухня, спальня, гостиная, их много. А людям надо общаться.

Персонажи печатают на мобильниках свои реплики, лезут в Facebook, сидят в Messenger и т. п. Цифровая онлайн коммуникация разыгрывается перед публикой, транслируется на большой экран. Необходимость чтения концентрирует внимание. Только зрителю надо быстро крутить головой, напрягать глаза и уши, чтобы уловить как можно больше.

Согласитесь, мама, читающая с сынишкой книжку, и мама, чатящаяся в WhatsApp и читающая с сынишкой книжку, — не одно и то же. Частный поверенный Крогстад (Christian Baumbach) заглядывает на сайт знакомств Tinder. Торвальд следит за курсом акций. Фрау Линде (Isabelle Menke) постится в Instagram. А ребенок не услышит ссору родителей, если при нём они ругаются SMS-ками.

Режиссер Кулябин поместил «Нору» в сеть. Что получилось?

Виртуальная жизнь несется на скоростях провайдера, WiFi зашкаливает — летят сообщения, фотки, видео, подключается FaceTime. Герои-пользователи интернета читают виртуальные письма, разные пары общаются параллельно, реальное и цифровое множится. И в этом нагромождении пространств что-то теряется и возникает новое.

Так, например, пьеса богата на ремарки к репликам персонажей; ремарки помогают прорисовывать движения и чувства: «улыбаясь», «осторожно», «весело», «робко», «продолжая посмеиваться тихим, довольным смехом», «шепчет быстро, хрипло, прерывисто» и тому подобное. А в интернете не улыбка, а «:-)». Не огорчение, а «:-(» и т. д. Зрители смеются.

Человек с мобильником вникает в послание, ответ старается тыкать быстро и грамотно. Мимика другая, не такая, какой могла бы быть в позапрошлом веке. Добро пожаловать в сегодня – зрителю предоставлена роскошь примерить ситуацию на себя. Мир движется в сторону интернет-вещей и из этого получаются новые знания. Но помогает ли сеть понимать эмоции людей?

Паузе, жесту, позе Ибсен придает огромное значение. В постановке Кулябина это решено оригинально и естественно. А именно, режиссер вводит новые персонажи. В разных мизансценах появляются парикмахер, швея, дети Крогстада, учительница, гости на итальянской вечеринке, другие люди. Им раздается «канва движений», на которой рисуются узоры современных смыслов.

Пьеса написана в эпоху «столкновения идей», когда проблемы морали ставились по-новому. Для того времени передовая, она сохранила первозданную притягательность и в новом спектакле в Цюрихе. Рассуждать о мотивах героев, «что такое плохо» и «хорошо» с «Норой» легко и просто. Например, про деньги. Это почти всем интересно, особенно в стране банков – Швейцарии.


image description
image description

Сколько надо ему и ей, чтобы год беззаботно жить в Италии? 60 тысяч франков? А если приплюсовать медицину? Вдвое больше? Каким же умищем должна обладать барышня, чтобы 9 лет манипулировать человеком, незаметно уводить из семьи большие тысячи? И каким близоруким должен быть джентльмен?

Далее, скрыть сверхнормативные расходы проще, обналичив средства. Вопрос не тривиальный. Кто с этим не знаком – спросите у Google. Наша Нора в этой науке — Эйнштейн: долг почти покрыт. Мы видим, как хитроумная женщина выуживает у доверчивого спутника жизни 500-франковую купюру и прячет её в конверт с наличкой. И это в XXI веке – смех и слёзы, господа.

Или, например, главная интрига пьесы. Когда Крогстад попросил у Норы подпись её отца-поручителя под долговым обязательством, он не знал, что тот при смерти. А Нора знала и осознанно подделала подпись, чтобы профинансировать спасение жизни больного мужа. Разве это не оправдание? Сама решила – сама сделала – как в омут головой! Реализовала свободу выбора.

Это уже потом Крогстад осведомился о дате смерти её поручителя и догадался о подделке. Так «рыбачка» Нора – плясунья тарантеллы (в Италии и выучила) попала в сеть шантажа. У Ибсена нет случайного. Легенда гласит, что танец считался уникальным лекарством от безумия, вызванного ядом тарантула. Удастся ли героям исцелиться? Чтобы понять – идите на спектакль. Он актуален.

При Ибсене, похоже, все решали связи. А у нас иначе? Не имей сто рублей, а имей друга – жену директора банка. Фрау Линде позвонила подружке юности Норе и получила хорошее место банковской служащей. Мужчину с большим стажем уволили, а женщину с улицы по звонку взяли. Уважаемый читатель, не пора ли нам задуматься о защите прав и обязанностей мужчин?

Режиссер Кулябин поместил «Нору» в сеть. Что получилось?

С виду «серая» фрау Линде – та еще «мышка». Сначала она, кажется, завидует Норе, а потом как-то сразу берет в оборот и не только её. За пару минут уломала отца двух детей, вдовца Крогстада жить вместе и отказаться от рекета. Дальше-больше: ей хватило пару SMS-ок, чтобы Нора согласилась открыть Торвальду тайну, которую она так долго изобретательно и страстно защищала.

И лично мне не очень понятно, из-за чего Торвальд так взъерепенился? Да, женщина водила его за нос много лет, но ведь долг-то почти выплачен. Адвокаты уладили бы дело быстро. Кроме того, мне кажется, сейчас с репутацией носятся уже не столь трепетно, как в дореволюционное время. Хотя, конечно, в разных странах обычаи различные…

Новая драма Норы в Цюрихе разыгрывается три часа с перерывом. Современное прочтение закономерно адаптировало первоисточник. В постановке отсутствует доктор Ранк, который у Ибсена помогает раскрыть характеры позапрошлого века: самодовольного мужчины и соблазнительной, сильной духом женщины-игрушки. Такие есть и сейчас, но это уже другая драма.

Неизменно и само время. Как и полтора века назад настоящее является из прошлого со скоростью 60 секунд в минуту. Идут часы на мобильниках. Идут события на сцене в хронологическом порядке. Сетевой мир становится воплощением хронотопа – закономерной связи пространственно-временных координат, а герои «пляшут тарантеллу» под его гипнотическую дудку.

И получается, что, не успела личность освободиться, а уже придуманы новые путы. Эксперимент над классикой показывает: дигитальный мир не только создает новые пространства и физически разъединяет людей, но и ускоряет время. Всякий, кто повзрослел, знает этот феномен: в детстве день тянется медленно, как год, а в старости годы летят стрелой, нас не ждут.

Режиссер Кулябин поместил «Нору» в сеть. Что получилось?

Реальное и виртуальное подчиняется тем же правилам. Интернет затягивает, и никому не выпить море. Человек в сети теряет бдительность, перестает замечать важное, что так ценилось в «неоцифрованном» мире. Может, поэтому Торвальд промухал, как его дорогая Нора страдала и ловила «рыбку» в семейном бюджете? Я уже молчу про любовь.

На мой взгляд, новая постановка открывает в многогранной «Норе» важную тему «освобождения времени». Метафора прозрачна. Нора пишет мужу: «Ich verlasse dich» — «Я бросаю тебя!»… и бросает свой мобильник.

Шедевр Ибсена в постановке Тимофея Кулябина напомнил мне творческий опыт Марселя Дюшана с иконой Возрождения, когда он в 1919 году из «Моны Лизы» сделал мужчину, нарисовав на репродукции усы и козлиную бородку. Красивая, сильная, умная женщина Нора — икона «новой драмы» — послушна режиссерскому замыслу. И под Рождественский салют она уходит из сети.

У жителей Швейцарии будет возможность новых встреч с современным искусством российского режиссера Тимофея Кулябина. В январе в Женеве актеры Новосибирского театра «Красный факел» сыграют языком жестов «Три сестры» в его постановке. Текст Чехова покажут субтитрами. А в марте премьера «Трех сестер» в Цюрихе.

#

Текст: Марина Охримовская

Изображения: Toni Suter / T + T Fotografie

Анонс

«Три сестры», Антон Чехов
Театр «Красный факел», Новосибирск
Режиссер: Тимофей Кулябин

17 — 28 января 2019 — в Женевском Le Théâtre du Loup https://theatreduloup.ch/

7 и 8 марта 2019 — на сцене Schauspielhaus Zilrich, Schiff bau Вох https://www.schauspielhaus.ch/de/

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику