Ад ближе, чем ты думаешь. Антигона в Буче
«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Жительницу Бучи воплощает Виталина Библив, Лена Шварц в роли Антигоны. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)
Искусство

Ад ближе, чем ты думаешь. Антигона в Буче

Пока религия примиряет человека со смертью, искусство сопротивляется ей. В Драматическом театре Цюриха поставили спектакль «Антигона в Буче». Как современность привлекает античные образы в качестве свидетелей? Почему это жизненно важно именно сейчас? И причем здесь Украина?

Драматический театр Цюриха (Schauspielhaus Zürich) приглашает в этом сезоне украинское искусство в очередной раз. В декабре спектакль режиссера Тамары Труновой «Плохие дороги» (Погані дороги) по одноименной пьесе Натальи Ворожбит показали артисты из Киева. Новая постановка продолжила творческое сотрудничество Украины и Швейцарии согласно традиции театра в изгнании.

Историю Антигоны поставил в Цюрихе украинский режиссер Станислав Жирков. Он несколько лет был художественным руководителем Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, благодаря гастролям которого «Плохие дороги» увидели в Цюрихе. Автор пьесы «Антигона в Буче» тоже из Украины. Драматург и режиссер Павел Арье работает во Львове, Киеве и Кёльне.

Уже название нового спектакля бросает вызов зрителю. Классическую Антигону помнит древнегреческая мифология. Припомним её и мы — для понимания контекста это важно. За четыре века до Рождества Христова жил в Афинах драматург Софокл. Он написал более сотни пьес, семь дожили до наших дней. И среди них «Антигона». В переводе с греческого это женское имя может означать «против рода».

Судьбы власть имущих обычно привлекают внимание. Тем более, если они трагичны. Братья фиванской царевны Антигоны погибают в междоусобной войне. Верного трону новый правитель хоронит с почестями. А труп предателя приказано оставить непогребенным — бросить на растерзание диким зверям. Но Антигона говорит «нет». Она пренебрегает самодержавным правом, её чувства к брату сильнее страха перед механизмом власти.


image description
image description

«Смерть одна / Неотвратна, как и встарь» пресечёт её род, историю сохранит искусство.

Причем здесь Украина?

По замыслу Жиркова и Арье действо начинается в одной из самых благополучных стран мира, в хранимой богами Швейцарии. Зритель становится свидетелем сеанса психотерапии. Успешная любящая пара хочет родить ребенка. Понадобилось пять лет и услуги постороннего, чтобы Киану (Мишель Нойншвандер / Michael Neuenschwander) признался своей жене Антигоне (Лена Шварц / Lena Schwarz) в том, что знает про обман, а всё эти годы он подыгрывал ей. Зачем?

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Маттиас Нойкирх / Matthias Neukirch, Карин Фамматта / Karin Pfammatter. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)
«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Маттиас Нойкирх / Matthias Neukirch, Карин Фамматта / Karin Pfammatter. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

Чтобы чувствовать и думать самому, смотрите «Антигону в Буче» в Драматическом театре Цюриха. До 28 июня будут представления в том числе с украинскими субтитрами. Люди со статусом F, N, S могут th**********@sc************.ch" target="_blank" rel="noopener">запросить бесплатный билет и получат его из резерва — после мировой премьеры 4 мая 2023 года постановка идет при полном зале. Впереди два десятка показов на фестивалях и гастролях в Киеве, Дюссельдорфе, Берлине, Мангейме.

Я увидела «Антигону в Буче» в Цюрихе 15 мая.

Привыкшему глядеть в интернет, современный театр предлагает схожие формы. Сценическое повествование развивается онлайн и офлайн. В условной реальности и памяти. Экран в потустороннее раздвигается до размеров занавеса. Актерское мастерство и технический прием возводят видимое и незримое в высокую степень. В течение более чем двухчасового действа свет, тень, звук периодически воссоздают на поверхности дополнительного пространства цветную и черно-белую жизнь.

Есть документальные кадры из военной Бучи. Основная материя театрального произведения соткана из художественных нитей. Итак, мы все еще в Швейцарии, где тайное стало явным. Ложь, ждавшая, как мина, своего времени, обезврежена. Казалось бы, это хороший шанс, чтобы родился нежный цветок доверия. Но вмешивается внешняя сила. 24 февраля 2022 года Россия бомбит, расстреливает ракетами Украину, колонны российских танков движутся к Киеву.

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Карин Фамматта и Лена Шварц. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)
«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Карин Фамматта и Лена Шварц. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

С этого мгновения сценическое время выходит из повиновения линейных функций и становится многомерным. Гранит, который пытается грызть наука, с легкостью постигло искусство. Оно пренебрегает пружиной идущего вперед по кругу часового механизма, в театре действие может свободно пересекать границы времени в любом направлении. Так, например, спектакль «Антигона в Буче» отправляет своих героев, а вместе с ними и зрителей, во вчерашнее, сегодняшнее и завтрашнее — в 2053 год.

Место событий вполне конкретное: Цюрих и Буча. О Буче — подробнее. Город в тридцати километрах от украинской столицы был в российской оккупации 28 суток. Защитники Украины освободили его 31 марта 2022-го. После чего мир узнал о военных преступлениях россиян, в частности о массовых убийствах мирных жителей. В Буче были растерзаны, убиты более 420 человек. РФ отвергла обвинения, цинично заявила об инсценировках. В Бучу приехали международные эксперты, журналисты. И среди них наша швейцарская Антигона, потому что по профессии она военный фотограф. Снимок, сделанный в Буче, делает Антигону знаменитой.

Причем здесь Софокл?

Имейте терпение, чтобы убедиться, что античная трагедия так же актуальна в 21 веке, как и за 4 века до Рождества Христова. Вступая в диалог с Софоклом, создатели «Антигоны в Буче» дерзко пишут новый миф на кровоточащей хронике войны, которую Россия ведет против Украины десятый год. Новые знания дают театру новый формальный язык. Блочная вселенная сцены достаточно универсальна, чтобы представить несимметричность причинно-следственных связей. А судьбу одного и того же человека в разные периоды жизни можно пересечь в мизансцене, как это происходит с Антигоной.

То же относится и к другим значимым персонажам-жителям Швейцарии. Они наделены свойством одномоментно существовать в разных измерениях: настоящее подглядывает за прошлым и будущим. Зато эта возможность напрочь отключена для героини украинской актрисы Виталины Библив, которую зритель видит в записи. Для этой украинской женщины место и время застыли в Буче у края преисподней.

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Маттиас Нойкирх, Карин Фамматта, Мишель Нойншвандер. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)
«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Маттиас Нойкирх, Карин Фамматта, Мишель Нойншвандер. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

И в этом адском личном преддверии убитой горем женщины («Уж не числюсь среди живых я, / Еще не став между мертвых мертвой») близкий ей человек жив и мертв одновременно. Оказавшаяся в Буче в последний день марта минувшего года Антигона становится вольным или нет свидетелем разрыва привычного ей пространственно-временного континуума. И это её ранит, действительно глубоко?

В условиях, когда гравитация времени-места ничтожна, украинка в Буче препятствует похоронам того, кого чувствует живым. Швейцарка из Цюриха хочет удержать горе беспросветное в реальности — вернуть несчастной землю под ногами и небо над головой. Понимает ли Антигона, что в этом залог и её личного спасения? И получается, что мятежное современное искусство сопротивляется неотвратной смерти, как классическое сопротивлялось неотвратной воле наместника богов на земле.

Что дальше произойдет на сцене Драматического театра в Цюрихе? Нарисуем широкими мазками. Мечты о прошлом станут играть в прятки с настоящим. Как и воспоминая о будущем: искусству «не стыдно мыслить розно ото всех». Хочется думать, что для украинки в Буче исцеление возможно. А для швейцарки? Необходима ли цена, которую она платит за благополучие и покой? Достаточна ли? Теперь-то родится у Антигоны желанный ребенок, продлится её род?

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Виталина Библив, Карин Фамматта. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)
«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Виталина Библив, Карин Фамматта. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

Потребуются время, внимание и фантазия, чтобы разнообразные фрагменты достижений человеческой мысли, гротескные штрихи поверхностной и фамильярной «культуры сегодня», хрупкие надежды и верования отдельного человека сложились в целое. Меняя определенный веками порядок действий, через инверсию, новые образы и приемы «Антигона в Буче» подчеркивает смысловую значимость, поэтическую выразительность классической трагедии, захлестывает актуальным.


image description
image description

Причем здесь Швейцария?

Смотрите сами. Подобно Антигоне, нейтральная Швейцария похоронила войну двести восемь лет назад. Даже геополитически очень близкие Первая мировая и Вторая мировая по большому счету, к счастью, сберегли швейцарское общество от гибельных кровопролитных потрясений… В 2014-м Россия отрыла на востоке Украины смердящий труп войны. Но причем здесь Швейцария? От Цюриха до Бучи 2064 километра: это чужая война! Считаете, большие километры надежная защита от боли и страха?

Подобно классической трагедии, «Антигона в Буче» пытается измерить человеческое страдание, вычислить коды сочувствия. Где общее наших разных реальностей — отдельных людей и целых культур, стран? А они — они лучше умрут, чем пойдут против путина? Преступное, мерзкое может быть движущей силой жизни? А если вишенка на торте с душком, это очень противно? Как хоронить неродившееся? И, наконец, какова ответственность журналиста, художника, человека за слово и поступок? Говори только за себя!

Начинавшееся на грани грубоватого фарса под занавес шокирующе оборачивается публицистическим произведением резко обличительного свойства. Условное отважно и жестко говорит о реальном. Травма свидетеля раздает тяжелые затрещины равнодушным, с молчаливого согласия которых происходят самые ужасные преступления. Настоящее отвешивается полновесной мерой искусства.

«Антигона в Буче» вопиет: «Очнись! Ад рядом — ближе, чем ты думаешь. Безопаснее знать».

Марина Охримовская

Курсивом даны цитаты из «Антигоны» Софокла в переводе Ф. Ф. Зелинского

Schauspielhaus Zürich «Antigone in Butscha»

Изображения:

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Жительницу Бучи воплощает Виталина Библив, Лена Шварц в роли Антигоны. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Маттиас Нойкирх / Matthias Neukirch, Карин Фамматта / Karin Pfammatter. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Карин Фамматта и Лена Шварц. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Маттиас Нойкирх, Карин Фамматта, Мишель Нойншвандер. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

«Антигона в Буче». Режиссер Стас Жирков. Драматург Павел Арье. Лена Шварц, Виталина Библив, Карин Фамматта. (© Schauspielhaus Zürich, Philip Frowein)

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику