#24кадравсекунду: Андрей Золотухин
Создатель культового мультфильма 90-х "Бабушка" Андрей Золотухин живет в Швейцарии, снимает "нерусское" кино и считает мультипликацию дерзким ремеслом. Режиссер и художник-мультипликатор ответил в Цюрихе на вопросы журнала schwingen.net.
— Мультики — что это для Вас? И как называется Ваша профессия — мультипликатор или аниматор?
Для меня мультики — детство. Гоняешь с ребятами во дворе. А мама кричит в форточку: «Мультики!» И стремглав, не задумываясь, бежишь к телевизору. Так какая разница, как называется? Главное — что делаешь.
— То есть мультики — это для детей — про волшебное и смешное?
— Волшебное — да. Если понимать под этим искусство. По большому счету, оно всегда делается из смеха и слез. Не только для детей. И хотя в СССР мультипликацию долгие годы ограничивали «детскими» жанрами — басня, былина, сказка — иносказательный язык может быть и ёмче, и точнее, чем прямое высказывание.
— А где научились делать мультики?
Я вырос в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. После художественного училища прямая дорога была художником-оформителем рисовать «вперед к коммунизму» на заводе. А мне такое не очень нравилось. Поэтому в 1985 году пришел на Свердловскую киностудию.
— И что, так запросто, вчерашнего студента, — на киностудию?
Мне повезло. Наша соседка много лет работала на киностудии в бухгалтерии. Она посмотрела мои рисунки, похвалила, назвала адрес и добавила — иди. Ну я папку под мышку и на киностудию. Мое творчество им показалось интересным. И меня приняли на работу в отдел технической мультипликации, где снимали научные, учебные, производственные фильмы.
— Нам показывали что-то такое в школе… про круговорот воды в природе…
Чтобы изобразить математические теории или законы физики через «движущиеся картинки», нужен определенный склад ума: спокойный и уравновешенный. А это не ко мне. И тут снова повезло. Вскоре предложили перейти в художественную мультипликацию. Там мне понравилось больше.
— А что делалось там?
На дворе стояла середина 80-х. Процесс шел вручную. Мультфильмы делались по-разному. Мне повезло учиться, трудиться рядом с гениальными людьми. Сама съемка проходила в съемочных или «норах», как мы называли глухие помещения без окон.
Первым моим фильмом стала «пластилиновая» «Веселая азбука». В нем каждая буква имела свой лепной образ: «Б» — бабочка, береза, барабан; «Х» — холодильник чихал от холода и так далее. Это был фильм для детского киновизора с механическим приводом, как в первых киноаппаратах братьев Люмьер. Скорость «настоящего» кино — 24 кадра в секунду — для детей слишком быстрая. Нашим ориентиром было где-то 12 кадров в секунду.
А рядом мультфильмы «рисовались». Это как маленькая фабрика. Сюжет переводили в рисунки, контуры — на кальку. Контуровщик в белых перчатках. Мультипликатор наделял героев характерами — этот добрый и щедрый, другой злой и жадный. Фон отдельно. В серии рисунков каждый последующий немного отличался от предыдущего. При быстром показе последовательных кадров возникала иллюзия движения.
Мне опять повезло. Режиссер Алексей Караев и художник-постановщик Александр Петров снимали по сценарию Юрия Коваля фильм о приключениях лося в сказочном лесу. Меня пригласили художником. Лента делалась в технике «ожившая живопись» и вроде бы рассказывала, как лось спасает лесных обитателей на своих рогах. А получилась история о больших переменах в стране и о том, что у людей может быть разное мнение и они имеют право выбора.
«Добро пожаловать!» (смотреть онлайн)
Работа с сыпучими материалами тоже завораживала. Мультипликатор на прозрачной поверхности создавал изображение из песка, опилок, риса, кофе, чая… Чего только не пробовали двигать под камерой по освещенному снизу стеклу! Владимир Петкевич в 1985-м снимал «Сказочку про козявочку» по сказке Мамина-Сибиряка. Из точек-песчинок была создана красивая притча о «козявочке», вопрошающей мир: «А для чего я?».
Технических приемов в анимации множество: от старинной перекладки плоских объектов в двухмерном пространстве, трехмерных кукол, нарисованных кадров и пластилиновых 3D миров до современных компьютерных технологий. Теперь без анимации не обходится ни один блокбастер, потому что это эффектно, смело и обгоняет время.
В легендарном черно-белом фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» в 1925 году на кинопленке вручную перекрасили белый флаг в красный и получили «цветной» кадр. А вскоре люди догадались, как сделать цветное кино. В эти же годы русско-французский художник-аниматор Александр Алексеев изобрел «игольчатый экран». Не вдаваясь в детали, можно назвать его изобретение светотеневым прототипом компьютерного экрана — была «игла», а стал пиксель.
— А когда Вы впервые почувствовали вкус славы?
Слава — это громко сказано. Оксана Черкасава снимала в 1995 году по сценарию Надежды Кожушаной фильм «Нюркина баня» на базе московской школы-студии «Шар». Я взял кусок доски, положил на неё кальку и стал прорисовывать сюжет. Фактура дерева проступала, просвечивала в каждом кадре, получилась как бы архаичная память старинной деревянной уральской бани. Лента про деревенскую семью, которая идёт в баню накануне свадьбы, собрала награды на мировых фестивалях.
— А каким образом сделана Ваша знаменитая «Бабушка»?
Здесь смешанная техника: «ротоскопия» и рисованная мультипликация — «карандаш по кальке».
— С рисованием более-менее ясно. А что такое ротоскопия?
Сначала на камеру снимают реальных людей и декорации. Затем покадрово «обрисовывают» их, придают нужные черты для трансформации в мультипликат. Сейчас все делается на компьютере, а раньше под проектором проецировали кадры с кинопленки на кальку, и художник обрисовывал вручную.
— То есть мультяшные персонажи из фильма «Бабушка» — живые люди?
И очень близкие мне люди. Бабушка — моя родная бабушка Анисья Фёдоровна Фомичёва. Когда снимался фильм, ей было 85. Мальчик — мой сын Иван. В фильме есть документальные и игровые кадры. Медсестер играют сестры-близняшки. Надя Кожушаная взяла за основу реальную историю из моей жизни и написала гениальный сценарий.
— А Вы в какой семье росли? Как рассказано в мультике?
— Почти. Нас было трое — брат и две сестры, я самый младший. Росли без отца. Мама преподавала в школе русский язык и литературу. А бабушка всю жизнь работала детским врачом. Жили в Свердловске в двухкомнатной квартире на третьем этаже. Карандаш мне в руки дала бабушка… Память ассоциативна, рассказы и воспоминания переплелись. Вспомнишь трещину на стене и дальше, дальше клубок разматываешь. И события, и чувства оживают в памяти.
«Бабушка» (смотреть онлайн)
— Правда, что деньги в люстре прятали?
— В нашей семье — нет. Художник доводит ситуацию до гротеска и порой до абсурда, чтобы выявить характер. Что реально было? Бабушка курила «Беломорканал». Мне не нравилось. И я ей втихаря воду в папиросы наливал. Голубя мальчишки подожгли, он почти весь обгорел. Я забрал его домой, мама почему-то назвала птицу Юрой. Мы выходили голубя, перьями уже стал обрастать. Он был мне другом. Летом в деревню поехали, голубя с собой взяли. А там его соседская охотничья собака задушила и принесла мне, как кошка приносит мышь. Я был мал, не хотел птицу в землю закапывать, хотел себе оставить. А бабушка сказала, что трупным ядом можно заразиться и умереть. Похоронил голубя в огороде за отхожим местом.
— Испугались смерти?
Нет… Страха не было. О себе я тогда точно знал, что буду жить вечно. Когда подрос, более критически стал размышлять. Но тема «между жизнью и смертью» меня до сих пор притягивает. Культурные традиции, религия подталкивают о ней думать. Такое исследование всегда становится разговором о времени.
— Фильм «Бабушка» получил много наград на престижных фестивалях. Как это повлияло на Вашу жизнь?
— Существенно. Вскоре я стал участником британского проекта Animated Tales of the World. Режиссеры разных национальностей снимали анимационные фильмы по легендам и сказкам мира. Мне досталась американская легенда о «стальном человеке» Джоне Генри. Лента выполнена в технике «ротоскопия», прорисовка масляными красками. Снимали в России, США, Великобритании. Российские ландшафты Урала оказались очень похожи на американскую Вирджинию. Да и тема интернациональна. Легенды о «железных людях», готовых жертвовать собой ради других людей, есть у каждого народа.
«Джон Генри — человек из стали» (смотреть онлайн)
— Фильм «Джон Генри — человек из стали» назвали лучшей анимационной лентой в Лос-Анджелесе на 54-й церемонии премии «Эмми» Американской академии телевизионных искусств. А что случилось потом?
Приблизительно в это же время я переехал в Швейцарию. Снял историю в рисунках о кротости комара-кровопийца, её показали в швейцарских кинотеатрах. Затем были ленты «Счастье», «Колыбельная», «Молодость», жил и работал в основном между Россией и Швейцарией.
— Ваш 13-минутный фильм «Бобок», как теперь мне уже понятно, выполнен в технике «ротоскопия», когда из живых людей делают покорных кукол. «Бобок» на меня нагоняет жуть. Так и задумано?
«Бобок» сделан по одноименному рассказу Достоевского. Произведение считается спорным — современники Федора Михайловича не оценили его «кладбищенский юмор». Позже «Бобок» нашел почитателей среди знатоков серьезно-смехового жанра. И хотя наш «Бобок» получил приз «за инновации» на 9-ом Всероссийском фестивале авторских короткометражек «Арткино», я слышу упреки не в нуаре, а в «нерусском кино». Лично для меня «Бобок» стал возможностью высказаться на трудную тему, которая часто «табу», в том числе в России и на Западе. А я считаю, что нужно говорить. Ведь кто-то до сих пор может думать, что солнце вращается вокруг земли.
«Комар» (смотреть онлайн)
— Компьютер изменил наш мир. Традиционные техники мультипликации уступают новым технологиям?
Новые технологии позволяют мультипликатору достичь желаемого качества изображения и звука меньшей кровью. Потому что компьютер, как правило, пока лишь имитирует техники, которые придуманы ранее. Художник может работать с различным материалом, применять разные навыки, но рисует-то он все равно руками. А публике вообще без разницы, как делается кино, главное, чтобы было интересно.
— А в чем интерес художника? И что ожидать от искусства мультипликации в будущем?
Лично я хотел бы поделиться со зрителем своим удивлением. Конечно, это располагает к ожиданию зрительского ответа. Овладеть ремеслом до такой степени, чтобы стать внятным, провести зрителя от А до Б и выразить мысль и чувство. У художника субъективный взгляд. И каждый человек видит по-своему. Но когда ответ сходится, это наверное и есть художественная удача.
Мультипликация, может быть, самое дерзкое искусство. Технически невероятно сложный для 80-х монтажно-композиционный фильм Збигнева Рыбчинского «Танго» получил «Оскара». Сейчас для компьютера такие чудеса почти «семечки». Я думаю, мультипликация поможет людям создать четвертное измерение и закрутить спираль. Войти в реку времени и ощутить её течение.
#
Текст: Марина Охримовская
Фото: Андрей Золотухин и Литературный клуб в Цюрихе
Видео на YouTube: Свердловская киностудия на RVISION и Andrey Zolotukhin
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
В тексте упоминаются короткометражные мультипликационные фильмы:
1986, Свердловская киностудия, СССР. «Добро пожаловать!». Художник Андрей Золотухин
1995, Школа-студия «Шар», Москва, Россия. «Нюркина баня». Художник-постановщик, аниматор Андрей Золотухин
1996, Свердловская киностудия, Россия. «Бабушка». Режиссер-постановщик, художник-постановщик, аниматор Андрей Золотухин
2001, Свердловская студия анимации «А-фильм», Россия/США. «Джон Генри — человек из стали». Режиссер-постановщик, художник-постановщик Андрей Золотухин
2003, Швейцария. «Комар». Режиссёр-постановщик, сценарист, художник-постановщик, оператор, аниматор, Андрей Золотухин
2013, ООО «Кинокомпания «Рассвет», Москва, Россия. «Бобок». Режиссер-постановщик, художник-постановщик Андрей Золотухин
Поделитесь публикацией с друзьями