Lemanika: «Оперный уикенд с Михаилом Мугинштейном» в Цюрихе
В трактовке Теодора Верди необычен Наш собеседник – Алексей Трифонов, директор по развитию оркестра MusicAeterna. В апреле Алексей прилетит в Цюрих на премьеру оперы Верди «Макбет», которой будет дирижировать маэстро Теодор Курентзис. В Швейцарии Алексей Трифонов будет не только зрителем, но и выступит в качестве лектора в культурном проекте лектория «Lemanika».
— Алексей, кому будет адресована лекция?
— Лекции я начал читать ещё в своём родном РГГУ в 2003 году, и теперь помимо академических курсов на журфаке МГУ, в Университете управления и Академии им. Гнесиных, периодически читаю лекции для не столь подготовленной публики. К примеру, в музее современного искусства «Гараж» читал курс, посвящённый музыкальной герменевтике, вопросам восприятия слушателями музыкальной интерпретации.
— Что приготовлено для слушателей оперного лектория Lemanika в Цюрихе?
— Я буду говорить о том, как разные дирижеры, включая Теодора Курентзиса, с которым я сотрудничаю уже более десяти лет, трактуют одни и те же хрестоматийные произведения.
Мы рассмотрим несколько примеров на основе уже сделанных Теодором записей, в том числе Скрипичного концерта Чайковского, и я постараюсь показать насколько иначе маэстро Курентзис слышит известные всем любителям классической музыки произведения. Так, чтобы дальше слушатели уже были подготовлены к тому, что Верди в трактовке Теодора может показаться для них необычным.
— «Макбета» Курентзис будет дирижировать в Оперном театре Цюриха. Помня, что звучание музыки чувствительно к пространству, каковы особенности зала?
— На мой взгляд, это один из самых значительных оперных театров мира, если судить по всем критериям. Зал не слишком большой, но обладает изумительной акустикой.
Второй момент: там прекрасный оркестр. Это выдающиеся музыканты, которые именно музыканты, а не оркестранты, они приходят творить музыку, а не отбывать рабочую повинность, что к сожалению, в Европе довольно часто распространено… В Цюрихском театре развита практика stagione, когда постановку делают с привлечением лучших творческих сил, спектакль исполняют несколько раз и дальше про него либо забывают совсем, либо возобновляют года через три.
Цюрих славится своим пристрастным отношением к тому, кто будет спектаклем дирижировать, какие солисты будут петь. В общем, на мой взгляд, если говорить по «гамбургскому счёту», Цюрих и Мюнхен – это два лучших на сегодня в Европе оперных театра. Традиционно в Цюрихе за Верди отвечал Нелло Санти, один из самых уважаемых в Европе специалистов по традиционному итальянскому репертуару, он ещё в 60-е годы дирижировал спектаклями с Марией Каллас, и у него абсолютно своё понимание вердиевского звука. И вот любопытно, как оркестр сможет выдать с Теодором другое звучание. И как маэстро его слышит.
— В Швейцарии вы не только прочитаете лекцию, но и проведёте презентацию третьего тома энциклопедии «400 лет оперы», подготовленной Михаилом Мугинштейном. Чем вам интересен этот многолетний труд известного российского музыковеда?
— Я считаю, что это очень ценная работа, направленная на популяризацию оперного искусства. К сожалению, большинство обобщающих работ по истории оперы, которые есть на русском языке, носят либо совсем поверхностный характер, либо наоборот слишком академический, а Михаилу удалось понятным даже неподготовленному человеку языком изложить весьма интересные вещи относительно не только истории создания конкретных произведений, но и потенциала их интерпретаций.
Текст: Lemanika
Место проведения: Zurich Marriott Hotel | Neumuehlequai 42, 8001 Zurich
Зал: Tourbillon, 4-ый этаж, северное крыло
Для приобретения билетов обращайтесь к организатору: http://www.lemanika.com
Флаер в формате pdf (528 КБ) = > открыть здесь
Поделитесь публикацией с друзьями