«Царство внутри имеет человек». Мировая премьера оперы «Варавва» в Швейцарии
Всевечный Иерусалим богами любим и храним. Опера «Варавва». Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)
Искусство

«Царство внутри имеет человек». Мировая премьера оперы «Варавва» в Швейцарии

Библейский сюжет по-новому осмыслен в Швейцарии. Мятежник Варавва, которого римский прокуратор Понтий Пилат «ради праздника» освободил в Иерусалиме от казни, стал героем одноименной оперы. Чем интересен новейший взгляд на старую сказку?

Музыкально-театральный проект так и называется «Варавва» (Barabbas). Его представили миру выпускники оперного отделения Высшей школы искусств Берна. Музыку написал Андрей Максимов. Либретто Владимира Альховика на английский перевела Хелен Даниэлс (Helen Daniels). В богатой на задумки и находки постановке раскрылось режиссерское дарование Миры Альховик. Премьера состоялась в апреле в швейцарском Биле.

Камерным студенческим оркестром руководил маэстро Игорь Андреев. Скрипки, альты и виолончели, флейты и кларнет, контрабас, фортепиано и ударные играли как добрые друзья. Музыканты и инструменты располагались на уровне зала перед сценой. Артисты пели с подмосток, балкона или в проходах между рядами. Тесное соседство, взаимопроникновение мирского и сакрального повышало напряжение. Яркое, щедрое на подтекст шоу будило эмоции и воображение зрителей полноценных два часа.

Чтобы освободить тару под «Коктейли Молотова», вино полагается выпить. Фолькхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maira Tkachuk)
Чтобы освободить тару под «коктейль Молотова», вино полагается выпить. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

В основе повествования события вроде бы стародавние, а стилизованные костюмы героев, причудливые и современные предметы приглашали как в фантазийный мир швейцарского карнавала, так и в наряженный в футболки и кроссовки, вооруженный новейшими технологиями, телеэкранами и резиновыми дубинками сегодняшний день. Приметы времени смешались, и граница между былым и настоящим оказалась волшебно зыбкой.

По замыслу действо помещено в те юные годы, когда римский император Тиберий посадил полноправным наместником в Иудее Понтия Пилата. В исполнении бас-баритона Габриэля де Езуса (Gabriel de Jesus) прокуратор выглядит правителем осторожным, сомневающимся, сдержанным. Наверное, ему хотелось бы, чтобы приближенные и подчиненные были тихими, покорными власти Рима. Да вот только, похоже, что у разных людей точки зрения и ценности различны.

Людям свойственно объединяться вокруг дел, идей, верований. А для достижения общих целей использовать доступные ресурсы: знания и навыки, хлеб и зрелища, кнут и пряник, время и территорию. Чтобы получилось управляемое движение сообщества из вчера в завтра, объединившимся хорошо бы разделять мысли и методы, придерживаться планов. При этом надежной гарантией собственной свободы и жизни обычно является уважение к правам и свободам других.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

В Римской империи, как и в наши дни, что можно Юпитеру, нельзя быку. Слуги Рима носятся с орлами и прочими имперскими атрибутами. Такие нововведения в Иудее не всем по нутру: доколе имперский дух терпеть? Молодежь в таверне пылко обсуждает, как «крушить Рима твердь». Симон (тенор Ян Шервуд / Ian Sherwood) хочет заручиться поддержкой Галилеянина (тенор Оскар Рэй / Oscar Rey) — «сегодня были толпы с ним». Лидеру заговорщиков Варавве (баритон Феликс Ле Глоах / Félix Le Gloahec) план по вкусу.

Главный критик плохого поведения Римской империи харизматичный, со взором горящим, использует современные технологии для популяризации своих идей, снимает обращения на видео. Команда вторит ему: «Свободу, Свободу, Свободу! / Как громко призыв нам звучит! / Народу / Варавва свободу сулит!» — парни и девчата энергично опорожняет винную тару под «коктейли Молотова». Алкоголь и предстоящие опасности ударяют в голову, волнуют юную кровь.

Новая опера - о восстании духа, самопожертвовании, гибельной тяге к опасности, восторге спасения. История многовековой давности значима, как и два тысячелетия назад. Фолькхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maira Tkachuk)
Новая опера — о восстании духа, самопожертвовании, гибельной тяге к опасности, восторге спасения. История многовековой давности значима, как и два тысячелетия назад. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

В окружении Пилата тоже кипит жизнь и интриги, на разных скоростях и орбитах вращаются разные персонажи. Например, Децимус командует сотней римских воинов, казалось бы, грубая военная муштра ограничивает кругозор, угнетает благородство чувств, выбивает из человека привычку мыслить. Но не в этом случае. В исполнении баритона Андрея Максимова герой проявляет склонность к рефлексии и ответственности, чувства его сильны, глубоки. А раскрытию образа помогает любовь.

Ищите женщину — и обрящите. Храбрый центурион очарован сестрой Симона Марией (сопрано Мира Альховик). Увлеченная человеколюбивым миропониманием Галилеянина, она хочет разделить добрые плоды просвещения с близкими людьми (и зрителями): «Учитель нам сказал, что Царство / Внутри имеет человек, / И только Божье государство / Свободным сделает вовек!». К сожалению, маловерному экстремисту Варавве эти откровения, что горохом об стену Иерусалима, он их считает рабскими.

Сопротивление подавлено, силы безопасности Пилата с дубинками наперевес схватили зачинщиков, им в глаза заглядывает смерть. Фолькхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maira Tkachuk)
Сопротивление подавлено, силы безопасности Пилата с дубинками наперевес схватили зачинщиков, им в глаза заглядывает смерть. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

В отличие от прямолинейного и не очень дальновидного бунтаря уже знакомый нам римский язычник Децимус через возлюбленную тяготеет сердцем и к новому слову. В трудных военных обстоятельствах именно он делает решающий выбор: презрев приказ старшего по званию, гуманно щадит поверженного врага, после чего развивается сложная причинно-следственная цепочка. А как было бы, если бы Варавва погиб в бою? Ах, если бы знать… И насколько осмысление точки невозврата в прошлом влияет на настоящее и будущее?

Что сделано, того не миновать: кому надлежит быть распятым, избежит помилования. А Пилата разрывают противоречия. Не очень понятно, кто для него больший авторитет. Суровый и справедливый римский закон? Милостивая жена Клавдия (сопрано Александра Левис / Alexandra Lewis) и дочь Лючия (сопрано Анна Беатриз Гомес / Anna Beatriz Gomes)? Хочется и у народа высокий рейтинг сохранить, и с первосвященниками поладить, и с собственной душой. Так кто же опаснее для Римского престола и прокуратора Иудеи — человек слова или дела? И на кого бы переложить ответственность за приговор?

Вершится имперский суд, суд скорый и неправый… Куда приведет римского политика кривая и скользкая от «благих намерений» дорога уступок?

Библейский сюжет в двух актах дерзко наряжался в многозначительные символы прет-а-порте и экзотические, волнение, гнев, нежность, горечь потери, сомнение, надежду, вечную любовь. Параллельные вселенные простолюдинов и власти предержащих периодически пересекались в пространстве сцены, как и в жизни. Оковы и завесы падали. Бывают ли пророки в своем отечестве? Звук и свет, жизнеутверждающие песнопения доброжелательно подсказывают любознательному зрителю, что истина где-то рядом.

На пороге того света мятежника освобождают к Пасхе, жизнь поджигателя спасает другой, кроткий и милостивый. Фолькхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maira Tkachuk)
На пороге того света мятежника освобождают к Пасхе, жизнь поджигателя спасает другой, кроткий и милостивый. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

На премьере «Вараввы» 14 апреля в Биле я не услышала скучных нот. А вот что говорит композитор Андрей Максимов: «Музыка оперы не привязана к одному стилю. Она охватывает многие из них, что и является одной из идей моей работы — отражать современность». Импульс и волнение хорошо написанной для голоса музыки соединились с мастерством талантливых артистов, подарив зрителям гармоничное и актуальное действо, отличный повод для сопереживания и раздумий.

Темы свободолюбия, бунта против того, что кажется непонятным и опасным, жертвоприношения, семьи и любви имеют такое же значение в начале третьего тысячелетия, как и в начале первого. Заканчиваются самые тяжелые и кровопролитные катастрофы. Торжество справедливости, уважение к чувствам и мыслям других, совесть и ответственность хранят людей от новых конфликтов.


image description
image description

Сборы от спектакля его создатели направили в пользу Украины через Украинскую ассоциацию в Швейцарии (Ukrainisher Verein Schweiz).

Марина Охримовская

Изображения:

Всевечный Иерусалим богами любим и храним. Опера «Варавва». Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

Чтобы освободить тару под «коктейль Молотова», вино полагается выпить. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

Новая опера — о восстании духа, самопожертвовании, гибельной тяге к опасности, восторге спасения. История многовековой давности значима, как и два тысячелетия назад. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

Сопротивление подавлено, силы безопасности Пилата с дубинками наперевес схватили зачинщиков, им в глаза заглядывает смерть. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

На пороге того света мятежника освобождают к Пасхе, жизнь поджигателя спасает другой, кроткий и милостивый. Фольксхаус, Биль, апрель 2023 г. (© Maria Tkachuk)

BARABBAS

http://barabbas.info/

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику