Некий Маслов: ирония и поэтика полузабытого художника
Художник Сергей Маслов, 1997 г. (© Aspan Gallery)
Искусство, Общество

Некий Маслов: ирония и поэтика полузабытого художника

Ирония и издевка над советским прошлым, которое противится настоящему, попытка преодоления травматического советского опыта, ориентальный мистицизм и другое в искусстве казахстанского художника Сергея Маслова.

Газинур Гиздатов, профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай-хана, поговорил в алматинской Aspan Gallery с художниками Еленой и Виктором Воробьевыми. «Швейцария для всех» предлагает прочесть о творческой судьбе — прошлые трагедии повторяются вновь.

— В 2022 году вы провели в Aspan Gallery персональную выставку Сергея Маслова, которого знали лично. Каким он запомнился вам?

Елена: Мы познакомились в конце 1980-х, это было позднесоветское время. К тому времени уже видели его картины, которые он создал, когда входил в группу «Ночной трамвай». Работы Маслова на выставке «Перекресток» в Центре искусства в 1989 году притягивали внимание. А впервые с Сергеем встретились у искусствоведа Ирины Юферовой, основавшей в 1993 году в Алматы галерею «Вояджер». Она всегда сострадательно сочувствовала художникам, которые делают нечто нетрадиционное и вне официально признаваемого искусства. Сергей тоже иронично смотрел на «идеологически приемлемые» работы. Мне он тогда показался необычным: постоянно улетал в свои фантазии, этим и увлекал. Он не был хулиганом, как иногда пишут журналисты, часто был «в образе», а по сути своей был скромный, очень тонкий, интеллигентный и ранимый человек.

Сергей Маслов. «Влюбленная в степи», 1992 г. (© Aspan Gallery)
Сергей Маслов. «Влюбленная в степи», 1992 г. (© Aspan Gallery)

Виктор: Он всегда был в двух ипостасях: творческом и жизненном пространстве, которые не совпадали. В своих текстах он мог озорничать и выдумывать, но, например, преподавательская деятельность для него была значима. В начале 1980-х он прошел стажировку в московской аспирантуре НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, работал в сфере образования. Защитил диссертацию на тему эстетического воспитания старшеклассников, фонтанировал идеями, составлял методики обучения искусству. Когда преподавал в художественном колледже, был очень ответственен, энциклопедичен в подаче учебного материала, студенты любили его занятия. Однако из колледжа его изгнали — педсовету не понравился хэппенинг «Восток — дело тонкое».

— Тот отрезок судьбы Маслова некоторые искусствоведы сейчас называют периодом ориентального мистицизма в творчестве. Согласны с этим?


image description
image description

Е.: Погружение в ориентальный мистицизм, на мой взгляд, было больше игрой. Да, это была талантливая игра художника, но он настолько в неё погружался, что и сам начинал в это верить. Своей игрой он увлекал других, а тогда возникает нечто большее. Так было на мастер-классе «Арт-дискурс-97», который художник провел в Алматы в 1997 году с приглашением известных кураторов, когда его игра — актуальное искусство — на глазах становилась реальностью. Акция Маслова в следующем году «Братство художников» тоже была одновременно смешной и трогательной.

Сергей Маслов. «Рыба-носорог», 1997 г. (© Aspan Gallery)
Сергей Маслов. «Рыба-носорог», 1997 г. (© Aspan Gallery)

Или возьмем «Переписку с Уитни Хьюстон»: согласно одному из собственных мифов, Маслов покончил с собой, чтобы продлить жизнь своему кумиру — американской актрисе и певице Уитни Хьюстон, с которой он «вел любовную переписку», и которая прожила после его смерти еще десять лет. Еще например: от лица таких мэтров, как Виктор Мизино и Олег Кулик, он писал через службы знакомств незнакомцам, и они ему отвечали. Согласна, что морочить людям голову неэтично, но реальность вплеталась в акцию, и она приобретала новые актуальные, острые смыслы.

В.: Современное искусство всегда работает с реальностью, этой акцией Сергей прицельно попал в болевую точку нашего времени — одиночество человека — и рассказал об этом в своей акции.

— Но его трудно отнести к социальным художникам, не так ли?

В.: Он не уходил от социальной проблематики, но двигался к этому по-своему. Вспомните, например, хотя бы его «Инструкцию по выживанию для граждан бывшего СССР» — перформанс 1998 года был воссоздан в 2022 году в Aspan Gallery на выставке памяти художника «Ловец снов».

Сергей Маслов. «Моя Уитни», 1999 г. (© Aspan Gallery)
Сергей Маслов. «Моя Уитни», 1999 г. (© Aspan Gallery)

Акция включала цепочку действий: юноша на возвышении в окружении гламурно одетых людей в кичливом интерьере пел итальянские арии. Потом доставал из кармана пачку листовок и швырял её в толпу. Люди ловили и читали инструкции под музыку. Нарочито обыденные положения «Инструкции» сатирически описывали бессмыслицу жизни. Предлагаемый «альтернативный» способ существования преображал мелкие детали постсоветского быта в глобальный абсурд.

«Если вы стесняетесь воровать, а выжить все же хочется, можно начать собирать пустые бутылки. Обычными магазинами они принимаются по три тенге за штуку, а пунктами завода-изготовителя – по пять тенге. Ваш урожай будет более обильным, если вы встанете пораньше и обойдете наиболее злачные места: подъезды домов, парки, скверы», — гласит одна из рекомендаций художника.

«Попив чай, аккуратно соберите заварку в чистую посудину, залейте холодной водой и прокипятите часа два-три, предварительно положив туда чистую тряпочку. Когда у вас не будет денег на заварку, вы сможете отрывать кусочек тряпочки и сосать», — советует Сергей Маслов.

— Какой период его жизни можно было бы обозначить как наиболее удачный?

Е.: Наверное, когда он работал в галерее «Вояджер». Он дорожил своим статусом преподавателя, для него была важна стабильность и некий достаток. К сожалению, играющий художник в итоге был изгнан отовсюду, в том числе из членов правления Центра современного искусства Сороса-Алматы (СЦСИ). Правда, в данном случае действительно за неэтичное поведение. Он не хотел быть маргиналом, но жил всегда в двух непересекающихся плоскостях.

— Сергей Маслов умер неожиданно в 2002 году, оставив после себя многочисленные картины, рисунки, видео, тексты и различные неоконченные проекты. Какое его место в современном искусстве?

Е.: Маслов лежал с инсультом в больнице. Ирина Юферова попросила Сергея разрешить нам показать его работы немецким кураторам, которые готовили выставку в Веймаре. Выставка состоялась уже после его ухода, а каталог, посвященный творчеству художника, вышел через три месяца после его смерти. Потом мы подготовили книгу «Здесь был Маслов», она вышла в Алматы в 2004 году. Выставка в 2022 году тоже стала нашей данью уважения человеку, наследие которого значимо для современного искусства. Соглашусь, он мог быть иногда эгоистичным, капризным, требовательным. Но его произведения стали родными, надеюсь, они останутся в памяти и истории культуры.

Сергей Маслов. «Без названия» («Девушка в кимешеке»). (© Aspan Gallery)
Сергей Маслов. «Без названия» («Девушка в кимешеке»). (© Aspan Gallery)

В.: Когда мир художника близок, то есть желание, чтобы его искусство сохранилось.

— Тексты Сергея Маслова заслуживают отдельного взгляда. Они уникальны. Как он сам к ним относился?


image description
image description

Е.: Мы сталкивались с разными мнениями на этот счет. Когда готовились материалы книги, из-за рубежа высказался алматинский и московский перформансист Александр Бренер: «это не тот уровень литературы». Тексты Маслова действительно похожи на путевые записки или заметки. Есть и мистификации. Так, он посылал в «Казахстанскую правду» свои тексты о выставках в Париже, о казахстанских культурных событиях под фамилией Лев Гольдман, и официозная газета их печатала. Возможно, за исключением незавершенного романа «Звездные кочевники», который, по всей видимости, он начал писать в 2001 году и фрагментами публиковал на сайте СЦСИ, у него нет жанрово оформленных текстов.

— Есть возможность увидеть картины Сергея Маслова в Казахстане, других странах?

Елена и Виктор: Произведения Маслова есть в частных коллекциях, а также в алматинском Музее искусств им. А. Кастеева, Музее изобразительных искусств им. семьи Невзоровых в Семипалатинске, Музее современного искусства в Антверпене, Художественном музее Зиммерли в американском городе Нью-Браунсуик, в Пермском музее современного искусства. Маслов сам хотел, чтобы было движение его работ. Мы его любим такого, каким он есть. Он был наивен в быту и делал то, что ему интересно, причем со всей страстью.

Исследование продолжается. В частности, это интервью подготовлено при участии студенток факультета журналистики Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай-хана Дианы Шолковой и Камллы Сериковой, которые сейчас работают над киноверсией рассказа о судьбе и творчестве алматинского художника-акциониста.

И в завершение еще несколько штрихов к живописной и трагической биографии Сергея Маслова.

Он родился в 1952 году в Самаре. С 1973-го по 1978-й был студентом художественно-графического факультета Казахского Государственного педагогического института. Ныне его творчество абстрактно почитаемо среди казахстанских художников и малоизвестно в более широком культурном контексте страны, хотя «остаточные» следы его влияния ярки и, вероятно, предсказуемы не только в постсоветском пространстве.

Сергей Маслов. «Инопланетянка», 2000 г. (© Aspan Gallery)
Сергей Маслов. «Инопланетянка», 2000 г. (© Aspan Gallery)

«Я принадлежу к последнему поколению авангардистов СССР, которое не думало, что оно будет последним», — так определял когда-то свое место в искусстве Маслов. На сегодня есть точные характеристики его арт-практики от искусствоведов Ирины Юферовой, Валерии Ибраевой и художника Елены Воробьевой.

Стратегически концепция художественного авангарда Сергея Маслова созвучна тому, как, с какими медиа и установками создавал свои работы поэт и художник Дмитрий Пригов. Картины, тексты и художественный акционизм обоих авторов отличаются индивидуальным своеобразием, но столь же созвучны их принципы идеологического и эстетического осмысления своего времени. Так же как у Пригова, в творчестве Маслова отражена фактура 90-х, но в той же мере обоих отличает риторика прямого социального высказывания и очевидна деконструкция советского языка. В своем творчестве Маслов также изучал темы сексуальности и телесности, которые для него являлись важными мотивами в критике патриархального официозного дискурса национального возрождения.

Работы Сергея Маслова были представлены на двух десятках выставок, в основном в Казахстане, а также во Франции, Германии, США, России, Италии. Он преподавал и был лишен этой возможности. Неформальный лидер галереи «Вояджер» и сторож при ней же. Многие тексты художника, которые создавались для перформанса, во время и после, сохранились в первую очередь благодаря его друзьям Елене и Виктору Воробьевым, в том числе в бумажном виде: «Здесь был Маслов». Алматы, 2004; Маслов С. «Алматы». 2021; Маслов C. «Ловец снов». Каталог выставки. 2021; Маслов С. «Звездные кочевники». Алматы, 2021.

Газинур Гиздатов

Изображения:

Художник Сергей Маслов, 1997 г. (© Aspan Gallery)

Сергей Маслов. «Влюбленная в степи», 1992 г. (© Aspan Gallery)

Сергей Маслов. «Рыба-носорог», 1997 г. (© Aspan Gallery)

Сергей Маслов. «Моя Уитни», 1999 г. (© Aspan Gallery)

Сергей Маслов. «Без названия» («Девушка в кимешеке»). (© Aspan Gallery)

Сергей Маслов. «Инопланетянка», 2000 г. (© Aspan Gallery)

 

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику